Стоит ли ждать нового глобального финансового кризиса? Если да, то - когда? Что будет с экономикой развитых и развивающихся стран после пандемии коронавируса? Какие экономические вызовы носят временный характер, а какие – систематический? Эти и другие вопросы обсудили участники экспертной дискуссии "Вызовы макроэкономической политики в современном мире", которая прошла 14 января в рамках Гайдаровского форума.
Участники экспертной дискуссии обсудили основные риски макроэкономической политики в среднесрочной и дальнесрочной перспективе. В частности, были проанализированы риски нового глобального «постковидного» финансового кризиса, а также структурные изменения в макроэкономической политике развитых и развивающихся стран, связанные с переходом к "нетрадиционной" модели, вызванной кризисом 2007-2008 гг.
Участниками дискуссии стали: Ксения Юдаева, первый заместитель Председателя Банка России, Ричард Портес, профессор экономики Лондонской школы бизнеса, Кармен Рейнхарт, вице-президент, главный экономист Группы Всемирного банка, Кеннет Рогофф, профессор государственной политики Томаса Кэбота, профессор экономики Гарвардского университета.
«Сейчас мы говорим об ослаблении монетарно-денежной политики центробанков различных стран, - начала дискуссию зампред ЦБ Ксения Юдаева. – Однако крайне важно на сегодняшний момент понять, какие экономические вызовы носят временный характер, а какие – систематический».
«Это похоже на экономику военного времени, - заявил на это профессор экономики Кеннет Рогофф. – На воне не спрашивают, на какие шиши мы будем воевать. Таки сейчас не стоит вопрос, нужно ли вмешательство государства. Оно нужно».
Мнение коллеги разделил профессор Ричард Портес. «Я согласен, но хочу еще добавить, что на сегодняшний день ставки по кредитам до сих пор достаточно низкие, - заявил он. – Нам нужно избежать ошибки 2010-х годов, когда была развернута политика большой экономии. В результате многие люди лишились рабочих мест, оставшись из-за урезания бюджетов на улице. Поэтому я убежден, что говорить об увеличении налогового бремени и прочих особенностей «экономики военного времени» возможно будет говорить только после того, как безработица вернется к доковидному уровню».
По словам Кармен Рейнхарт, тратить нужно столько, сколько позволяют ресурсы. «Возьмем, например, страны с низким уровнем дохода. У них и так уже были проблемы с обслуживанием кредитов, а теперь, в пандемию, они только усугубились. Но правительства не могут позволить себе совсем закрыть экономическую активность. Так, в Нигерии 100% государственных средств в последнем квартале 2020 года пошло на обслуживание госдолга. Поэтому для нас сейчас на первом месте стоит проблема снижения кредитной ликвидности», - считает вице-президент Группы Всемирного банка.
На это зампред Банка России заявила, что, безусловно, современный мир стал зависим от политики ведущих ЦБ. «Но давайте тогда обсудим денежную политику центробанков. Какие вы видите риски, связанные с доминированием крупнейших ЦБ в финансовой политике других государств?», - обратилась к участникам дискуссии Ксения Юдаева.
«В Евросоюзе такая политика попросту невозможна, так как в ЕС нет единой системы сбора налогов - считает профессор Ричард Портес. – Есть, конечно, австрийское соглашение, но это лишь формальное требование ЦБ ЕС действовать в рамках единой экономической системы».
«В то же время у Европейского ЦБ есть существенные достижения. Например, снижение предельных банковских ставок по кредитам. Сейчас процентная ставка в Европе – ноль процентов, к примеру», - заявил профессор Кеннет Рогофф.
«Что касается США, давайте скажем честно, что финансовые институты сделали все, что было возможно. Люди, работающие в них – просто герои. Так что я не удивлюсь, Если Джо Байден [избранный президент – ред.] переназначит того же человека из руководства финансовой системы», - добавил Кеннет Рогофф.
По мнению профессора экономики Гарвардского университета в России ситуация с политикой ЦБ обстоит практически также. «В РФ сейчас совершенно другая ситуация, нежели в 2015 году, например. Тогда цены на нефть сильно упали, мировые рейтинги страны также обрушились. А сейчас процентная ставка в России меньше, чем когда-либо», - сказал Кеннет Рогофф.
В свою очередь представитель Всемирного банка заявила, что независимость центробанков будет постепенно размыта. «Я, конечно, не говорю, что казначейства будут диктовать центробанкам, что делать. Но сейчас складывается, за счет очень больших долгов, ситуация, как в послевоенный период. ЦБ различных стран скоро придётся повышать процентные ставки, чтобы хоть как-то замедлить падение национальных валют», - заявила Кармен Рейнхарт.
«Сработали ли антикризисные меры центробанков на данный момент? – Да. Но вопрос заключается в другом, повторится ли такая ситуация в будущем. И пока что на него нет точного ответа», - отметила вице-президент Группы Всемирного банка.
«Это так, - подтвердила Ксения Юдаева. – Инфляция действительно поползла вверх, и мы [в ЦБ РФ – ред.] действительно пытались ее купировать».
«Да, конечно государство пытается в кризисный момент помочь экономическим субъектам. Но каждый раз мы говорим о сфере услуг, а не о промышленности. Но именно в промышленности заняты люди с наименьшим доходом. И если сегодня экономические институты не предпринят ничего, чтобы преодолеть или хотя бы сократить экономическое расслоение населения, условно через 5 лет, когда закончится кризис, мы будем иметь пропасть между бежными и богатыми», - заявил профессор экономики Кеннет Рогофф.
Гайдаровский форум «Россия и мир после пандемии» проходит 14 и 15 января в Президентской академии. По традиции форум открывает деловую повестку года в России. В 2021 году масштабное мероприятие проходит в гибридном формате – онлайн и офлайн.
Основной трек обсуждений – социальные и экономические преобразования, которые произошли в стране и в мире в результате пандемии COVID-19. Экспертные дискуссии сконцентрированы на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.
Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», «Газпромбанк» (АО).
Стратегические партнеры – ОАО «РЖД», Johnson & Johnson, ГК «АКИГ», Novartis.
Партнеры: Mastercard, Российский фонд прямых инвестиций.
Партнеры дискуссии –PepsiCo, Huawei, Coca-Cola, AstraZeneca, Магнит, Takeda, EY.
Генеральные информационные партнеры: ТАСС, Business FM, РБК, РИА Новости.
Стратегические информационные партнеры: «Интерфакс», «Российская газета», ИД «Коммерсантъ», РИА «ФедералПресс», журнал «Инвест-Форсайт». Главные информационные партнеры: Anews, News.ru, lenta.ru.
Международные информационные партнеры: Russia Today.
Информационные партнеры: телеканал «ПРО Бизнес», АЭИ «ПРАЙМ», «Полит.ру», журнал «Стратегия», журнал «Государственная служба», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», Финам, журнал «Банковское обозрение», «Парламентская газета», медиапроект «Сноб», радиостанция «Эхо Москвы», телеграм-канал «Научно-образовательная политика».