Еще недавно электромобили в России были экзотикой и представление о них у рядового гражданина ограничивалось знанием о погрузчиках-электрокарах и машинках для гольфа.
Легковых электромобилей на рынке автотранспорта в России долгое время не существовало, хотя городской электротранспорт (трамваи и троллейбусы) пользовался заслуженным уважением. Под термином «электромобиль» мы сейчас имеем в виду автомобиль, у которого для привода ведущих колес используется электрическая энергия, получаемая от химического источника тока. В последние годы в мире интерес к экологически чистым видам транспорта неуклонно рос, разработки электромобилей превратились из концепт-каров на автосалонах в активных участников автодвижения. И вот о перспективах электромобиля задумались и в России.
Что сегодня можно купить в России?
Положение дел на сегодняшний день достаточно скромно. Первую пригодную для массового использования модель на российском рынке предоставила японская компания Mitsubishi: В октябре 2011 года в России начал продаваться электромобиль Mitsubishi i-MiEV. И хотя он не пользовался большим спросом из-за высокой цены (за три месяца был продан 41 автомобиль), I-Miew стал провозвестником новой «породы» автомобилей на российском рынке. Электрокар способен преодолеть 150 км на одной зарядке (зимой меньше), имеет достаточно просторный салон, батареи расположены под днищем, поэтому багажник остался большим и вместительным. Привод задний. Электродвигатель — 47 кВТ (63 л.с.). Кстати, Министерство энергетики США назвало i-MiEV самым экономичным автомобилем, модель была отмечена «Экологическим знаком качества» общероссийской общественной экологической организации «Зеленый патруль».
Тогда многие автоконцерны стали задумываться о выводе электромобилей на наш рынок, в их числе компания Renault и московский завод «Автофрамос», которые решили продвигать собственные электромобили в России. На настоящий момент компания располагает двумя электрическими моделями — «каблучком» Kangoo и седаном С-класса Fluence. Обе модели имеют запас хода около 200 км без подзарядки, что позволяет использовать их в пределах мегаполиса.
Кроме этих моделей в РФ можно на сегодняшний день приобрести японский Nissan Leaf (стоимость порядка 1 200 000 рублей, двигатель 80 кВт, привод передний, запас хода 160 км; оснащен специализированным зарядным устройством, которое позволяет заряжать Nissan Leaf до 80 % всего за 30 минут), китайский бюджетный электрокар E-Car GD04B (сделан на базе Daewoo Matiz или китайского собрата Chery QQ; стоимость порядка 500 000 руб., двигатель 4 кВт (около 6 л.с.), запас хода 150 км) или российский электрокар EL LADA (разработан на базе Lada Kalina, стоимость 1 250 000 руб., двигатель 60 кВт, запас хода 160 км, разгон до 100 км/ч за 13 секунд; заряжается за 8 часов от бытовой сети 220 В).
Про российскую разработку стоило бы сказать несколько слов отдельно. Готовилась Ellada под мелкосерийное производство в качестве такси для Ставропольского края. В 2012 году было выпущено 100 автомобилей, но администрация края выкупила лишь 5. Оставшиеся экземпляры были направлены дилерам по себестоимости производства (1 млн. рублей). После недавно введенного снижения ввозных пошлин на электрокары судьба проекта повисла в воздухе, так как он становится неконкурентоспособным по цене. «Возможно, переход к более крупной серии позволил бы снизить цену, а привлечение технологий от «Nissan», лидера рынка электрокаров, и «Renault» позволило бы повысить качество российского электромобиля», — считают эксперты.
Однако быстрого роста количества электромобилей только из-за временной отмены ввозных пошлин в России ожидать не приходится. Не только потому, что стоимость электромобилей остается высокой в сравнении с автомобилями того же класса с ДВС, но и вследствие практически полного отсутствия зарядной инфраструктуры. В этих условиях реализация закупок на государственном уровне или лоббирование снижения налоговых пошлин могут оказаться весьма полезными.
«В Московской области у нас зарегистрировано всего 13 авто, из них 11 с мощностью двигателя до 150 л.с., а два — свыше 150 л.с. Это для населения в 7,5 млн человек — ничего. В результате мы просчитали выпадающие доходы из бюджета — 100 тыс. руб. в год. Это абсолютно не потеря. Тот законопроект, который мы будем вносить — это полное освобождение от налогообложения владельцев электромобилей с 1 января 2016 года», — сказал зампредседателя комитета Мособлдумы по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации Кирилл Жигарев.
