Россия, Норильск. Разлив топлива.Чуть истории вопроса. 29 мая на территории ТЭЦ-3 АО "НТЭК" (входит в группу компаний "Норильский никель") произошла разгерметизация одного из резервуаров из-за проседания свайного фундамента и разлив горюче-смазочных материалов.
По данным Росприроднадзора, разлилось около 20 тысяч тонн нефтепродуктов, горючее попало в ручей Безымянный и реки Далдыкан и Амбарная, которая впадает в озеро Пясино.По факту происшествия возбуждены четыре уголовных дела, арестован начальник цеха ТЭЦ.
Ликвидация последствий разлива топлива на ТЭЦ-3 в Норильске
ТАСС АВТОР: ДЕНИС КОЖЕВНИКОВ
Розлив топлива был объявлен чрезвычайной ситуацией федерального уровня. 16 июня активная фаза сбора топливно-водяной смеси с поверхности реки на месте ЧС была завершена, продолжаются работы по очистке малых водоемов. Росприроднадзор оценил вред, причиненный водным объектам и почвам вследствие загрязнения, в сумму около 148 млрд рублей, из них водоемам - более 147 млрд рублей.
Между тем идут сообщения о том, что «Норникель» проводит подготовку к перекачке топливно-водяной смеси, собранной с поверхности реки Амбарная. К операции подключены специалисты двух компании — «Нефтетанк» и «Политехника», которые обладают технологиями и опытом в данном вопросе.
Компания «Нефтетанк» уже доставила в Норильск трубопровод длиной около восьми километров, с помощью которого будет производиться перекачка топливно-водяной смеси. В ближайшее время ожидается поставка еще 12 километров трубопровода. Для проведения соответствующих работ в Норильск прилетит бригада из сорока человек.
Монтаж планируется начать в ближайшие выходные — трубопровод протянется от хвостохранилища «Лебяжье», где организована площадка для разделения топлива, до реки Амбарная и продлится порядка двух недель. «В ходе работ будет использовано два тягача, которые будут тянуть за собой разматывающее устройство, и небольшой кран для замены бухт с трубопроводом. Таким образом будем прокладывать трубопровод», — рассказал руководитель сервисного отдела компании «Нефтетанк» Иван Румянцев.
Он отметил, что, несмотря на труднопроходимую тундру, сложный рельеф, обилие рек и ручьев, со своей задачей работники компании «Нефтетанк» справятся оперативно. «А дальше будем вести саму перекачку. У нас будет параллельный демонтаж-монтаж емкостей. То есть, те емкости, которые сейчас заполнены на Амбарной, мы будем, по мере опустошения, демонтировать и вертолетом на подвесе перевозить в Норильск. Далее, по мере необходимости, будем подключать их к топливной магистрали и заполнять, чтобы дальше эту смесь сепарировать», — отметил Румянцев.
По оценкам специалистов, на перекачку топливно-водяной смеси уйдет около месяца. Всего с акватории реки Амбарной на сегодняшний день собрано 25 702 кубометра топливно-водяной смеси.
06.07.2020
По состоянию на 6 июля собрано 33237 куб. м топливно-водяной смеси (за последние сутки — 50 куб. м).
В места складирования на территории ТЭЦ-3 вывезено 185102 т загрязненного поверхностного грунта (за последние сутки — 3100 т).
Сорбентом всего обработано 137,2 км береговой линии, 265720 кв. м загрязненной территории.
Работу на месте разлива закончила аэромобильная группировка сибирского спасательного центра МЧС России. 100 военнослужащих Сибирского спасательного центра МЧС России (пос. Кумысный, Новосибирская область) прибыли в пункт постоянной дислокации после командировки в город Норильск Красноярского края. Почти месяц спасатели оказывали помощь властям региона и города в ликвидации последствий розлива дизельного топлива. Также место ЧС покинули специальная бригада компании «Транснефть».
50 сотрудников «Газпром нефти» закончили свою работу в Норильске. 22 спасателя компании остались для доочистки притоков реки и поверхности малых водоемов, обработки сорбентами береговой линии и мониторинга ее состояния. Также на место ликвидации последствий прибыли экологи «Газпром нефти». Специалисты участвуют в составлении «дорожной карты» программы восстановления флоры и фауны пострадавшей территории.
То, что происходит сейчас – это мышиная возня и перекладывание ответственности. Как это поможет местным жителям, экологии, всей экосистеме на территории, где и так выживать не просто? На восстановление экосистемы после разлива дизтоплива уйдет минимум 10 лет, отчиталось Минприроды. Допустимая концентрация загрязняющих веществ под Норильском превышает норму в десятки тысяч раз, отчиталась глава Росприроднадзора Светлана Родионова.
Может, пришло время отдать долг природе, которая все эти годы давала полезные ископаемые, и людям, которые их добывали для наполнения миллиардных счетов олигархов? Но в России корпорации такого масштаба не привыкли нести ответственность за ущерб, который наносят. Ежегодно в землю выливаются сотни тысяч тонн нефти, мазута, нефтепродуктов. Это даже не считается катастрофой. «Гринпис» еще в 2016 году направлял в правительство доклад о том, как крупные промышленники скрывают информацию о нефтяных разливах и уходят от ответственности. Более того, они постоянно требуют снизить для них экологические требования. И это при том, что такие компании и так работают на таможенных и налоговых льготах от государства. А что достается государству?
