Планы бизнеса на освоение Караканского бора после создания там природного парка должны быть скорректированы.
Мнение руководителя Открытой лаборатории природоохранной биологии Александра Дубынина.
На днях сограждане были взволнованы решением губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, который решил резко ускорить создание природного парка в Каракане. И хотя самой идее без малого четверть века, для всех оно стало неожиданностью. Решение долгожданное, сейчас необходимо сделать все правильно.
В 1996 году для сохранения уникального приобского бора на площади 98 тыс. га планировался национальный парк. Это была инициатива управления лесами Новосибирской области и лично главного лесничего региона Владимира Роговцева. Для Москвы аргументов в пользу федерального объекта, увы, не хватило — то ли и вправду не дотянул объект, то ли плохо обосновали. Инициаторам было рекомендовано создавать природный парк, это, по сути, «нацпарк регионального значения». На этом «официальная поддержка» идеи парка со стороны лесного ведомства заморозилась. Работа по обоснованию природного парка продолжилась в конце нулевых, когда к обследованию территории подключилась команда ученых СО РАН и Сибэкоцентра, а к продвижению — депутаты и администрация Ордынского района.
Мнение лесников насчет территории, между тем, радикально поменялось. Именно они являлись до последнего времени главными идеологическими противниками введения каких бы то ни было изменений в использовании бора.
Почему природный парк, а не, например, заказник или памятник природы? В Новосибирской области 24 заказника регионального значения. Практически все они созданы с основной целью сохранения и восстановления ресурсных (то есть охотничьих) видов и занимают 99,7% от всей площади охраняемых природных территорий региона. Их значительная в целом площадь «компенсируется» слабым режимом охраны. В заказниках многие виды хозяйственной деятельности продолжаются, те же рубки ухода и санитарные рубки, например. Памятники природы призваны в первую очередь сохранять местообитания видов, занесенных в красные книги. Но их площадь, как правило, не превышает нескольких сот гектаров. К тому же для памятников природы не предусмотрен штат охраны.
При выборе категории важно учесть целый набор факторов — природную ценность, сложившееся природопользование, присутствие людей, как в прошлом, так и в настоящем. Ни заказник, ни памятник природы как категория не подходят для Каракана.
Люди живут в Каракане давно. Первое упоминание о селе Чингисы относится к 1719 году, это одно из старейших поселений обского правобережья. Ни на год за эти триста лет здесь не прекращалась заготовка древесины. Для Каракана характерна сезонная рекреационная нагрузка: летом здесь бывает до 15 тысяч человек одновременно. Всем знакомы нескончаемые пробки вечером в пятницу в южном направлении из Новосибирска — народ едет на выходные в Каракан.
Особенностью последних лет является возрастающее противоречие между видами лесопользования. Людям, приезжающим в Каракан отдыхать, хочется увидеть нетронутую природу, могучие сосны, собирать ягоды и грибы. Арендаторы лесного фонда (в Каракане это ООО «Меливодстрой») и Ордынский лесхоз, согласно своим планам, хотят (и обязаны) рубить «спелые и перестойные насаждения». Однако запасы доступной деловой древесины невелики, лесосеки уже подступают к местам, где живут и отдыхают люди, что вызывает вопросы и резонное возмущение у людей.
Для сохранения биоразнообразия и малонарушенных лесных экосистем также важно отсутствие рубок. Сосновые леса обладают высоким потенциалом самовосстановления, однако, интенсивные рубки сильно трансформируют лесную среду и уничтожают местообитания уязвимых видов, таких как, наземные орхидеи, черный аист, орлан-белохвост и другие крупные хищные птицы.
Цель природных парков — сохранение природной среды и природных ландшафтов и создание условий для отдыха, в том числе массового. Отдельно задачей прописывается сохранение рекреационных ресурсов и, что еще важнее, поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
Караканский бор предоставляет жителям Новосибирской области и соседних регионов большой спектр экосистемных услуг. Это и то, что можно посчитать напрямую (древесина, недревесные продукты леса, отдых), и то, что напрямую нельзя. Экономисты при оценке природных территорий выделяют «косвенную стоимость использования», связанную с ролью в регулировании локальных и глобальных экологических процессов, а также «стоимость существования, или неиспользования», учитывающую довольно тонкие этические моменты — ценность природы самой по себе, сакральную и духовную ценность. Она рассчитывается как «готовность населения и туристов платить» за них.
В России известны примеры такой экономической оценки экосистемных услуг для конкретных охраняемых природных территорий (например, для Кроноцкого заповедника и Южно-Камчатского заказника). Так, каждый рубль, вкладываемый государством в сохранение природных комплексов Кроноцкого заповедника, в результате сохранения высоких эстетических качеств, биоразнообразия и рекреационной ценности экосистем, по расчетам авторов, создает мультипликативный эффект для локальной и региональных экономик в размере 7,43 рубля.
