Государство не может ограничить аппетиты производителей бензина.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предприняла очередную атаку на отечественных производителей и продавцом моторного топлива. Основное направление удара – разделение оптового и розничного звеньев торговли нефтепродуктами. Текст соответствующего законопроекта антимонопольного ведомства уже направлен на согласование в федеральное правительство.
Начиная с 2000 года ФАС неоднократно предпринимала на разных уровнях попытки разделить бизнес нефтяных компаний. Еще во второй половине 1990-х годов приватизировавшие крупнейшие месторождения в стране нефтедобытчики называли создание вертикально интегрированных холдингов, - объединяющих в себя все технологические и финансовые операции от добычи до продажи нефтепродуктов в розницу, – самым оптимальным способом организации бизнеса. В условиях, когда мировые цены на «черное золото» держались более трех лет подряд на уровнях ниже или около себестоимости добычи, это казалось актуальным. Однако как только нефть стала дорожать, государство осознало, что эта форма организации бизнеса приносит большие убытки госбюджету, а также чревата значительными издержками для потребителей и экономики в целом.
Оказалось, что, пользуясь разницей в уровне налогообложения в различных субъектах федерации, холдинги показывают генерацию прибыли в своих дочерних предприятиях именно в регионах с самыми низкими налогами. Если легко отследить местонахождение фактической добычи или дислокацию сети АЗС крупного холдинга, то дочерние предприятия, занимающиеся оптовопродажей сырой нефти или уже готовых нефтепродуктов можно зарегистрировать, где угодно. Ведь такие структуры зачастую представляли из себя лишь юридическую оболочку безо всяких производственных активов, однако именно на этих этапах и «показывалась» вся прибыль по бухгалтерской отчетности. Суммы недоуплаченных благодаря такой оптимизации налоговых платежей поистине колоссальны.
Эта причина и предопределила возникающий раз в несколько лет на официальном уровне желание властей сделать прозрачной бухгалтерскую систему вертикально интегрированных холдингов, чтобы иметь доказанные данные о генерации прибыли в регионах добычи или нефтепереработки, а не на территориях с большими налоговыми льготами.
Несложно увидеть, что и сегодня задача ставится та же самая. Подготовленный ФАС законопроект «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» обязывает создавать в рамках одного холдинга отдельные юридические лица, работающие в сфере оптовой и розничной реализации. Работа между этими двумя звеньями должна осуществляться по одной из двух разрешенных этим документом схем: передача нефти на переработку по договору купли-продажи или по давальческой схеме (переработка сырья заказчика и по его технологии).
Как считают в самом ведомстве, купля-продажа является наиболее прозрачной схемой для контролирующих госорганов. В отличие от прошлых – совершенно безуспешных – попыток на этот раз не предполагается заставить сегодняшних владельцев холдингов избавиться от части бизнеса. То есть на разрушение самих холдингов на этот раз государство не замахивается. Предполагается, что на процедуру разделение оптовой и розничной торговли будет дан некоторый переходный период. Документ предусматривает принудительное разделение оптовой и розничной торговли в случае неисполнения требований.
Как указывают сами антимонопольщики, поводом для написания законопроекта послужили сделанные ими выводы после рассмотрения ряда дел о нарушении крупнейшими вертикально интегрированными компаниями антимонопольного законодательства в 2007 - 2011 годах. По данным ФАС, на отечественных оптовых рынках автобензинов и дизельного топлива доминируют «Газпромнефть», «Лукойл», «Башнефть», «Роснефть» и «ТНК-ВР». Вместе они занимают более 70% российского рынка моторного топлива. Доля каждого из перечисленной компаний превышает 8% и превышает доли других игроков на региональных рынках.
Все эти аналитические выкладки имеют весьма прямое отношение к действительности – низкий уровень конкуренции позволяет «продавливать» желательный нефтяникам уровень цен, который согласно опубликованной в среду статистикой совершенно сопоставим со стоимостью качественного бензина в США, крупнейшей стране-импортере нефти. По данным независимого агентства Министерства энергетики США «Энергетической информационной администрации EIA» марка «регуляр» стоит $3,496 за галлон (30.38 рублей за литр). А, по официальной российской статистике, средняя цена 95-го бензина (немного хуже «регуляра») в России достигла 30,05 рублей за литр. В то же время с этого понедельника в стране на 6% выросли акцизы на бензин и дизельное топливо, что, по мнению ряда экспертов, приведет к удорожанию конечных цен на моторное топливо в среднем на 12-15%. Так что американские показатели нами в этом месяце уже будут уверенно биты.
