«Речь в документе идет о поправках в базовое законодательство для повышения эффективности госрегулирования и устранения избыточных административных барьеров при контроле за промышленной безопасностью», - сообщил Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев после заседания Комитета, который рекомендовал законопроект к принятию.
Проект закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» уточняет критерии идентификации опасных производственных объектов и вводит их классификацию: 1-й класс - объекты чрезвычайно высокой опасности, 2-й - высокой опасности, 3-й - средней опасности и 4-й - низкой опасности. Исключение избыточных и дублирующих требований промышленной безопасности, с одной стороны, и снижение рисков техногенных аварий на опасных производственных объектах - с другой, будут осуществляться путем дифференциации мер обеспечения промышленной безопасности по классам опасных производственных объектов.
Контроль за производственными объектами 1-го класса опасности будут осуществляться в режиме непрерывного надзора. Плановые проверки предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты 1-го и 2-го класса опасности, будут проводиться не чаще одного раза в год, 3-его класса опасности - одного раза в три года, 4-го класса опасности производиться не будут.
Предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты 1 и 2 классов опасности, в обязательном порядке должны будут создать системы управления промышленной безопасностью. Одновременно будет исключена обязанность разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах 4-го - пониженного - класса опасности. Здесь вводится уведомительный порядок начала деятельности по эксплуатации производственных объектов.
«Для устранения коррупционных рисков при осуществлении надзорной деятельности документ вводит исчерпывающий перечень случаев, при которых экспертиза промышленной безопасности необходима. А в целях исключения избыточных технических барьеров для осуществления инвестиционной деятельности на опасных производственных объектах законопроектом предусмотрено введение правового режима их эксплуатации, консервации и ликвидации на основе индивидуальных требований, установленных в проектной документации», - подчеркнул Первый зампред Думского Комитета по промышленности.
Представитель машиностроительного сообщества считает, что законопроект предполагает серьезные новации в регулировании промышленной безопасности с 1997 года, когда был принят базовый закон. "С тех пор в него вносились изменения, связанные с развитием законодательства о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о государственном надзоре, о лицензировании, однако самостоятельный комплекс взаимосвязанных изменений рассматривается впервые".
«Разграничение требований промышленной безопасности в зависимости от класса опасности объектов – давно назревшее решение, позволяющее исключить избыточное административное давление и, одновременно, повысить уровень защищенности граждан от крупных промышленных аварий», - заявил Владимир Гутенев.