Губернатор в своем заявлении, распространенном пресс-службой правительства региона по результатам совещания в Ордынском районе, подчеркнул, что при создании природного парка нельзя забывать про интересы бизнеса, который уже сформировался вокруг этой территории. Все верно. Однако, планы бизнеса на освоение ресурсов территории с учетом оценки экосистемных услуг и изложенных противоречий должны быть скорректированы, исходя из нового видения будущего караканского правобережья. В первую очередь должны быть внесены изменения в Лесной план, который в нынешнем виде вовсе не предусматривает рекреационного и туристического развития Каракана.
Каким должен быть природный парк? Во-первых, он не должен быть небольшим по площади, его границы должны иметь экологическое обоснование. Идеально, если они будут совпадать с физико-географическими границами водосборных бассейнов и границами растительных сообществ.
Караканский бор — экосистема регионального масштаба, включающая в себя экосистемы рангом ниже. Это 98 тыс. га только облесенной территории. Если принять во внимание речные бассейны рек, то площадь парка должна быть в несколько раз большей. Эксперты неоднократно подчеркивали, что природный парк должен быть организован в границах так называемого «Большого Каракана» с включением водосборных бассейнов рек, это примерно 520 тыс. га. Эта площадь обеспечит большую экологическую автономность охраняемой территории, замкнутость биогеохимических циклов, высокую жизнеспособность популяций видов животных и растений. Природный парк в границах «Большого Каракана» будет иметь представительство степных и лесостепных растительных сообществ и, соответственно, большее биологическое разнообразие под охраной.
Во-вторых, природный парк должен быть правильно зонирован. Как особо охраняемая природная территория он имеет возможность гибкой регламентации природопользования, поэтому и зоны могут быть выделены самые разные: имеет смысл выделить заповедную зону, зону особой охраны, рекреационную зону, зону познавательного туризма, зону обслуживания посетителей и туристов, зону ограниченного хозяйственного использования, зону экологической реставрации. Для каждой зоны необходимо разработать свой режим использования, а в целом ввести запрет на деятельность, влекущую за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств территории, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
Что изменится после того, как будет создан природный парк? Природный парк — это не только территория, но и государственное учреждение. С момента его создания в Караканском бору появится еще один субъект территории, заинтересованный не только в сохранении природы, но и в экологически и экономически устойчивом развитии, объединяющий различные заинтересованные стороны — сельские поселения, муниципальная власть, бизнес, общественные организации и инициативные группы.
Природный парк напрямую заинтересован в поддержании качества территории и ожидаемо будет решать застарелые проблемы типа утилизации отходов, замусоривания лесов и разрушения береговой линии. Беря на себя ответственность за территорию, он вправе использовать доступные по закону способы обеспечения своей природоохранной и просветительской деятельности. Например, вводя обоснованную плату за пребывание на территории парка и предоставляя взамен обустроенные для отдыха граждан места и другие услуги.
В этом смысле стоит ориентироваться на лучших. В Красноярском крае 15 лет назад был создан природный парк «Ергаки», работой которого гордятся не только сибиряки, но и вся страна. Этот природный парк не только заботится о ценных в природном отношении участках, защищая их от браконьеров и черных лесорубов, но и организует познавательные маршруты, оборудует экотропы, выпускает для посетителей информационный бюллетень, формирует вокруг себя круг единомышленников.
«Ергаки» — это узнаваемый бренд не только Красноярского края, но и всей Сибири. Для Каракана варианты бренда лежат на поверхности. Один из них обсуждался несколько лет назад: «Каракан — природная территория здоровья». Здоровый, красивый лес. Отдых в сосновом бору, наполненном фитонцидами, восстанавливающий здоровье. Пешие, конные и велосипедные познавательные прогулки по оборудованным маршрутам. Лекарственные травы (их, кстати, раньше здесь выращивали, но забросили в 90-х). Местные продукты — грибы, ягода, опять же, травы, кумыс и так далее. Симпатичная «экологичная» утварь, расписанная «ордынским природным стилем».
В заключение хочу сказать, что успех природного парка в Каракане во многом будет зависеть от организационных и человеческих качества директора-организатора парка и от профессионализма команды, которую он соберет, ну и, конечно, от той территории, на которой им разрешат работать.
В свою очередь, от того, состоится или нет природный парк на территории Большого Каракана, будет зависеть судьба караканского кластера программы развития туризма и туристской деятельности, с которой правительство Новосибирской области связывает определенные надежды на повышение инвестиционной привлекательности региона.