PRO: что дает использование электромобилей?
Конечно же, уменьшение вредных выбросов в месте эксплуатации; снижение уровня шума (электродвигатель работает очень тихо, в основном шум идет от колес движущегося автомобиля и потоков воздуха, обтекающих его); снижение затрат на эксплуатацию.
Электромобили отличаются низкими транспортными расходами. По подсчетам РБК, Ford Ranger потребляет 0,25 кВт/ч на один километр пути, Toyota RAV4 EV — 0,19 кВт/ч на километр. Средний годовой пробег автомобиля в США составляет 19200 км (т.е. 52 км в день). При стоимости электроэнергии в США от 5 до 20 центов за кВт/ч стоимость годового пробега Ford Ranger составляет от $240 до $1050, RAV-4 — от $180 до $970. В России стоимость электроэнергии — порядка 12 центов (3,8 руб.) за кВт/ч по дневному тарифу и около 3 центов (0,95 руб.) за кВт/ч ночью. Таким образом, транспортные расходы электромобиля в России будут несколько ниже, чем в США, поскольку заряжаться он будет, скорее всего, ночью.
Более высокая экологичность электромобилей обеспечена отсутствием необходимости применять нефтяное топливо, антифризы, моторные масла, а также фильтры для этих жидкостей. Надежность и долговечность ТС гарантированы простотой конструкции (самого электродвигателя и трансмиссии; отсутствием необходимости в переключении передач) и управления.
Электромобили в России могли бы найти применение в городах (в первую очередь крупных) в тех отраслях, где необходимы небольшие дневные пробег — такси, службы доставки, развоз товаров. Многие эксперты полагают, что предпочтительным является именно коммерческое использование, так как при недостаточной в настоящий момент городской зарядной инфраструктуре на территории предприятия можно было бы легко создать станцию экспресс-зарядки и организовать надлежащее обслуживание электромобиля. Впрочем, «выдаваемых» электромобилем 150-200 километров вполне достаточно для того, чтобы спокойно отъездить рабочий день при маршрутах типа дом – работа – дом — дача.
CONTRA: в чем проигрывают электромобили?
«Врожденный» недостаток электромобилей — длительное время для зарядки аккумуляторов и весьма ограниченный запас хода. Это означает, что электромобиль возможно использовать лишь в пределах городской черты с довольно небольшими ежедневными пробегами. Высокая же цена на электрокары в первую очередь обусловлена дороговизной применяемых литиево-ионных аккумуляторов и малыми тиражами выпуска. Да и утилизация аккумуляторов составляет отдельную проблему, так как они содержат ядовитые компоненты (например, свинец или литий) и кислоты.
Для стран с холодным климатом очень остро стоит вопрос обогрева салона. Для эффективного отопления салона машины средних размеров нужно около 2-3 кВт тепловой мощности, в то время как емкость батареи Mitsubishi i-MiEV составляет около 16 кВт/ч, и включенная печь может существенно отразиться на его запасе хода. Однако существуют электромобили и с более емкими батареями, как в случае с Tesla Model S, где включенной печки хватит на двое суток непрерывной работы. Но этот электрокар на российских широтах не встретишь.
В Европе и США эти вопросы решаются через программы стимулирования покупки электромобилей. В частности, владелец электромобиля освобождается от ряда налогов, а сама машина продается ему по выгодным программам кредитования или лизинга.
Анна, живет в Норвегии
«В Норвегии государств обеспечивает электрокарами пенсионеров и инвалидов. Они там такие — типа машинок для гольфа, одноместные, развивают скорость до 50 км/час. А электричество здесь дешевое очень».
Ирина, живет в Канаде
«Друзья недавно приобрели. Выбрали электрокар из-за экологии + потому, что новинка, интересно. Заряжают на специальных станциях, созданных для этого дела — они сейчас в Квебеке по центральным городам есть (в глубинке, конечно, меньше). Заряжается 15 минут — и 45 минут езды. Еще 15 минут — и еще 45 минут. Либо можно подольше подождать и потом подольше поехать».
