Целевая аудитория нашего Проекта «Доброе Слово Экология» — это дети и подростки множества локальных социальных групп, в т.ч. и маргинальных, поэтому вопрос о целостности/системности представления для них мирового экопространства приобретает первостепенное значение.
Социокультурный детский проект экологической ориентации «Доброе Слово Экология», позднее трансформировавшийся в экологическое общественное движение (далее — ОЭД ДСЭ, Проект), разрабатывается Креативным центром при московском экологическом журнале «ЭкоГрад», учреждённом Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее — ДПИООС), — с 2014 года при поддержке самого ДПИООС и Московского отделения Всероссийского общества охраны природы. Одним из основателей движения был Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», созданный для реализации долгосрочных проектов, основанных на принципах социального предпринимательства, но вскоре прекративший сотрудничество с идейным вдохновителем движения — журналом «ЭкоГрад», поскольку благотворительный характер акций не полностью вписывался в профиль его деятельности.
Проект «ОЭД ДСЭ» предусматривает реализацию комплекса мероприятий практической помощи социально незащищенным слоям населения (в основном детям) силами эко-волонтеров. В рамках проекта издается и распространяется иллюстрированная экологическая литература, которая доставляется профильным фокус-группам — детям, подросткам, требующим коррекционного воспитания и обучения, сиротам, инвалидам, больным, объединенным в социальным учреждениях. Вся помощь предоставляется бесплатно — затраты несут спонсоры проекта, учредители предоставляют силу волонтёров. Для проекта используется популярная литература, не представленная в патронируемых учреждениях в достаточном количестве, или выпущенная специально для них.
Задачи проекта:
— Формирование экологического мировоззрения, начиная с детского возраста;
— Работа с детьми и подростками в области экологического образования и просвещения; — Бесплатное обеспечение экологической литературой социальных, образовательных, коррекционных и лечебных детских учреждений, учреждений для лиц с ограниченными возможностями;
— Вовлечение детей, подростков, молодежи и студентов в эко-волонтерское движение;
— Обучение волонтеров посредством тренингов, лекций, ознакомительных практических занятий в области экологии, биологии, природоведения.
В рамках правового ликбеза руководитель ДПИООС Антон Кульбачевский каждый День знаний 1 сентября проводит открытый урок «Мама, купи слона!» в одной из московских школ, где подробно и обстоятельно объясняет, почему дикие животные должны содержаться не в городских квартирах и кустарных вольерах, а находиться в естественных для них природных условиях приволья.
За традиционные 45 минут Антон Кульбачевский познакомил ребят и педагогов с флорой и фауной московских парков. Те терпеливо слушали, а затем охотно задавали вопросы. Затем Антон Кульбачевский устроил блиц-викторину - юные экологи угадывали редкие виды животных по фотографиям. Ребята успешно справились и точно назвали экзотичных четвероногих. Главный эколог рассказал о проблемах животных, вырванных из дикой среды и оказавшихся в неволе, пояснив, какие животные являются редкими. И попросил задуматься, стоит ли заводить дома экзотических животных.
«Начинается все с детских каких-то просьб, с детских желаний. Вот эта такая назойливая просьба «Купи слона», - очертил корень зла Антон Кульбачевский.
Во время урока сами ребята показали неплохие познания в сфере защиты животных Шестиклассница Маша Малкина точно знает, как можно помочь животным, попавшим в беду. И теперь вместе с ней - все участники открытого экоурока с Антоном Кульбачевским.
***
Эту необходимую правовую инъекцию ОЭД ДСЭ предлагает дополнить в лекционной форме научно-популярным и иллюстративно-познавательным материалом, предоставленным постоянным автором «ЭкоГрада», биологом и путешественником, фотографом и фанатом дикой природы, ведущим рубрики «Экоэкзотика» Василием КЛИМОВЫМ, работающим в журнале с 2013 года и создавшим на основе публикаций «ЭкоГрада» несколько книг, объединённых в цикл «Путешествия натуралиста». Так молодые участники ОЭД ДСЭ получат представление о многообразии флоры и фауны планеты, её синергии на принципах разумного подхода.
