Все больше британцев хотят иметь право на добровольную смерть [давайте обсудим]
Британец Джордж Мартин предпочел уйти из жизни, чтобы не страдать от тяжелой болезни.
Я не стал его фотографировать. Очень уж это было грустное зрелище. И вообще, по-моему, неэтично запечатлевать человека в таком состоянии.
Но до сих пор он перед моими глазами. В постели - настоящий скелет. Хотя руки двигаются. И взгляд из-за очков внимательный.
ДЕДУШКА ЖДАЛ ПОМОЩИ ОТ ВРАЧЕЙ
Джордж Мартин голодал полторы недели. А ему было ни много ни мало 86 лет. Врачи считали, что каждый день может быть для него последним. Но именно об этом он и мечтал с той самой минуты, как услышал диагноз: рак легких. Когда его состояние стало невыносимым, бывший бухгалтер, отец четверых детей начал голодовку в надежде быстрее умереть.
- Мы поддерживали его право решить, как закончить собственную жизнь, - сказала мне Алли, внучка мистера Мартина. - Дедушка еще двадцать лет назад написал в завещании, что отказывается от лечения, если оно будет бессмысленным. Там есть такие слова: «Я не хочу испытывать унижения и страдания». Тогда его жена только-только скончалась от опухоли мозга. Как она, бедная, мучилась…
- А сегодня утром, - добавила Алли, - дедушка сказал, что с животными обращаются более гуманно, чем с людьми и не заставляют так страдать.
Родственники были готовы помочь Джорджу уйти из жизни. Но адвокат строго-настрого предупредил: вас обвинят в убийстве. Поэтому им не оставалось ничего другого, как подписать петицию в парламент. В ней - призыв к депутатам Вестминстера изменить законодательство. «Безнадежно больные люди, - говорится в петиции, - имеют право завершить свой жизненный путь с миром и без боли, в окружении семьи и друзей. При этом помощь доктора не является преступлением, а представляет собой реализацию фундаментального медицинского принципа: контролировать жизнь человек до его последнего вздоха».
Под петицией - 23 тысячи подписей. Но это ничего не изменило в судьбе мистера Мартина. Через два дня после нашей встречи он скончался. Голодовка сделала свое дело.
ОНИ ВМЕСТЕ ПОДНЯЛИ БОКАЛЫ С ЯДОМ
Однако на пытку голодом решаются очень немногие. Все больше британцев уезжают туда, где эвтаназия узаконена. Особенно часто в Dignitas. В этой частной швейцарской клинике, как и в госпиталях Бельгии, Голландии и некоторых американских штатов (в конце мая их список пополнил Вермонт), дано добро на смерть по желанию пациента.
Раньше в Соединенном Королевстве предусматривалось наказание «за содействие самоубийству». Теперь оно отменено, если эвтаназия произошла за пределами Британских островов. Кроме тех случаев, когда пациент моложе 18 лет или не является неизлечимо больным. Правда, по-прежнему сурово караются «действия с корыстными мотивами» - до 14 лет тюрьмы. А они в Альбионе, как, впрочем, и в других странах, включая Россию, - не редкость. То у старичка решили заграбастать квартиру, то жене надоел супруг-инвалид…
Выявить правонарушение очень нелегко, несмотря на то, что в Великобритании этим занимаются профессионалы: полиция, врачи, юристы. Несколько сотен британцев ждут своей очереди в Dignitas. Хотя «цена смерти» за 15 лет после открытия клиники подскочила почти в семь раз и сейчас составляет около 20 тысяч долларов.
Большинство пациентов госпиталя - состоятельные и известные люди. Такие, как сэр Эдвард Доунс и его супруга. 85-летний бывший дирижер британской Королевской оперы оглох и почти ослеп. У его жены, экс-балерины Джоан, был рак печени. Они жили вместе больше полувека. И вместе подняли в Dignitas бокалы с ядом. Их сын Карактакус был рядом с ними. Вернувшись в Лондон, он сказал мне, что восхищается таким романтическим исходом. И назвал родителей Тристаном и Изольдой. Эту оперу Вагнера часто исполнял оркестр, которым дирижировал сэр Эдвард.