Но одного только снижения пошлин для внедрения электромобилей в российские реалии мало. Для этого требуется, в первую очередь, создание соответствующей инфраструктуры — сети станций для быстрой зарядки электромобилей, и правительство Москвы вроде бы уже занялось этим вопросом. В частности, подобный эксперимент уже реализуется в сотрудничестве с компанией «Револьта», и сотрудничество с «Автофрамосом» может стать еще одним шагом к экологически чистому будущему столицы.
Компромисс: гибридный автомобиль
Гибрид, или автомобиль, использующий для привода ведущих колес более одного источника энергии, сейчас один из вариантов перехода на более экологичный транспорт. Совместное использование двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя позволяет избежать работы ДВС в режиме малых нагрузок, а также реализовывать рекуперацию кинетической энергии, повышая топливную эффективность силовой установки. Крупные автомобилестроительные компании после 2000-х уделяют мало внимания электромобилям в пользу гибридов.
Преимущества гибридов, в принципе, очевидны: экономная эксплуатация за счет использования ДВС меньшей мощности и объема, применением рекуперативного торможения с зарядкой аккумулятора и оптимизации работы самого двигателя. Однако синхронизация всех систем доступна лишь бортовому компьютеру, так что это стало возможно лишь в последние годы.
Экологическая чистота гибридных автомобилей обеспечивается как снижением расхода углеводородного топлива (в том числе за счет полного отключения двигателя внутреннего сгорания при остановке автомобиля, например, в пробке), так и применением батарей меньшей, чем в электромобилях, емкости, что немного снижает остроту проблемы утилизации использованных аккумуляторов.
Гибрид также имеет улучшенные ходовые характеристики и увеличенную по сравнению с электромобилем дальность пробега за счет сохранения и повторного использования энергии и возможности заправки обычным углеродным топливом.
Юрий, владелец Toyota Prius
— Считается, что гибридный автомобиль сочетает в себе преимущества электромобиля и автомобиля с двигателем внутреннего сгорания: больший коэффициент полезного действия электромобилей (80–90 % по сравнению с 35–50 % у автомобилей с двигателем внутреннего сгорания) и большой запас хода на одной заправке автомобиля с ДВС. Это правда? Вообще, какие преимущества у гибридного авто перед обычным?
— Да, правда. На мой взгляд, в остальном машины равноценны. Моя машина весит 1400 кг, но сложнее ли она традиционного автомобиля с ДВС, не отвечу.
— Как ведет себя зимой? Есть ли отличия по обогреву салона?
— Да, есть. Обогрев дольше, чем у обычной бензинки.
— Может ли водитель сам определить режим работы — электро или на бензине? Или это решает компьютер и сам переключает?
— Вообще, машина работает автоматически, гибридная установка сама подключается, когда это необходимо, решает компьютер. Но в машине есть кнопка включения (переключения), в режим только электро. Для обычных поездок хватает «ума» машины.
— Что на взгляд отличает гибрид от машины с ДВС? (для чайников: нет педалей / пустой капот / шнур для розетки и пр.)
— Есть все — и педали, и под капотом двигатель, так что на глаз — ничего. Гибрид заряжает батарею при езде, это однозначный гибрид, розетка ему не нужна. Чистые электрики стоят намного дороже, вот им нужна станция подзарядки.
Итак
Что ж, можно предположить, что, когда пробег электромобиля на одной зарядке увеличится до 300 км, он сможет стать полноценной альтернативой бензиновому/дизельному автомобилю и для рядовых граждан (не только коммерческого использования). Сейчас его можно было бы рассматривать в качестве второго автомобиля для поездок по городу (дом – работа и обратно), но без снижения себестоимости и государственной поддержки перспективы у электрокаров в России туманны.
Юлия, бывшая владелица автомобиля, отказалась в пользу общественного транспорта:
— Конечно, против «Теслы» я бы ничего не имела: большая, сильная, капот пустой, управляй хоть пальцем на дисплее. Но ее цена и необходимость заряжать все время пока превращают ее в наших условиях в дорогую игрушку…
Материал подготовила Елена Хвостова
Материалы по теме Электромобиль с почасовой оплатой аренды – реалии сегодняшней Москвы Разговор с Антоном Кульбачевским