Или мусорная реформа в Челябинской области по мотивам народных сказок
«В рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» в Челябинской области при поддержке ППК «РЭО» планируется создать экопромышленный парк. Уже сейчас региональные власти определили потенциальные площадки для его размещения на территории Миасского городского округа.. Все они расположены непосредственной близости от реки Миасс. Расчетный объем инвестиций в такие объекты с учетом проектно-изыскательских работ на сегодняшний момент определен в размере 1,2 млрд рублей (с НДС) со сроком ввода в эксплуатацию в конце 2024 года
При этом сами производственные мощности на территории объекта предполагается построить силами самих резидентов. Пока правительство региона заявило только об одном небольшом инвестпроекте по утилизации 12 тыс. тонн ПЭТ-тары в год. Его инициатором выступил региональный оператор ООО «ЦКС». При этом ППК «РЭО» может профинансировать до 28,9% стоимости частного проекта через выкуп облигаций такого инвестора, либо взять на себя до 90% затрат через прямое участие».
Такова официальная версия проекта
А теперь вспомним , что единственный региональный оператор в Челябинской области - ООО «Центр коммунального сервиса» (ЦКС) в 2021 году вынудил экономическими мерами закрыться действующий и достаточно современный мусоросортировочный комплекс ООО «Эко-сервис ПЛЮС» в промышленной зоне городского округа город Миасс, а ранее вытеснил из рынка сбора и транспортирования коммунальных отходов города эту же фирму. Вся вина этого вожделенного для лисы –плутовки «мусорного» , но экономически вкусного колобка, заключалась в том, что этот трудяга почти десятилетие верно служил городским «дедушкам и бабушкам», не собираясь уходить от них, и даже готов был по сусекам погрести на обновление своей транспортной и иной материальной базы. Но вот беда, скатившись с крутой горки мусорной реформы, колобок наивно надеялся, что его инвестиционную песнь поймет и всей душой воспримет лукавое и хитрое рыжее созданье -дитя челябинских лесов. Увы, наша лиса только облизнулась, проглотив колобка, так и не заимевшего над собой «медвежью крышу» в лице министерства экологии области, и резво озаботилась поиском собственного теремка.
Впрочем, перейдем от сказочных аллегорий к суровой действительности мусорных будней в городе Миассе
Создание экотехопарков как объектов переработки отходов предусмотрено поручениями Президента РФ и концепцией реформы управления отходами в РФ и такие проекты нужно всемерно поддерживать. Другое дело, если под соусом этой идеи проталкивается дальнейшая монополизация рынка отходов в регионе со стороны регоператора ТКО и аффилированных с ним коммерческих предприятий.
В связи с этим возникают следующие вопросы по данному анонсированному проекту в Миассе:
- в настоящее время в силу известных геополитических причин федеральный и региональный бюджеты не смогут быть источниками инвестирования в данный проект;
- стратегия ППК РЭО в согласовании региональных терсхем обращения с отходами предусматривает строительство мусоросортировочных комплексов мощностью не менее 100 000 тонн в год ТКО, тогда как Миасс может дать около 20 000 тонн в год, а с учетом Златоуста будет не более 50000 т\г;
- ни в Миассе, ни в Златоусте нет объекта размещения отходов (ОРО), значит в составе экотехнопарка должен быть такой ОРО, что означает срок в 3года до ввода в эксплуатацию с учетом предпроектных и проектных работ , двух госэкпертиз всего проекта в комплексе, строительства, пуско-наладки и ввода в эксплуатацию. То есть, если даже инвестиции будут уже сейчас, то объект может заработать только в 2025 году;
- строительство в Миассе полигона для захоронения отходов всего кластера неизбежно вызовет массовые протесты населения. К тому же так и не реализованы проекты рекультивации старых свалок отходов в Миассе и Златоусте, которые ранее неоднократно горели (на фото);
- в Миассе и в Златоусте нет системы раздельного сбора отходов ни от юрлиц, ни от населения, отсутствует сеть площадок для сбора вторичных материальных ресурсов (ВМР), нет подготовленных кадров и не созданы условия для создания такой сети. То есть будущий экотехнопарк не будет иметь чистого вторсырья для использования и получения ликвидной продукции;
- такая система отсутствует даже в областном центре –Челябинске, с которого нужно было бы начинать этот проект , как это сделано, к примеру, в Екатеринбурге;
- инвестпроект ООО ЦКС по утилизации 12 тыс. тонн ПЭТ-тары в год не будет конкурентоспособен, поскольку аналогичное мощное современное производство по использованию ПЭТФ-флекса уже введено в эксплуатацию на АО «Полиэф» в городе Благовещенске Башкирии, система сбора сырья для которого охватит половину России.
Анализируя практику реализации инвестиционных программ региональных операторов ТКО в регионах России, рискну предположить, что в данном случае регоператор ТКО - ООО ЦКС под вывеской экотехнопарка просто построит небольшой мусоросортировочный комплекс в Миассе с 5-10% сортировки ( с получением загрязненного вторсырья, имеющего низкую рыночную стоимость), но будет списывать на обработку отходов значительную часть своего тарифа, получая деньги «из воздуха». А красивая отчетность вполне устроит и регулятора и иные органы власти области. Только вот конкурентного, открытого и эффективного рынка отходов в регионе уже точно не будет, а областной мусорный полигон в Сосновском районе будет продолжать тянуться своими вершинами к звездам.
В любом случае данный инвестиционный проект требует полной открытости, тщательного анализа и соответствующих гарантий, в том числе экологических.
А вообще, наверное, пора уже челябинскому медведю поинтересоваться, кто же так хорошо и весело живет в игрушечном теремке под вывеской «ЦКС».
Александр Веселов- председатель Ассоциации СРО «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов», к.ю.н. 18.10.22