Нахичевань - самый большой в мире сухопутный эксклав. Как она получилась?

...В ясную погоду из Нахичевани виден Арарат (в местной традиции - Агрыдаг), до которого около 100 километров, и Малая (3927м) да Большая (5165 м) вершины здесь непривычно накладываются друг на друга. В отличие от большей части Азербайджана, Нахичевань никогда не входила в состав Кавказской Албании, но когда-то была периферией Урарту, от которой осталась крепость Огланкала близ Шарура в северной половине региона. Ещё есть Гявуркала близ села со звучным названием Шахтахты, принадлежавшая доурартийской нахичеванской культуре. Она не была частью куро-араксинской культуры, но являлась по сути дела тем же - дальней ойкуменой Двуречья.

Нахичевань - самый большой в мире сухопутный эксклав. Как она получилась? - фото 1
Из осколков Урарту под властью Персии образовалась Армения, с которой и была связана история Нахичевани в древние века. Нахджеван и Гохтн числились гаварами (уездами) Васпуракана - важнейшей после пристоличного Айрарата армянской провинции, простиравшейся отсюда до озера Ван. С разделом Армении в 387 году Нахичевань отошла Ирану, в 629 году была захвачена Византией, а в 705 году сюда ворвался Арабский халифат.

В Нашабе арабы не встретили покорности, и потому сожгли местных князей заживо в одной из церквей. Поскольку под самими земля здесь горела, и дело было не только в армянах - в начале 9 столетия Нахичевань оказалась в эпицентре антиисламского восстания хуррамита Бабека. Ещё сотню лет спустя армяне под руководством династии Багратуни отвоевали Васпуракан у арабов, и обезглавленный в 705 году Нахиджеван был передан другому царству Сюник, по большей части лежавшему за горами Зангезура.

Здешние армянские храмы, впрочем, на сюникские были совсем не похожи, да и вообще нигде в нынешней Армении, кроме Мегри на Араксе, нету таких завершний наподобие тюркских мавзолеев. Теперь всё это в прошлом - обильное ещё сотню лет назад армянское наследие в последние десятилетия уничтожено здесь подчистую, так что теперь где-нибудь в Южной Африке легче найти армянский след. Однако о былых хозяевах косвенно напоминает Нахичевань-на-Дону, основанная переселенцами ещё в 18 веке.

Сам ландшафт Нахичевани с засушливой степью на фоне гор просто не мог не сделать её домом для тюрок, стоило тем явиться из среднеазиатских пустынь в эту древнюю землю. В уже упомянутой державе Ильдегизидов, в лучшие времена охватывавшей весь Иран, Нахичевань была одной из столиц. А уж в 13-15 веках, когда в Передней Азии царил первородный хаос орд Кара-Коюнлу (Чёрных Овнов) и Ак-Коюнлу (Белых Овнов), Нахичевань и вовсе превратилась в один из узлов их кочевий.

Здесь закрепилось племя кенгерли, образовавшееся из остатков примкнувших к сельджукам печенег. Позже они вошли в союз кызылбашей - кочевых азербайджанцев с Сефевидами во главе, в начале 16 века покоривших Иран и сделавших его шиитским. Наследие тех тюркских брожений - каменные овны, часто с барельефами оружия, встречающиеся в принципе по всему Закавказью (причём армяне таких тоже ваяли), но более нигде - в таком количестве:

Армян же в 1604 году сефевидский шах Аббас выселил вглубь страны, и кенгерлийцы стали безраздельными хозяевами Нахичевани. В 1747 году, с началом очередной иранской смуты, среди двух десятков азербайджанских ханств появилось и Нахичеваньское ханство Гейдара-Кули-хана Кенгерли.

Небольшое и слабое, без выдающихся лидеров и статей экспорта, на русско-персидских войнах оно оставалось в тылу Эриваньского и Карабахского ханств. Сменился в нём, однако, десяток государей, и в конце 18 века Калбали-хан не поладил с Ага-Мухаммедом Каджаром, скопцом-человеконенавистником из Мазендерана, утопившим Персию в крови, но положившим начало (через племянника) новой Каджарской династии. Калбали-хана он ослепил, что и аукнулось его потомкам - когда в 1827 году Нахичеванский край занял русский генерал Иван Паскевич-Эриваньский, Эсхан-хан Кенгерли недолго думая присягнул чужому царю.

