Заплывший в середине декабря 2012 года в Авачинскую бухту калан находится на грани выживания, заявили учёные КамчатНИРО. Они говорят, что дальнейшее пребывание животного в том районе опасно для его жизни.
Краснокнижное животное облюбовало лежбище сивучей на мысе Чавыча, питалось моллюсками и морскими ежами, живущими вдоль сливной трубы очистных сооружений. В последнее время состояние калана заметно ухудшилось: в середине декабря, когда зверь впервые был замечен, он был в нормальной форме и не истощён. Сейчас активность его заметно снизилась, некоторые части тела воспалены, организм обезвожен.
«Калан относится к тем морским млекопитающим, которые очень требовательны к качеству кормов и чистоте воды. К сожалению, Авачинская бухта не отвечает этим требованиям. Так, 3 января был вынос загрязнённой воды с мазутной плёнкой, которую наблюдали из бухты Сероглазка. 8 и 9 января из бухты Моховая шлейф грязной воды с запахом дизельного топлива тянулся от причала бухты и до мыса Чавыча и проходил в 100 метрах от него. Пятна нефтепродуктов на поверхности моря вблизи мыса Чавыча, которые, как мы видим, отмечаются довольно часто, возможно загрязнили мех животного, нарушили структуру волосяного покрова и лишили его теплоизоляционных свойств и животное заболело», — сказал заведующий лабораторией морских млекопитающих ФГУП «КамчатНИРО» Сергей Коренев.
Также на состояние калана повлияло и то, что он питается моллюсками, обитающими возле трубы и которые являются фильтратами и накопителями загрязнённых и вредных веществ. Жизнь калана находится под угрозой. «Ситуация с каждым днем ухудшается — постепенное замерзание бухты (которое обычно происходит к середине января — началу февраля) в дальнейшем ограничит район плавания и кормления животного и в конечном итоге при полном сковывании льдом бухты сделает невозможным его кормление. Опасно для жизни калана и нахождение на неогороженном лежбище сивучей, где его могут убить бродячие собаки. В общем, калана нужно срочно спасать. Учёные КамчатНИРО предлагают перевезти его на побережье за пределы бухты или передержать до весны в дельфинарии, например во Владивостоке», — добавил Сергей Коренев.