Компания «Аэросоюз», которая может стать одним из главных инвесторов в строительстве сети вертолетных площадок в Московской области, определилась с точками для размещения объектов. Как сообщил «Известиям» коммерческий директор компании Максим Благодатский, площадки в сотрудничестве с правительством Подмосковья предполагается создать в районе Химок, рядом с Каширским шоссе, около торгового центра «Мега — Белая дача» и Мытищинского рынка. Собственные центры, рассчитанные на 10 или более вертолетов, компания планирует разместить в районе Реутово, Ясенево, Долгопрудного, на пересечениях МКАД с Варшавским шоссе и улицей Генерала Дорохова. Строительство одного центра обойдется не менее чем в 10 млн рублей.
Как отметил первый заместитель министра транспорта Подмосковья Александр Митусов, интерес к проекту проявили несколько компаний, среди которых «Аэросоюз».
— Документально сотрудничество еще не оформлено, — рассказал Митусов. — Точно не определены и условия, на которых будет реализовываться проект.
Как отметил чиновник, предполагается, что одна площадка будет занимать площадь около 0,6 га. Это достаточно, чтобы там можно было разместить несколько зон взлета и посадки, ангар для вертолетов и заправочную станцию.
— Ангар нужен не для постоянного, а для временного хранения вертолета, — пояснил чиновник. — Площадками могут пользоваться многие компании, но базироваться их вертолеты должны в других местах.
По словам Митусова, площадки могут использоваться для самых разных перевозок — для скорой помощи, туристических маршрутов, спортивных мероприятий, авиатакси, межрегионального сообщения. Как писали «Известия», власти Московской области планируют наладить регулярное вертолетное сообщение со всеми соседними регионами, кроме Москвы, небо над которой закрыто. Для создания вертолетной инфраструктуры вдоль МКАД планируется привлечь внебюджетные инвестиции в размере 475 млн рублей.
Как рассказал Благодатский, часть площадок компания будет создавать в рамках совместного проекта с правительством Московской области, часть — самостоятельно.
— На последней встрече мы обсуждали возможность совместного строительства четырех площадок, — сказал представитель компании. — Условия пока не определены. Но как минимум участие области будет заключаться в том, что она предоставит нам землю. При этом площадка может остаться в собственности области, а мы будем официальным эксплуатантом вертолетного центра.
По словам Благодатского, сейчас «Аэросоюз» ведет переговоры с собственниками участков, где будут строиться центры компании. Решение вопросов по участкам для общих площадок взяла на себя область.
— Когда мы строим площадки самостоятельно, мы все равно учитываем пожелания области. В частности, по просьбе области они будут приспособлены для больших тяжелых вертолетов Ми-8, — добавил он.
В настоящее время у «Аэросоюза» есть одна готовая площадка на МКАД — в районе пересечения с шоссе Энтузиастов. Она рассчитана на размещение семи вертолетов типа Robinson.
По словам Благодатского, рынок вертолетных перевозок в Подмосковье ждет активное развитие. Сейчас сдерживающим фактором является недостаток инфраструктуры. На вертолетах, как предполагает эксперт, будут летать не только бизнесмены и «люди, которые влюблены в небо», но и другие пассажиры «самых разных категорий».
— Если наладить сообщение, например, от МКАД до аэропорта Шереметьево, долететь туда можно будет за 5–7 минут за 2–2,5 тыс. рублей, — отметил эксперт. — Для многих это будет предпочтительнее, чем час стоять в пробке.
Старший научный сотрудник Центра экономики транспорта Екатерина Решетова считает, что сеть вертолетных площадок необходима Москве, однако использовать их для пассажирского сообщения будет проблематично.
— Экстренным службам, которые и сейчас используют вертолеты в своей работе, действительно не хватает площадок с инфраструктурой: удобными ВПП, заправками, — отметила эксперт. — Однако с пассажирскими перевозками сложнее. Сейчас есть частные компании, предлагающие перелет на вертолете, и стоимость часа составляет от 25 тыс. рублей. Соответственно, массовые перевозки могут быть доступны только при условии, что полеты будут субсидироваться из местного бюджета. Целесообразность этого под вопросом, поскольку вертолет не может перевозить большое количество пассажиров сразу.
Кроме того, вертолеты могут работать не при любых погодных условиях в отличие, например, от метро, аэроэкспрессов и электричек, добавила эксперт. Решетова также отметила, что площадки должны находиться в автомобильной доступности, а рядом с ними обязательно следует сделать парковки для машин пассажиров. При этом строить вертолетные центры в непосредственной близости от МКАД не стоит, потому что это может усугубить и без того тяжелую транспортную ситуацию, заключила эксперт.