Россия этого не забыла: Эсхан-хан сохранил трон, и даже после ликвидации ханства до старости оставался в своей вотчине наибом. Его потомки вошли в русское дворянство как Хан-Нахичеваньские (ещё одним родом отсюда стали Шахтахтинские - уже упоминавшиеся Шахтахты были экономическим центром ханства), а одним из подразделений Российской армии в 1828-56 годах была кенгерлийская конница. К началу ХХ века здесь располагались Нахичеваньский (юг) и Шарур-Даралагезский (север) уезды Эриваньской губернии, но несмотря на активную репатриацию, армяне так и не стали в Нахичевани большинством: по переписи 1897 года 64% жителей по-прежнему были тюрки.

Но армяне всё равно считали эту землю своей, и в 1918 году, после краха Российской империи сюда вторгся Андраник Озанян, которого вскоре выгнала армия Османской империи. Под её присмотром осенью 1918 года местные азербайджанцы держали совет с местечке Камарлу (ныне Арташат близ Хор-Вирапа) и провозгласили Араксскую республику со столицей в Игдире. Месяц спустя султан пал вслед за царём, и лишившись османской защиты да получив ряд поражений от армян, республика превратилась в новое Нахичеванское ханство, где вся власть принадлежала Джафаркули Хан-Нахичеванскому, Кебиру Хан-Эриванскому, их родне и лояльному Нахичеванскому Тюркскому правительству.

На какое-то время турки смогли включить Нахичевань в марионеточную Карсскую республику как Шарур-Нахичеваньское генерал-губернаторство, но с весны 1919 года здесь закрепилась армянская армия. И - вновь ненадолго: наведение порядка быстро перешло в этнические чистки, ответом на которые стало восстание мусульман и резня в армянских селениях: теперь Нахичевань оказалась в сфере влияния Азербайджанской Демократической республики, которая вела с Первой Армянской республикой самую настоящую прокси-войну.

Положить этому конец пытались даже американцы, тогда активно проникавшие в Переднюю Азию, вот только Америка стала недоговороспособной лишь на радостях от "конца Истории", а вот кавказские народы договороспособностью не отличались никогда, обо что и разбился проект нейтральной зоны под прямым управлением американского генерал-губернатора. Здесь споры чаще решаются силой оружия: летом 1920 года Нахичевань заняли Советская Россия и Кемалистская Турция.

И так как обе они не хотели новой русско-турецкой войны, между Лениным и Ататюрком начался долгий изнурительный дипломатический торг. Турции отошли Карс и Игдир, а Батум и Нахичевань вернулись Советской России с рядом оговорок.

Турки не сомневались, что СССР рухнет скоро, и позаботились о том, чтобы его осколки было легче собирать. Так в Закавказье появилось три по сути бессмысленных автономии: Аджария (единственная в СССР образована по религиозному признаку), Нагорный Карабах (армянская автономия в Азербайджане с границей в нескольких километрах от АрмССР) и Нахичевань, вообще не имевшая критериев быть автономией.

Армян к 1921 году в ней почти не осталось, на их место заселилось множество азербайджанцев из Первой Армении, как, например, Алиевы из Сисианского района, в семье которых в 1923 году родился сын Гейдар. И логично было бы превратить две ССР на "А" в закавказский инь-ян с армянской автономией Карабаха в составе Азербайджана и азербайджанской автономией Нахичевани в составе Армении (что в 1988 непременно обернулось бы вторым фронтом Карабахской войны), но... туркам обещали Армении ничего из спорных регионов не отдавать!

В 1920 году была провозглашена Нахичеванская ССР, существовавшая больше на бумаге - даже её флаг с кадра ниже никогда не выпускался физически и был реконструирован из описания. Существование двух ССР с одной титульной нацией выглядело явно бессмысленным, и в 1923 году Нахичевань вошла в состав Советского Азербайджана (который сам тогда был частью ЗСФСР). И хотя к середине ХХ века СССР явно мог позволить себе забыть про все обязательства перед турками, влияние обеих республик на Москву оставалось достаточным для сохранения статус-кво вплоть до Перестройки.

