"Кукурузник" хотят заменить?

На замену самолету Ан-2 «Кукурузник» создадут новый региональный самолет вместимостью 9-14 человек. По планам его должен был заменить одномоторный ТВС-2ДТС «Байкал» — экспериментальный образец, созданный для отработки технологий на базе «Кукурузника».

"Кукурузник" хотят заменить? - фото 1
«С учетом научно-технического задела, полученного при создании ТВС-2ДТС, в рамках работы ЛМС (легкий многоцелевой самолет.—"Ъ") создается новый серийный самолет»,— сообщили в пресс-службе Минпромторга (цитата по «РИА Новости»).
Новый самолет создают для того, чтобы повысить транспортную доступность отдаленных регионов и развивать воздушные линии для региональных перевозок. По данным источника агентства, решение о дальнейшем использовании наработок по ТВС-2ДТС будет принято в сентябре.
Ан-2 «Кукурузник» — советский самолет, который широко эксплуатировали для перевозки грузов и пассажиров за счет простоты в использовании и неприхотливости в работе. Его использовали, в том числе, для полетов в отдаленные местности.
Впервые идея создания такой машины, как Ан-2, т. е. многоцелевого самолета короткого взлета и посадки грузоподъемностью 1000-1500 кг для обслуживания труднодоступных районов страны, удовлетворения нужд сельского хозяйства и применения в качестве легкого военно-транспортного, была выдвинута О.К.Антоновым еще в октябре 1940 г. Но его проект не вписывался в лозунг "выше, дальше, быстрее всех". В трудные военные годы, занимаясь созданием скоростных истребителей (в 1943-45 гг. Антонов был первым заместителем А.С.Яковлева), он продолжал вынашивать идею своего тихоходного биплана, хотя "заняться им вплотную не удавалось. Тогда все работали, не считаясь со временем. Но я был не в состоянии отказать себе в удовольствии урывками, поздно вечером или ночью хотя бы просто его рисовать и, рисуя, рассчитывать".
Ан-2 производился в СССР, Польше, Венгрии и даже создавалось сборочное производство в Йемене (специалисты и поныне не пришли к единому мнению - а полетела хоть одна тамошняя "аннушка"!) и продолжает выпускаться в КНР и Тайване. Всего было построено более 18 тыс. Ан-2. Экспортировался в 26 стран мира. Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 70 лет.

"Кукурузник" хотят заменить? - фото 2
Между прочим, Ан-2 оказался даже в США! А три его экземпляра ВВС Литвы и сегодня служат в НАТО, А в Северной Македонии и сейчас служит правительственный Ан-2 (правда, многократно модернизированный в Польше) , построенный некогда для Иосипа Броз Тито - с специально созданным в Лейпциге салоном и прямоугольными иллюминаторами.
В принципе идей замен "Кукурузника" было уже немало. Причем еще в эпоху социализма, когда в рамках СЭВ . Это и попытка модернизировать чехославацкий Zlin Z-43, - а вот в соседней Венгрии дела с авиацией всегда складывались чуть парадоксальным образом, хотя именно в этой стране в конце второй мировой войны появился и свой реактивный истребитель, был и свой супер-ас (сбитый советскими ПВО), и цех по производству того же Ан-2 создавался в 1955 году (и сгорел в ходе событий 1956 года) , и сейчас Airbus Helicopters приняло решение с нуля построить завод , - но вот попытка в 70-е годы разработать социалистический проект на замену "аннушек" завершилось только пшиком и недоумением Косыгина, мол, венгры выпускают автобусы "икарусы" почти как немцы, что же с самолетом истрачено столько общих денег и ничего!
В итоге в СССР к моменту его распада был создан Ан-3 - модернизация с турбовинтовым двигателем. В 2002 году прославленный Артур Чилингаров возглавил полёт одномоторного самолёта Ан-3Т на Южный полюс. Самолет в разобранном виде привезли на побережье континента на борту Ил-76. Была показана эффективность использования лёгкой авиационной техники на ледовом щите Антарктиды: заметное достижение на фоне свёртывания присутствия России в Антарктике. Однако Ан-3Т не смог оторваться от ледника: двигатель не завелся из-за разреженного воздуха и мороза. Машину пришлось оставить на полюсе.Через 10 лет было объявлено о начале производства облегченной модификации Ан-3-100 на Киевском авиазаводе.
В РФ в это время нежданно вспомнили о разработках покойного на тот момент авиаконструктура Героя Социалистического Труда Матуса Рувимовича Бисновата. В итоге после массы переработок было произведено целых 3 единицы самолетов Су-80, на который посыпались заказы (как и на его прообраз МиГ 110) - но отличный по отзывам самолет в итоге мог бы стать заменой "яков - 40 и 42" и берущих начало в Чехословакии Let L-610 и его младшего собрата 410.

"Кукурузник" хотят заменить? - фото 3
На самом деле заменить Ан-2 дело непростое! Так легендарный канадский летчик Стан Тэрнер , основавший считающиеся одними из лучших в мире авиакомпаний местных перевозок, полагал "..видите ли, для прогресса тоже есть свой потолок! и в авиации для малых расстояний и сложных условий взлета и посадки - трудно превзойти шедевры DHC-2 Beaver, русского Ан-2, RC-3 Seabee -, я знаю толк! Поверьте, нас с вами не будет, но они продолжат покорять небо!"

"Кукурузник" хотят заменить? - фото 4

--
Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить