Не успели еще догореть пожары, уничтожившие, по предварительным подсчетам более 1,5 миллионов гектар Байкальской тайги. Потери ресурсов, ущерб живой природе не исчисляются цифрами сгоревших площадей. А в прессе региона появляются все новые публикации, заставляющие вновь и вновь испытывать чувство острой тревоги за Байкал и его природу.
Этой осенью нерест омуля начался аномально поздно, сообщает агентство БайкалDaily. Рыба идет вверх по Селенге очень медленно.
— «Скорость просто аномально низкая, говорит Владимир Петерфельд, директор Байкальского филиала «Госрыбцентра». — Этот год почти один в один повторяет ситуацию 2013 г., когда перед заходом рыбы в реку поднялся уровень воды в Селенге. Если он в 2013 г. поднялся довольно существенно, то в этом году он сначала поднялся, потом начал падать,… Сейчас уровень воды примерно на метр ниже, чем в 2013 г., но тем не менее, на около метра выше, чем в прошлом году. Последний паводок, скорее всего, и затормозил заход рыбы в реку», — отмечает ученый.
Научные наблюдения позволяют предположить, что рыба не будет подниматься далеко по реке, не поднимется выше г. Улан-Удэ. По словам Владимира Петерфельда, это очень плохо. Состояние популяции и так движется к критическому. Выживаемость же икры, отложенной ниже Улан-Удэ, имеющего немалое население и промышленность со всеми вытекающими загрязнениями, стоками, очень низкая. Поэтому Селенгинскому рыбоводному заводу надо приложить все усилия, чтобы максимально взять производителей и заложить икру для искусственного воспроизводства.
По реке Баргузин рыба начала чуть-чуть заходить 5 сентября. Температура воды в ней такая же, как в Селенге, и косяк рыбы, готовой зайти в Баргузин на нерест, постепенно увеличивается. Но вода в Баргузине стоит на аномально низкой отметке. Специалисты говорят, что такой мелкой воды никогда не было.
Как обычно в период нереста на Байкале активизировались и браконьеры. Инспекция изымает лодки, моторы, километры сетей. А ситуация начинает постепенно накаляться: в Усть-Баргузине браконьеры, возмущенные высокой эффективностью работы инспекторских групп… устроили несанкционированный митинг
А тем временем Министерство сельского хозяйства и продовольствия Бурятии, похоже,намерено всерьез взяться за еще неосвоенный ресурс озера – байкальскую нерпу и баклана. Численность их существенно увеличилась за последние годы и с точки зрения ведомства, подлежит регулированию. На эти два вида даже готовы «возложить ответственность» за состояние рыбных запасов озера.
Численность нерпы достигает 100 тысяч голов, что по некоторым оценкам значительно превышает её кормовую базу. Она способна поедать практически все виды рыб, и с точки зрения ведомства может наносить ущерб рыбным запасам. Одно из решений проблемы ведомство видит в возобновлении промышленного вылова нерпы.
В настоящий момент министерством сельского хозяйства и продовольствия Бурятии и управлением ветеринарии Бурятии рассматривается решение о повсеместной добыче нерпы. А также промышленной переработке шкуры, мяса и жира По сделанным оценкам, одна молодая нерпа может стать источником примерно 30 кг туши, 20 кг мяса и 5-6 кг целебного жира, за который можно получить до трех тысяч рублей. Прибыль с одной тысячи выловленных нерп, по предварительным подсчетам, может достигать 7 миллионов рублей в год.
Что касается баклана — его численность также резко возросла в последнее время. Только на территории Чивыркуйского залива отмечается около трёх тысяч особей. Охота на данную птицу открыта уже с 22 августа. Однако в этом году, по мнению ведомства, масштабный промысел не удался, в связи с режимом ЧС. Кроме того, как дичь баклан охотников мало интересует: мясо этой птицы имеет характерный рыбный запах. В связи с этим министерству природных ресурсов Бурятии, Бурприроднадзору и другим заинтересованным ведомствам рекомендовано провести научно – исследовательскую работу по учету численности и вреда наносимым бакланом. А также внести предложения в Правительство Республики по регулированию численности птицы. Для решения данных вопросов и выработки консолидированных решений на совещании решено создать рабочую группу, куда войдут представители министерства сельского хозяйства и продовольствия, министерства природных ресурсов, ученые, управления ветеринарии, «Госрыбцентра», представители администрации районов и другие заинтересованные ведомства.
По материалам БайкалDaily