В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» и приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов» Росприроднадзор провел анализ складывающейся в регионах ситуации по обращению с отходами.
На официальном сайте Росприроднадзора опубликован приказ Росприроднадзора от 01.08.2014 № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов». В соответствии с этим приказом более чем в 20 регионах Российской Федерации объекты размещения отходов не включены в данный Реестр по причине того, что они не соответствуют установленным требованиям. Многие из них находятся на землях населенных пунктов, что напрямую запрещено положениями закона «Об отходах производства и потребления». Кроме того, в августе 2013 года в Представлении Генеральной прокуратуры было также указано на недопустимость захоронения отходов на указанных территориях.
Для включения полигонов в Реестр, хозяйствующим субъектам необходимо привести эксплуатируемые объекты в соответствие с действующим природоохранным законодательством.
Помимо крупных свалок, не вошедших в Реестр, по состоянию на 28.07.2014 на территории России выявлено более 95 тысяч мест несанкционированного размещения отходов, на суммарной площади около 29 тысяч гектар.
По имеющимся данным, наибольшее количество несанкционированных свалок выявлено в Волгоградской области - 5440 шт. При этом из них ликвидировано только 53%.
Наряду с Волгоградской областью, в Пермском крае, Рязанской, Псковской, Свердловской областях выявлено наибольшее количество таких свалок, по сравнению с другими регионами.
Кроме того, на территории Псковской, Волгоградской, Кемеровской областей наблюдается наибольшее количество несанкционированных мест, расположенных на землях населенных пунктов.
В 2011 году Президентом Российской Федерации было поручено органам власти субъектов Российской Федерации подготовить и утвердить целевые программы в области охраны окружающей среды, в том числе, в области обращения с отходами. В 9 регионах такие программы отсутствуют (по информации, представленной на 16.06.2014): Чукотский автономный округ, Пензенская область, Ульяновская область, Тверская область, Республика Калмыкия, Волгоградская область, Кабардино-Балкарская Республика, Амурская область, Рязанская область.
При этом, программы в области охраны окружающей среды, должны быть основаны на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, при максимальном вовлечении отходов в хозяйственный оборот. Приоритет переработки отходов над их захоронением установлен также в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Однако, в ряде регионов, а именно Вологодской, Оренбургской, Самарской, Тверской областях программами заложено только создание объектов по захоронению отходов.
По имеющимся данным, в 34 субъектах Российской Федерации программами запланировано создание объектов по переработке отходов.
В ряде регионов наблюдается формализм к подходу разработки и реализации имеющихся программ. Так, например, в Республике Алтай, Приморской крае, Кировской, Иркутской, Псковской областях программы имеются, однако, информация о создании каких-либо объектов в области обращения с отходами отсутствует.
Однако, не во всех регионах ситуация обстоит таким образом. В ряде регионов программы ориентированы на создание эффективной, комплексной системы в области обращения с отходами, предусматривающей строительство межмуниципальных объектов, учитывающих потребности не отдельного муниципального образования, а региона в целом. Так, например, в Тамбовской, Астраханской и Белгородской областях, Красноярском и Хабаровском краях программами предусмотрено создание инфраструктуры по использованию и обезвреживанию отходов, заложено строительство комплексов по утилизации отходов.
Росприроднадзор предупреждает о том, что в случае нарушения хозяйствующими субъектами требований к осуществлению инвентаризации объектов размещения отходов данные объекты не будут включены в Реестр объектов размещения отходов. Следовательно, передача отходов на данные объекты и их прием от сторонних организаций будут являться незаконными.
Виновные лица будут привлекаться к административной, имущественной или уголовной ответственности. При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду будет взиматься с учетом пятикратного повышающего коэффициента. При выявлении правонарушений в данной сфере со стороны глав органов местного самоуправления все материалы будут передаваться для реагирования в органы прокуратуры.