Правда, некоторые британцы недовольны швейцарской клиникой. Там якобы порой делают эвтаназию человеку, которому еще жить и жить, врачебные заключения бывают неполными или даже противоречивыми.ЗА И ПРОТИВ
Есть и такое мнение: вообще никто - ни родственники, ни медики - не вправе получать «лицензию на убийство». Каждый врач, давший клятву Гиппократа, не должен останавливать жизнь, даже если его умоляют об этом. Вдруг перед ним просто слабовольная личность, решившая наложить на себя руки?
Среди самых ярых противников эвтаназии - церковь. Ее основные аргументы: суицид навсегда закрывает перед грешником ворота рая, Бог и только Бог окончательно определяет срок пребывания человека на земле.
Пациенты таких клиник, как Dignitas в Цюрихе, возражают. Мол, они не совершают самоубийство, так как не стреляют в себя и не вскрывают вены. Просто взывают о помощи. И правильно ли лишать их ее? Ведь у каждого человека - свое представление о смерти. И кое-кто предпочел бы сам решить, когда и как она наступит.
Сторонники эвтаназии, тоже апеллируя к клятве Гиппократа, заявляют, что цель медицинского вмешательства - облегчение страданий. Ссылаются и на конкретные факты. К примеру, у Зигмунда Фрейда был рак горла, его терзали жуткие боли, а 31 операция не принесла облегчения. Кроме того, от умирающего шел такой неприятный запах, что даже любимая собака не могла сидеть рядом с ним. «У меня остались только мучения, и нет смысла их продлевать», - сказал психиатр своему лечащему врачу Максу Шуру. И тот, получив согласие дочери Фрейда, сделал пациенту три инъекции морфия. В результате знаменитый ученый скончался в своем лондонском доме 23 сентября 1939 года.
«Я ПОМОГ ОТЦУ УМЕРЕТЬ»
Сенсацией стало недавнее признание британской кинозвезды Майкла Кейна. В радиопередаче он рассказал:
- У моего отца был рак легких. Я спросил врача, нельзя ли дать ему большую дозу лекарств и разом покончить со всем этим. Доктор категорически отказался. Но когда мы уже расставались, вдруг предложил: «Приходите в полночь». Я так и поступил, и отец умер в пять минут первого. Доктор сделал это.
- Значит, вы согласились на эвтаназию?! - воскликнул потрясенный радиоведущий.
- Да, - ответил сэр Майкл. - Если состояние человека невыносимое, и он хочет уйти, надо выполнить его желание. И я помог отцу умереть.
Актер скрыл случившееся даже от матери. Он, конечно, рисковал, объявив о своем поступке на весь Альбион. Но дело против сэра Майкла так и не заведено, хотя противники ассистированного самоубийства единодушно заклеймили его. Представитель организации «Заботиться, а не убивать» назвал такие действия «жестокими и ненужными». В то же время лидер группы «Умереть с достоинством» призвал сограждан следовать примеру Майкла Кейна, «даже если придется проходить через унизительное расследование».
ПРАВО НА ГЛАВНЫЙ ВЫБОР
Сейчас здесь подготовлен проект закона о частной жизни, в котором помощь в совершении самоубийства объявляется легальной. Но только если пациенту осталось жить не больше полугода. Кроме того, его желание уйти в мир иной должны подтвердить как минимум два медика и свидетель.
Этот законопроект поддерживают 72 процента британцев. И, как говорят некоторые британские эксперты (особенно сторонники эвтаназии), он вполне может стать трамплином для одобрения ассистированного суицида в других европейских государствах. Правда, не в России. Наша страна, считают они, не готова к этому ни по ментальности, ни по привычкам. Хотя по числу самоубийств мы, увы, - среди мировых лидеров.
Не собираюсь агитировать за то, чтобы у нас менялись законы или появилась клиника а-ля Dignitas. Тем не менее разве нет смысла всерьез задуматься? Ведь речь идет о финале жизни каждого из нас. Джордж Мартин отказался ехать в Цюрих, потому что хотел умереть у себя дома, среди близких и с достоинством. Сколько людей хотят этого же. Так справедливо ли, что они не имеют права на самый главный выбор?
Михаил ОЗЕРОВ