Но из 4 президентов, сменившихся с тех пор в Баку, трое родом из Нахичевани. Например, диссидент, пантюркист-западник и вообще интеллигентнейший человек Абульфаз Эльчибей, который, конечно, не мог не наломать дров во внешней политике, в Карабахе потеряв такого союзника, как Россия.

Ну, а Гейдар из Нахичевани к тому времени вырос, подался в чекисты, в 1969-82 годах зарекомендовал себя "отцом нации" Советского Азербайджана, передушив в том числе прочие кланы (чем, косвенно, и земляку Эльчибею открыл путь наверх), вершил дела всесоюзные в Москве, а как не стало Союза - вернулся на малую родину.

В Нахичевани, хоть и отрезанной Арменией от Азербайджана, тогда было спокойно, не считая единственного пограничного боя под Садараком: турки говорили "Только тронь!" армянам, а русские - туркам, так что конфликт здесь мог стать первой искрой аж целой ядерной войны. Ещё в Перестройку азербайджанцы с двух сторон Аракса разломали границу и кинулись брататься, так что первыми, с кем Алиев наладил отношения, стал Иран. Но вскоре он заключил всеобъемлющий договор с Турцией, а для Армении смог создать договороспособный образ - вплоть до ежедневных телефонных разговоров с её первыми лицами и воздушных коридоров сквозь фронт. О чём-то он определённо договорился и с Россией, так как оружие из оставленных её армией арсеналов в Гяндже досталось генералу Сурету Гусейнову, который тут же взбунтовался и двинул войска на Баку. Куда и сам Алиев вскоре въехал на белом коне. Ну а на малой родине, как нетрудно догадаться, культ личности Гейдара достигает апогея:

Нынешняя Нахичевань имеет статус автономного государства в ассоциации с Азербайджаном - у нас таким мог похвастаться лишь Татарстан, да и то при Ельцине. Но по сути это государство - Азербайджан в квадрате. Начиная с этнического состава: неазербайджанцы здесь - это несколько тысяч курдов (0,3% населения, а фактически несколько больше), бежавших сюда из Армении, да единицы других народов, заброшенные в этот край судьбой. В языковом плане это, пожалуй, самое "титульное" место бывшего СССР - русским или английским тут владеют чуть чаще, чем в Турции, но как бы не реже, чем в Монголии, по крайней мере даже не каждый десятый. Причём впечатляет "глубина" этого незнания - натурально, на уровне "ни слова". Нахичеванские города и веси ухожены до состояния декораций ("фишка" местных реставраторов - красный кирпич и золотые купола)...

...а в тихом омуте бродят черти: хотя тут были построены новые предприятия (в том числе Нахичеваньский автозавод для сборки китайских "Лифанов"), всё же главной статьёй экономики кажутся бюджеты силовых ведомств. Военные базы тут стоят на каждом углу, а путевые заметки полнятся историями о том, как чекисты "вели" туриста натурально каждый шаг - как я понимаю, с таким вероятнее столкнуться, въехав через Игдир и тем более из Ирана.

Местные убеждены, что в Нахичевань пускают только по пропуску, о наличии которого меня спрашивали неоднократно и искренне сочувствовали, узнав, что у меня такового нет. А после вот этого кадра в самом центре Нахичевани за мной пару кварталов шёл мужичок, что-то мне кричал (я различал "тур! тур!" - "Стой! Стой!") и куда-то звонил, вероятно в полицию. Полицейские, к счастью, ехать поленились и вероятно даже в курсе, что туристов не надо хватать. Ну а иные шёпотом рассказывали про некоего "Мэра", который превратил Нахичевань в своё поместье и всячески старается поддерживать этот страх. А может это обычное "чужие здесь не ходят". В целом, как и во всём Азербайджане, тут гостеприимство и подозрительность причудливо балансируют, вот только по сравнению с "материком" и то, и другое ощутимее.

