Губернатор Курганской области Вадим Шумков подписал постановление о введении на территории региона с пятницы, 28 апреля, режима чрезвычайной ситуации в лесах. Документ опубликован на официальном сайте правительства региона. Примечательно, что информационные источники предпочитают "вносить коррективы" сглаживающие остроту ситуации". Так, лесные пожары политкорректно названы "ландшафтными"...
Видео от губернатора Курганской области
Сообщается, что глава области поручил департаменту гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов региона выделить силы и средства для проведения мероприятий по ликвидации лесных пожаров и осуществлять постоянный контроль за обстановкой.
Главам муниципальных образований рекомендовано информировать население и организации о введении ЧС.
Напомним, как сообщалось ранее, в Курганской области произошло сразу несколько крупных пожаров. По информации народных корреспондентов "ЭкоГрада" - лесные пожары перекинулись на жилые поселки и СНТ.
Интерфакс сообщает, что в Кетовском муниципальном округе ландшафтный пожар перешел на деревню Логоушка. В действительности, судя по фото и видео опубликованным губернатором Курганской области пожар был не нейтрально ландшафтным, но лесным. В деревне от огня пострадали около 80 строений, в том числе более 30 жилых. Погибла женщина. В настоящее время открытое горение ликвидировано. После пожара в Логоушке возбудили уголовное дело по статье о халатности. Площадь "ландшафтного пожара" составляла 90 га.
Возгорания фиксировались также в районе микрорайонов Утяк и Зайково, СНТ "Изумрудный" в Кургане. Полностью ликвидирован пожар в Утяке.
В пятницу "ландшафтные пожары" перекинулись на деревни Юрахлы и Корнилово, где от огня также пострадали строения. В Юрахлы пожар локализован.
К вечеру пятницы пожарные сообщили о ликвидации 14 из 25 пожаров в Курганской области, возникших за текущие сутки: "остальные локализованы и угрозы населенным пунктам и объектам экономики не представляют".
"Ландшафтные пожары" были также зарегистрированы в Свердловской, Томской и Омской областях РФ.
Член Экспертного совета Общественного совета при Федеральном агентстве лесного хозяйства Антон Хлынов, специально для «ЭкоГрада»: «Вообще термин «ландшафтный пожар», подразумевающей пожар не лесной, а пожар, возникающий на землях, занятых травянистой растительностью, кустарниковой и древесной порослью, которая, само собой, не является лесом, для российских реалий и этимологии русского языка выбран крайне неудачно. Это очередное модное и бездумное заимствование иностранных слов с внедрением их в русскую языковую среду. Известно, что слово «land» в переводе с английского - ЗЕМЛЯ. Собственно термин «ландшафт», в русский язык скорее всего перекочевал из немецкого языка. Ландша́фт (нем. Landschaft, вид местности, от «land» — земля и «schaft» — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость; дословно может быть переведён как «образ края»). Согласно географическому словарю Института географии РАН географический ландшафт представляет собой однородную по происхождению и развитию территорию, с присущими ей специфическими природными ресурсами.
То есть лес - тоже часть ландшафта. Потому любой пожар, когда горит угодье, какая-либо природная территория, можно назвать ландшафтным.
Однако из-за засилья в Отечестве нашем на поприще общественной экологической активности всевозможных «акторов» с «иностранными брендами», претендующих на лидерство и даже, определенным образом, диктат в экологической и лесной повестке, в рамках «превалирующей тенденции» нам и здесь подсовывают стереотипный иностранный термин, который не отражает на самом деле суть явления.
Зато вот, как видно, данную хитро-простоватую витиеватость удачно можно использовать в риторике, отводящей внимание обывателя от сути проблемы.
А суть такова, как мы уже не раз говорили, что огонь знает лишь границы, установленные самой природой и определяемые законами физики, но не юридическим разделением категорий земель и полномочий органов власти по обеспечению пожарной безопасности.
С одной стороны, необходимо усиливать контроль за травяными палами и сжиганием мусора вблизи лесных территорий. С другой стороны, лесную отрасль также необходимо усиливать элементами живого наземного контроля, дистанционного контроля и за пределами земель лесного фонда.
Добавлю свою точку зрения о том, что, всё-таки, в нашей стране должна быть единая служба по профилактике и ликвидации чрезвычайных ситуаций с соответствующим направлением по природным пожарам. Да, эта служба (сейчас МЧС, но в основном данное ведомство занимается ликвидацией ЧС и контрольно-надзорной деятельностью в сфере пожарной безопасности, но не в лесах, по профилактике здесь пока что очень ограниченный функционал – авт.) должна тесно взаимодействовать с различными отраслевыми структурами, которые должны и соблюдать правила, и нести ответственность за пожарную безопасность на своих объектах, на вверенных им землях и территориях, заниматься первичными мерами предотвращения и ликвидации пожаров. Но системно профилактикой и ликвидацией природных пожаров должна заниматься единая служба на соответствующей подготовленной законодательной базе и с соответствующим кадровым и материально-техническим обеспечением».