К сожалению, этот антирекорд не только грозит прямым изъятием средств у наших граждан в пользу нефтепромышленников, но и раскручивает общую инфляцию, увеличивает издержки в других секторах реальной экономики, придавливая экономическую активность и уровень зарплат.
- Действительно, налоговая тема и высокий уровень цен на бензин являются следствием монополии крупнейших холдингов, - говорит гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Однако, все это известно уже давно. На этот раз формальной причиной активности ФАС стало обращение небольших независимых компаний, владеющих автозаправками, которые пожаловались на дискриминацию. Дело в том, что крупные холдинги снабжают собственные сети АЗС моторным топливом по существенно более дешевым ценам, нежели независимые от них небольшие автозаправки.
Делается это совершенно целенаправленно с целью сделать бизнес малых сетей, не входящих в вертикально интегрированные холдинги малорентабельным настолько, чтобы побудить их продажу своих заправок крупным монополистам. Так что в
ФАС они обратились за спасением от того неумолимого гнета, которым их выдавливают с этого весьма привлекательного рынка.
Правда, я не думаю, что эта жалоба будет иметь реальный успех. Если мы посмотрим на общемировую практику, то там любые АЗС относятся к низкомаржинальному бизнесу, их рентабельности реально не превышает 2-3%. Так что владельцы заправок реально живут с сопутствующего бизнеса: мойка, магазинчики, гостиницы. В этой модели сама автозаправка играет лишь роль притягивающего центра к другим услугам.
Я полагаю, что в России все будет более и более приближаться к этой модели, и этой реальный шанс для небольших сетей сохранить свой бизнес. В противном случае монополисты их сожрут и дальше уже будут диктовать свои правила на захваченной территории.
«СП»: - Между тем, уже много лет как доминирование на том или ином региональном рынке буквально одной или двух компаний позволяет им диктовать цены, что обходится потребителям в кругленькую сумму…
- Да, несколько лет назад так и было. Дело в том, что изначально приватизация государственных заправок действительно шла по пути передачи всех АЗС на территории данного субъекта федерации в руки буквально одной компании. Однако крупные холдинги постепенно проникают на территории друг другу, и потому уже нередки случаи, когда во многих регионах представлены и делают погоду пять крупнейших корпораций. На мой взгляд, это гораздо лучше, чем присутствие 12 мелких сетей. Во-первых, холдинги в конкурентной борьбе имеют реальную возможность предлагать более низкие цены – маленьким компаниям снижать цены некуда. Во-вторых, крупные компании очень берегут свои бренды, и потому качество топлива у них максимально высокое. Это небольшие АЗС ради увеличения своей рентабельности могут залить какие угодно присадки для повышения октанового числа. Вам потом двигатель ремонтировать, а они ни за что не отвечают.
«СП»: Мы уверенно обгоняем по уровню цен Соединенные Штаты. Разве это справедливая цена? Есть ли хоть какая-то реальная конкуренция на российском рынке?
- С точки зрения нефтяников, цены справедливы, потому что они много работают и много вкладывают, и потому должны много зарабатывать. Это справедливо. С точки зрения потребителей, нефтяники приватизировали месторождения и теперь заставляют всех платить все больше и больше за природные богатства. Это несправедливо.
«СП»: - Скажем иначе, насколько сегодняшние цены экономически обоснованы?
- Безусловно, эти цены позволяют очень хорошо зарабатывать нефтяникам. Это очень сколький вопрос о марже автозаправок, но она, конечно, намного больше, нежели западные 2-3%. У нас за эту рентабельность никто не будет работать.
«СП»: - Другие аналитики называли мне рентабельность 22%, которую сами нефтяники оценивают как комфортную для продажи бензина.
- Я обойду конкретную цифру молчанием, отмечу лишь, что основная прибыль действительно изымается в оптовом звене. Так происходит, впрочем, и на Западе.
«СП»: - Могут ли в рамках нынешней системы цены на бензин стать существенно дешевле?
- Для этого должен стать невыгоден экспорт. То есть введение запретительных пошлин на экспорт нефтепродуктов вкупе с ростом добычи должно привести к значительному росту предложения на российском рынке. Только тогда цены пойдут вниз.
«СП»: - Вы верите, что действия ФАС – после того как их атаки последовательно захлебываются, начиная с 2000 года, - могут привести к такому результату?
- Я уверен, что авторы жалоб из маленьких сетей автозаправок своих целей точно не добьются. Если говорить о формировании экспортных пошлин, то это решают не антимонопольщики, а только самые влиятельные политики. Учитывая, что до сих пор этого не произошло, я очень сильно сомневаюсь в том, что это вообще может произойти, пока у власти находятся те же люди.