Братания нахичеванцев с иранскими азербайджанцами - в прошлом, но всё же влияние Ирана здесь очень заметно. Он сам всё время виден на заднем плане, как Афганистан с Памирского тракта, и его населённые пункты выглядят совсем иначе - вот например Сиярут напротив Ордубада:

Но многое и проникает через Аракс:

В том числе - иранские фуры. Такими изобилуют дороги Армении, но я не припомню их в "материковом" Азербайджане. Правда - без характерных драндулетов 1960-70-х годов - видимо, экологические требования и здесь гораздо строже:

Не редкость иранские продукты, а с ними видимо иранская культура еды, точнее её отсутствие - Нахичевань запомнилась мне единственным местом Азербайджана, где невкусно кормят. Впрочем, кафешек, как и гостиниц, тут просто очень мало.

И даже газовые вентили на домах - с иранской вязью! Политически и экономически, конечно, влияние Турции тут сильнее, но "на земле" заметнее Иран:

Закончив с общеобзорной частью, покажу ещё пару мест, которые не влезли в рассказы о городе и районах. В городе это та самая площадь Государственного флага, представляющая собой ступенчатый курган:

С вершины кургана слева виден город, всё так же пугающий своим благообразием, и зубчатый Иляндаг позади:

С другой стороны просматриваются острова на Араксском водохранилище - как я понимаю, это остатки крепости Аббас-Абад. построенный в 1826 году персидским принцем Аббас-Мирзой как плацдарм и подчинявшейся не местным ханам, а непосредственно шаху. В Туркманчайском договоре она значилась отдельно от двух покорённых ханств, но упразднена была уже в 1834 году. До постройки гидроузла на её месте стояла погранзастава:

Ближе - контрастирующие с остальным обликом Нахичевани руины коврового комбината:

Самостоятельной традиция ковроделия Нахичевань не дала, но всё же ковры здесь делались издавна. Уверен, в Иране местную школу причислили бы к тебризским коврам, в Армении объявили бы исконно своими, ну а в Азербайджане нахичеваньский ковёр - вариация карабахского ковра, который и возник в свою очередь там, где сошлись кавказская, персидская и армянская традиции. Да и внутри Нахичевани, как я понимаю, было несколько школ - вот слева ковёр из Ордубада, а справа - из Нахичевани-города:

А у подножья холма - улица, ведущая в центр Нахичевани мимо местной мечети Хазрет-Хызр и огромный советский автовокзал, полный кассами турецких автобусных компаний. Едва ли не самый оживлённый маршрут - в Игдир, а есть автобусы хоть до Стамбула. Не меньше впечатляют рейсы в Баку, едущие, вопреки моим предположениям, через Иран, вдоль Аракса, за которым видны Мегри и разрушенный Карабах - с учётом двух границ, между которыми пломбируют багажник, путь занимает 10 часов. Здесь же - паровозно пыхтящие ПАЗики до окрестных селений и вереницы частников, подражающих иранским савари (коллективным такси).

Ну, а я сел в ПАЗик и созерцал, как салон его заполняет колоритный сельский люд. При всём лоске городов, нахичеваньские селяне кажутся какими-то более архаичным и этнографичным, чем "материковые" азербайджанцы.

Несколько видов из окон ПАЗика, к северу от Нахичевани (хотя большинство достопримечательностей - к югу). Например, новый цементный завод:

Пышные ухоженные сёла, воинские части, где я не доставал камеру. Да вот очередной монумент Гейдару Алиеву:

Дорога на север ведёт в Турцию через городок Шарур, основанный в 1849 году как армянское уездное село Баш-Норашен, не доросшее к началу ХХ века до 1000 жителей. Ещё есть Шахбуз - он не выше и не ниже Нахичевани-города по Араксу, зато выше по склонам Зангезурского хребта, и в тянущемся дальше Шахбузском заповеднике есть красивые леса, прохладное горное озеро Батабат, Бадамлинские минеральные источники, "каменные грибы" и скалы с петроглифами.

Словом, Нахичевань - колоритное место.

Источник: https://zen.yandex.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить