Генеральный директор НИИИС имени А. Н. Лодыгина Олег Грицай — о светотехническом настоящем и будущем

 Генеральный директор НИИИС имени А. Н. Лодыгина Олег Грицай — о светотехническом настоящем и будущем - фото 1Национально-исследовательский институт источников света им. Лодыгина — одно из немногих российских предприятий, готовых соперничать с зарубежными светотехниками. Он единственный, кто сегодня не только освещает порой нелегкую жизнь российских моряков, подводников и военных летчиков, но и оснащает специальными бактерицидными лампами больницы и водоканалы.

На опытном производстве выпускается более 500 типов ламп, некоторые из которых не имеют аналогов. О перспективах развития, проблемах отечественных светотехников, инновационных технологиях и борьбе с конкурентами Ольге Старостиной рассказал генеральный директор института Олег Грицай.

«С»: Олег Леонидович, насколько эффективно в России и в частности в Мордовии идет внедрение энергосберегающих технологий светотехники?

— Движения позитивные есть. В республике во многом благодаря грамотной политике, проводимой Главой Владимиром Волковым. Энергоэффективная светотехника — приоритетная сфера развития промышленности нашего региона, которой уделяется большое внимание. В целом по стране светодиодное освещение внедряется высокими темпами. Даже быстрее, чем в Европе. Особенность в том, что в России на пути перехода к энергосберегающим технологиям перескочили один этап — внедрение светильников с энергосберегающими лампами в колбе Т5, которые на Западе пришли на смену лампам Т8. При этом есть много «но». У нас практически отсутствует действенный контроль качества светодиодных источников света. Если светильники с традиционными лампами изготавливают крупные производители, которые работают еще с советских времен, то светодиодные сейчас «лепят» в гаражах и подвалах. Основные комплектующие привозят из Китая. Многие потребители уже столкнулись с низким световым потоком таких приборов и отказались от них. Кроме того, инвестиционные затраты на светодиодную технику достаточно высоки, а срок окупаемости за счет снижения потребления электроэнергии по моим подсчетам составляет от пяти до семи лет.

«С»: Можно объяснить любовь населения к традиционной «лампочке Ильича» именно низким качеством светодиодов?

— Население просто не готово тратить 300–400 рублей на лампу, которая окупит их затраты лет через 10. Причем в магазинах представлена, как правило, китайская продукция, и она может выйти из строя менее чем через год. К тому же заявленные сроки службы светодиодов еще никто не проверял. Таких методик в России не существует. В целом, беда в отсутствии контроля соответствия заявленным требованиям в системах госзакупок и обращения электротехнических товаров на рынке. Проводится сертификация лишь по линии электробезопасности. Если ввести жесткие нормативы по светотехническим параметрам, соблюдать их и к тому же еще не выписывать липовые сертификаты, то китайской продукции в России станет в два раза меньше. А пока отечественные производители вынуждены выживать в создавшихся условиях.

«С»: Роптать не пытались?

— Некоммерческое партнерство производителей светодиодов и систем на их основе, куда входит ряд инновационных компаний Мордовии, не раз озвучивало проблему, но пока каких-то действенных мер для ее решения властью не принято. Сейчас защитить себя от брака могут только сами компании-потребители. Если организация, закупившая лампы или светильники, заинтересована в их качестве, то она может обратиться в любую аккредитованную лабораторию с просьбой выдать протокол испытания. В случае, когда параметры качества продукции не соответствуют заявленным, договор купли-продажи можно легко расторгнуть, а потом вернуть брак поставщику. В нашу лабораторию поступало три заказа на проверку качества ламп от иногородних организаций. В Пензенской области по результатам испытаний даже отменили госзакупку светильников для уличного освещения... В России не так давно появилась ассоциация производителей «Честная позиция», которая выводит недобросовестных игроков рынка светотехнической продукции на чистую воду. Ее участники за свои деньги делают контрольные закупки и о результатах испытания информируют всех дистрибьюторов.

«С»: Какие направления развития источников света считаете сегодня самыми перспективными?

— Если говорить об источниках белого света, которыми мы пользуемся повсеместно, то по-прежнему в тренде светодиодная тематика, в том числе производство филаментных ламп. То, чем сегодня занимается «Лисма».

«С»: На что сделал ставку институт?

— Мы разрабатываем специальные источники света, применяемые в условиях повышенных нагрузок, например, в авиации и флоте, а также там, где не подходят светодиоды. Как известно, синий спектр излучения оказывает на человека вредное влияние, возбуждая нервную систему. Для людей, которые долгое время стоят на боевых постах, это недопустимо. Поэтому их рабочее пространство освещают амальгамные лампы. В России мы единственные их производители, так как выпуск специальных источников света для ВПК в свое время на постсоветском пространстве успешно загубили. Закупки за границей сегодня запрещены, поэтому ВПК России оснащается продукцией НИИИС им. Лодыгина. Еще одно перспективное направление нашего развития — ультрафиолетовые лампы, которые используются для обеззараживания воздуха, воды и поверхностей, а также компенсации солнечного света у людей и животных. Последние применяются для выращивания скота, активно используются в Белгородской области и Беларуссии. Кроме того, мы решили внести вклад в сохранение здоровья населения и разработали инновационные светильники комбинированного (белого и эритемного) света Sunlight для офисов на основе УФ-светодиодов, чтобы работники получали суточную дозу солнечного излучения, были жизнерадостными и активными. Изобретение уже запатентовали, готовимся к сертификации и серийному производству. Третий вид наших УФ-ламп серии «Луфт» применяют в промышленности и косметологии для полимеризации различных эмалей, смол и лаков.

«С»: Кто главные конкуренты НИИИС?

— Как ни парадоксально, в России по большому счету их нет. Лишь по направлению производства мощных бактерицидных ламп можно назвать компанию «ЛИТ», а также смоленскую «ОСРАМ». В целом, мы планируем работать в области инновационных проектов, технологического предпринимательства и занимать ниши, где мало игроков или вообще никого нет. Не можем и не хотим конкурировать с крупными мировыми производителями. Хотя некоторых европейцев уже подвинули. Импорт резко возрос в цене. Уже мало кто готов переплачивать за бренд, тем более что по качеству российская продукция ничем не уступает.

«С»: Китайцы пока не по зубам?

— А зачем с ними биться? Лучше кооперироваться. Тем более что институт имеет неплохой инновационный опыт.

«С»: Давайте подробнее остановимся на инновациях...

— Совместно с Технопарком при поддержке правительства Мордовии и федеральных грантов создан инжиниринговый центр энергосберегающей светотехники. Его разработки — в том числе светильники комбинированного света Sunlight, о которых я уже говорил, и светодиодные Neatlight для так называемых чистых помещений. Их применяют в операционных и там, где необходима защита от пыли и влаги. Установки для обеззараживания от плесени и бактерий мы уже смонтировали на Атяшевском маслодельном заводе и Большеберезниковском хлебозаводе. Еще один инновационный проект, который должен «выстрелить» — устройство для очистки воды в быту ультрафиолетом. Подобные приборы российского и китайского производства уже присутствуют на рынке, но у нас разработан особенный.

«С»: Насколько он окажется доступным для жителей Мордовии?

— Мы ориентируемся на цену других производителей — порядка 4 тысяч рублей.

«С»: Расскажите об основных рынках сбыта вашей продукции?

— В основном, это Россия и страны СНГ. За рубеж вывозим редко. Больше ориентируемся на совместную работу с иностранными производителями. Среди наших партнеров — голландцы, немцы, венгры, китайцы и американцы. Все они инновационные разработчики компонентов и материалов для светотехнических установок.

«С»: Как взятый страной курс на импортозамещение повлиял на развитие института?

— Только самым положительным образом. Мы вовремя успели выбросить на рынок инновационные разработки, в том числе амальгамную лампу и лампу для освещения аэродромов. Наша ультрафиолетовая продукция на 100 процентов замещает ту, которую раньше поставляли с Запада. По итогам первого полугодия мы вышли на годовой объем 2011 года, а в сентябре институт планирует отмечать новый год по «мартеновскому календарю», так как выполнит годовой план 2013 года. Таким образом, объемы реализации инновационной продукции и научно-технических услуг за два с половиной года выросли в два раза. Достижения показывают, насколько важно находить новинки, которые достаточно быстро смогут превратиться в проект или продукт. К сожалению, многие российские предприниматели и институты такой способностью не обладают.

«С»: Может быть, проблема отечественных производственников в низкой квалификации кадров, о которой так много сегодня говорят?

— За всю страну сказать не могу, но в Мордовии проводится грамотная кадровая политика. Умных ребят достаточно. Конечно, приходится их искать и обучать, но главная проблема в другом. Набравшись опыта, молодые специалисты, как правило, перебираются в Москву или Санкт-Петербург, где уровень жизни и размер зарплат гораздо выше. В 2013 году наши работники получали 12 тысяч рублей в месяц, сейчас — 24 тысячи... Но, тем не менее, проблема есть. Радует только, что сотрудники НИИИС и ИЦЭС уходят в известные крупные компании.

«С»: Последовать их примеру не возникало желания?

— Мне как управленцу и производственнику с более чем 15-летним стажем, который прошел путь от руководителя IT-службы до финансового директора Ардатовского светотехнического завода, интересно развивать компанию с самых низов до высочайшего уровня. Если пойму, что в институте достиг определенного потолка и способен решать еще более сложные задачи, то пойду дальше. Но пока об этом говорить рано. НИИИСу еще нужно реализовать совместный проект со швейцарцами по производству мощных амальгамных ламп. Сейчас такие производят только в самой Швейцарии, а также Германии и Венгрии. Необходимо реализовать идею создания системы интеллектуального управления светом в офисных помещениях, заняться производством светодиодных автомобильных ламп и развить производство ЭПРА и источников питания для светодиодных систем. Для меня важно не быть Данко и, как красиво говорят, нести свет людям, а развивать бизнес, основываясь на инновациях. Это здорово!

«С»: Из-за такой бурной профессиональной деятельности на жену и детей, наверное, совсем времени не остается?

— Я с ними провожу выходные, то есть половину дня в субботу и воскресенье. Летом любим кататься на велосипедах, зимой — на лыжах. Иногда ездим к родителям. Вот, пожалуй, и все.

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить