На Таймыре диких северных оленей пометили спутниковыми ошейниками. Во время летней экспедиции сотрудники ФГБУ «Заповедники Таймыра» пометили 8 оленей спутниковыми ошейниками, и еще 6 предстоит установить в период осенней миграции животных. 10 радиомаяков были переданы биологам Всемирным фондом дикой природы (WWF).
Современные технологии позволяют следить за территориальным размещением и поведением животных, а также искать их скопления во время учетов численности.
Молодые олени сохнут после переправы. (С) Михаил Бондарь / WWF России
«Дикий северный олень на Таймыре сейчас под большим прессингом. За последние 10 лет популяция сократилась вдвое – из-за промышленного освоения, климатических изменений и браконьерства, – отмечает Владимир Кревер, научный руководитель программы WWF России по сохранению биоразнообразия. – Чтобы выработать меры сохранения вида, крайне важна полная и актуальная информация о перемещении животных, местах их концентрации, поведении и т.д. Мечение спутниковыми ошейниками – хорошо зарекомендовавшая себя эффективная методика. WWF уже не первый год поддерживает эти исследования – за последние несколько лет при содействии Фонда радиомаяками помечено более сорока оленей на Таймыре и в Якутии, и эта работа будет продолжаться».
«Мечение осуществлялось во время переправы животных через реку, с лодки, при помощи специального устройства, удерживающего оленя, с установкой на него ошейника. Сейчас методика установки спутниковых радиомаяков отработана достаточно хорошо, что позволяет быстро и надежно метить ошейниками оленей с причинением им наименьшего беспокойства. В этом году 10 спутниковых ошейников «Квазар» передал WWF России. «Квазар» – это инновационная разработка компании ЭС-ПАС. По сравнению с предыдущей моделью – «Пульсар» – новые маяки работают намного дольше и показывают более точные координаты местоположения оленей. Это исключает необходимость частой установки оборудования и лишнее беспокойство животных», – рассказывает Михаил Бондарь, заместитель директора по науке ФГБУ «Заповедники Таймыра».
Стартовала экспедиция в начале июня, сразу после ледохода на реках Хета и Хатанга. В этом году олени начали миграцию по сравнению с последними годами практически на две недели раньше. Основные группы выдвинулись на север, как только стало теплеть. И, благодаря высокой интенсивности весенней миграции, большая часть популяции сумела преодолеть реки еще по льду: уже 7 мая первые олени были замечены на реке Хета, тогда как в прошлом году это произошло только 16 мая.
В предыдущие годы из-за ранневесенних волн тепла на востоке Таймыра, что наибольшим образом связано с локальными изменениями климата, реки вскрывались раньше и животные с новорожденными телятами были вынуждены пересекать водную преграду вплавь. При этом много новорожденных и годовалый телят погибало. Сейчас же, за счет ранних сроков миграции, большая часть успела переправиться до отела, по льду, и телята появились на свет уже на летних пастбищах. А значит, есть вероятность, что большая их часть выжила и стала потенциальным пополнением популяции.
О том, что произошел отел, исследователи узнали именно благодаря данным со спутниковых ошейников, установленных на самок ранее. Оказавшись на летних пастбищах, в период отела животные несколько дней находились примерно в одной точке, не отходя далеко. А это вероятный признак того, что у самок появились новорожденные.
«По нашим данным в этом году на миграционных путях прошло очень мало оленей, а в некоторых местах переправ через реки Хатанга и Хета, где животные ранее ежегодно регистрировались, их не оказалось вовсе. Все работы по мечению оленей и наблюдению за ходом весенней миграции в этом году производились до периода отела – с середины июня до середины июля, поэтому новорожденных телят мы не регистрировали. Собственно, и вся весенняя миграция на этом водном рубеже прошла практически до начала отела», – добавляет Михаил Бондарь.
Благодаря затяжной весне, прохладному лету и малому количеству кровососущих насекомых в первой половине лета на летних пастбищах олени чувствовали себя комфортно. Об этом исследователям также рассказывают данные спутниковых треков. Животные располагались по тундре рассредоточено, не сбиваясь в крупные стада. Из-за установившейся прохладной и дождливой погоды, комаров почти не было. Однако к концу июля, с приходом теплой погоды, начал проявляться массовый выплод комаров, что способствовало сплочению животных и откочевке к северу, на южные склоны гор Бырранга. Несмотря на это, часть животных уже начала обратный ход из тундры в северную тайгу, что обычно всегда и происходит в начале августа.
За дополнительной информацией обращайтесь в пресс-службу WWF России:
Дмитрий Рябов, коммуникатор арктических проектов
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.