Энциклопедия дикой природы Василия КЛИМОВА – это прежде всего заповедный фотоальбом, и поэтому начинаем именно с него. Наш автор, следуя традиции анималистической классики Бернарда Гржимека, тем не менее подвержен влиянию и Эрнеста Хемингуэя (прямая аллюзия в очерке о Миннерии), и Джека Лондона, а сама экософия Дикой природы восходит к «Сну смешного человека» Фёдора Достоевского, но с новой трактовкой развращённого человеком и утраченного Рая, осколки которого сохранились в Дикой Природе и их можно увидеть в заповедниках и национальных парках (судя по африканским впечатлениям, размежевание этих понятий – исключительно европейская прерогатива). На эту мысль нашего автора натолкнул, очевидно, опыт деятельности отца и сын Гржимек в Серенгети и Нгоронгоро, который заставил людей «взглянуть другим глазами на отступление и исчезновение дикой природы перед победной поступью человечества». Этот импульс не может не привести автора в эту самую Дикую Природу, которая ничуть не изменилась за миллион лет, и те племена людей, которые живут с ней в своеобразном тандеме, свой уклад не меняли тоже. Всё зло в техногенной цивилизации, уничтожающей дикость – природную, человеческую, впрочем, отличия между ними ничтожно малы. И «возвращение в невинность», предпринимаемые автором во время его экспедиций, – это способ обрести первозданный взгляд на длительность, где сопряжены безграничные пространство и время, но нет истории.
Ловя в порывах ветра и соответствующих им монотонном пении аборигенов «отзвуки жизни тысяч погибших народов и угасших цивилизаций», Василий КЛИМОВ приоткрывает двери в иные, параллельные нашему, миры.
И если у диких народов есть «спокойствие и умиротворение, идущие из глубины столетий, от опыта тысяч поколений, ежедневно и ежечастно боровшихся за выживание в древней и безучастной ко всему саванне», то источник этого спокойствия – предсказуемая цикличность дикой жизни, вечный «День Сурка», который в свою очередь опирается на её бьющую через край полноту и полифоничный бурлеск. Это принцип Рая, где звери, птицы и люди живут, как одно целое – «великой свободой, безгрешной радостью дышит все вокруг», а в атмосфере всеобщей любви все звери доверчивы друг к другу и к людям. Это принцип («будем как дети») был утрачен, и механизм этой утраты жестко проанализирован Достоевским, но осколков Рая в те времена из России ещё не было видно по объективным причинам. Зато сейчас, благодаря экологам, баланс зрения восстанавливается., и очень важно, на мой взгляд, что Василий КЛИМОВ реабилитирует свободу как основной принцип земного существования. Увы, об этом стали забывать, увлекшись, видимо, также Достоевским, но в модусе «Легенды о Великом инквизиторе».
Мир простора, свежего воздуха и птичьих трелей, по Климову, – это ключ к тайнам мироздания и ощущению истинной красоту этого вечного мира, движения великого океана, совершающего свой бесконечный путь в неведомые дали, где миражи манят путника озером, возникающем на горизонте в бледно-голубой дымке, рисуют сказочные дворцы и далекие города, леса и реки. Но самое важное – что это на самом деле не мираж. Просто надо уметь видеть, как Василий КЛИМОВ, – отряхивая со своей оптики мишуру истории и запечатлевая вечность в образах.
Кредо Василия КЛИМОВА, изложенное для Проекта «Доброе Слово Экология»
Иду, размышляю: хождение в одиночку по дикому бушу — это храбрость или глупость? С одной стороны, умирать не хочется никому, это да, но с другой — если не будешь рисковать и что-то делать такое, чего не делает никто, то какой от тебя толк? Не будешь ходить по Дикой Природе — не будет хороших картинок, не увидишь потаенные секреты жизни обитателей саванн... Да и потом — кто-то же должен ходить и снимать!
Подготовил Игорь ПАНАРИН, фото Дорджи НИМГИРОВА и Василия КЛИМОВА