Самый сильный за последнюю пятилетку обвал цен на нефть, совпавший с санкциями Запада и прочим геополитическим негативом, не прошел даром для российской экономики. Власти РФ впервые признали, что рецессия в следующем году неизбежна, а восстановления экономики можно ожидать не ранее чем в среднесрочной перспективе.
Минэкономразвития во вторник представило уточненный макропрогноз на этот и следующий год. Ведомство исходит из того, что санкции продлятся, как минимум, весь следующий год. По мнению экспертов, прогноз отражает реальность — нефть дешевеет, цены растут, а рубль слабеет.
Новые цифры можно без прикрас назвать уже не тревожными, а слегка шокирующими. Спад экономики РФ в следующем году составит 0,8%; основной «удар» придется на первое полугодие, а потом возможен отскок. Доллар в 2015 году будет стоить около 49 рублей, нефть — 80 долларов за баррель, а инфляция составит 7,5%, полагают в министерстве.
«Прогноз Минэкономразвития во многом отражает реалии сегодняшнего дня как с точки зрения экономической политики, так и с точки зрения внешних условий и того, как экономика реагирует на эти условия», — считает главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик.
Новый прогноз Минэкономразвития еще не согласован в правительстве и будет обсуждаться, заверил журналистов глава Минфина Антон Силуанов, хотя оценки обоих министерств по многим показателям совпадают.
Ухудшение ситуации в экономике РФ вызвано не только ценами на нефть и геополитической ситуацией, но и структурными проблемами, например, высокими издержками предприятий, сказал журналистам замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев, представляя документ.
«Прямолинейно утверждать, что российская экономика снижает темпы роста или входит в отрицательную область только из-за цен на нефть, нельзя», — считает он. Вместе с тем презентация нового прогноза совпала с новым обвалом цен на нефть — примерно на 10 долларов за баррель за последнюю неделю. Сейчас нефть на мировых рынках стоит чуть больше 70 долларов за баррель.
На этом фоне рубль ежедневно обновляет исторические минимумы к доллару и евро. Многие экономисты обвиняют власти в умышленной девальвации рубля ради пополнения нефтегазовых доходов бюджета.
Директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин попытался опровергнуть эти обвинения.
«Понятно, что удешевление рубля является определенной подушкой для бюджета, но оно ни в коей мере не является панацеей. Оно ведет к гораздо большим проблемам в среднесрочной и долгосрочной перспективе, и с этой точки зрения мы никогда не будем пропагандистами идеи, что курс можно побольше специально ослабить, чтобы это было лучше для бюджета», — заявил он.
И Минфин, и Минэкономразвития ожидают сохранения санкций до конца 2015 года. При этом сроки их отмены уже не имеют решающего значения, полагает Орешкин: экономике РФ в любом случае потребуется время, чтобы восстановиться.
«Большой разницы от сроков отмены санкций, кардинальной, уже нет. Потребуется год-два после отмены санкций для возвращения к нормальной ситуации», — сказал представитель Минфина.
Неопределенность подстегивает бегство капитала из страны. Минэкономразвития ухудшило прогноз по оттоку капитала на 2015 год почти вдвое — до 90 миллиардов долларов. Минфин более оптимистичен и ожидает, что отток ограничится «всего» 60-80 миллиардами долларов.
Кроме того, неблагоприятная ситуация вынуждает компании, в том числе крупные, откладывать инвестиции, т.к. продолжение санкций не дает возможности привлекать средства на западных рынках. В результате инвестиции в основной капитал в 2015 году снизятся на 3,5%, хотя ранее ожидался рост на 2%.
«Госинвестиции остаются те же, снижаются инвестиции компаний инфраструктурного сектора. Мы в сентябрьском прогнозе ожидали рост на 8,3% — теперь на 2,7%, частные инвестиции снижаются существенно — в следующем году на 6,6%», — уточнил Ведев.
Минэкономразвития предупреждает россиян, что о замедлении инфляции пока можно забыть: девальвация рубля ускорит инфляцию в РФ по итогам 2015 года на 3,2 процентного пункта — даже сильнее, чем в этом году (на 2,4 процентного пункта).
Поэтому прогноз министерства по инфляции на этот год ухудшен сразу до 9% с 7,5%, на следующий — до 7,5% с 5,5%.
Минфин назвал эту оценку крайне заниженной. Ведомство прогнозирует инфляцию по итогам года в 9,7%, однако в 2015 году ожидает замедления роста цен до 7%.
Высокая инфляция и ослабление курса рубля снижают реальные располагаемые доходы населения.
Теперь МЭР прогнозирует спад реальных располагаемых доходов в 2015 году на 2,8% вместо ожидавшегося ранее роста на 0,4%, а прогноз по росту доходов на 2014 год ухудшен вдвое — до 0,3%.
На фоне снижения доходов граждан министерство ухудшило и прогнозы по розничному товарообороту: теперь ожидается падение на 3,8% вместо ожидавшегося роста на 0,6%.
Однако после 2015 года экономика РФ может начать восстанавливаться, считают чиновники и экономисты.
«Экспертные оценки состоят в том, что у нас есть шанс выйти на новую траекторию роста», — сказал Ведев. Главными факторами роста в среднесрочной перспективе в МЭР называют инвестиции и потребительскую активность населения. Кроме того, во второй половине года может более отчетливо проявиться фактор импортозамещения.
В свою очередь, в Минфине считают, что рост ВВП РФ в 2016 году восстановится при любом сценарии. При цене на нефть в 80 долларов за баррель рост может достичь 3-3,5%, сказал Орешкин.
«Мне кажется, надо в первую очередь не ухудшать условия ведения бизнеса в России с точки зрения налогов и сборов, не увеличивать финансовую нагрузку на бизнес», — прокомментировал глава ТПП Сергей Катырин.
Лисоволик согласен, что рост экономики во многом будет зависеть от экономической политики властей РФ в следующие несколько лет. «Если будет принят курс на улучшение ситуации с производительностью труда, на структурные реформы, мы сможем показать несколько лучшие данные по росту, но, в основном, за счет инвестиций», — сказал эксперт.
«Те негативные факторы, которые есть сейчас, — они устойчивы», — предупреждает, со своей стороны, директор Института ФБК Игорь Николаев. «У нас был бы шанс, если бы были предприняты какие-то радикальные меры — к примеру, мораторий на повышение налогов», — считает он.