А еще такие объекты, как НТЭК, не беспокоят внеплановыми проверками – так прописано в законе. Объект, на котором произошла авария, проверяли несколько лет назад. Он не простоял и пары лет, как его прорвало. Что, виновата вечная мерзлота?
Как будет, мы знаем. Виновником объявят мелкую сошку. А вот как должно быть. «Норникель» должен взять полную ответственность за аварию и ее устранение. Это нормальная практика развитых стран. В 1989 году подобная авария произошла по вине компании Exxon. В море вытекло 36 тыс тонн нефти. Очистку компания взяла на себя и даже за это ее критиковали, мол, усилия были слишком вялые. В итоге суд обязал Exxon выплатить $287 млн за фактический ущерб и $5 млрд штрафов государству.
Вот так воспитывается ответственность у бизнеса в развитых рыночных экономиках. Допустил аварию – имей смелость признать и ответить. Хочешь не допускать аварий впредь – следи за оборудованием, принимай внеплановые проверки, инвестируй в развитие. Одно плохо – при такой заботе о бизнесе, сотрудниках и экологии, на очередную яхту может не хватить.
Обнаружился и побочный эффект экологической катастрофы в Норильске. Оказалось востребованным проведение экспертизы проб воды в независимых лабораториях. Об этом следующий материал
Пробы воды и почвы из Норильска доставили на независимую экспертизу
Москва. 10 июля. INTERFAX.RU - Пробы воды и почвы с места аварии на ТЭЦ-3, принадлежащей дочерней компании "Норникеля", проходят независимую экспертизу, ее результаты станут известны в ближайшее время. Об этом сообщил "Интерфаксу" в пятницу главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов.
"Пробы воды и почвы удалось доставить на экспертизу из Норильска в одну из лабораторий", - сказал Муратов, отказавшись уточнять, каким именно образом это было сделано.
По его словам, пока результаты экспертизы не готовы, но станут известны в ближайшее время.
Муратов выразил удовлетворение оценкой Росприроднадзора ущерба, нанесенного экологии Таймыра из-за аварии. "Есть самая главная новость, конечно, которой мы отчасти можем быть довольны, что насчитан серьезный ущерб и на восстановление Арктики будут потрачены, как ни крути, серьезные средства. Это результат, ради которого мы работали", - сказал главред "Новой".
27 июня Муратов сообщил "Интерфаксу", что его сотрудникам не удалось передать пробы воды и грунта из озера Пясино и реки Пясина через депутата Мосгордумы Сергея Митрохина, так как ему запретили это делать сотрудники аэропорта в Норильске, сославшись на необходимость получить специальное разрешение от местных структур. Позже специальный корреспондент газеты Елена Костюченко обратилась в Следственный комитет с заявлением о препятствовании законной деятельности журналиста (144 УК РФ) из-за того, что ей и ее коллеге Юрию Козыреву постоянно мешали собирать информацию на Таймыре.
Цивилизация XXI век
Игорь Агафонов: механистичное применение методик расчета по определению штрафов за экологический ущерб упускает из виду отсутствие определения размеров самого ущерба, что непременно повлияет на решение суда по жалобе «Норильского Никеля» на решение «Росприроднадзора». Мы не удивимся, если симпатии суда окажутся на стороне «Норильского никеля», а ликвидацию последствий от разлива дизтоплива придется оплачивать за счет налогоплательщиков, а еще компенсировать убытки «Норникелю». Конечно, пока это только прогноз, но не исключено, что как только он начнет сбываться — будет поднята тема о том, что данный сценарий был срежиссирован изначально ответственными чиновниками «Росприроднадзора» и менеджерами «Норникеля». Ранее мы сообщали о перспективах формирования «экономических санкций» против России в связи с Норильской экологической катастрофой. Поживем увидим.
Игорь Агафонов: гороскоп по Норильской трагедии указывает на суды и международные санкции ВИДЕО
Эксперты совета некоммерческих организаций по вопросам Арктики не поверили уловке Радионовой и Потанина в связи с экокатастрофой в Норильске
Реплика корреспондента «ЭкоГрад» Игоря Агафонова о резолюции совета некоммерческих организаций по вопросам Арктики накануне формирования повестки Арктического форума 2021. Эксперты совета некоммерческих организаций по вопросам Арктики не поверили уловке Радионовой и Потанина в связи с экокатастрофой в Норильске
Москва. 12 июля. INTERFAX.RU - Около 44,5 тонны авиационного топлива разлилось у поселка Тухард Красноярского края из разгерметизированного трубопровода, принадлежащего АО "Норильсктрансгаз" (входит в ГМК "Норникель"), сообщает пресс-служба "Норникеля" в воскресенье.
И вот новости сегодняшнего дня. "Норникель" сообщил о почти 45 тоннах разлившегося на Таймыре керосина
По ее данным, разгерметизация продолжалась около 15 минут.
Ранее пресс-служба "Норильсктрансгаза" сообщала о разливе до 20 тонн керосина при разгерметизации трубопровода на Таймыре.
В свою очередь пресс-служба прокуратуры Красноярского края заявила, что ведомство начало проверку по факту инцидента.
Пресс-служба "Норильсктрансгаза" сообщила, что угрозы жизни и здоровью людей нет, работы по перекачке топлива приостановлены, предпринимаются все возможные меры для ускоренного сбора пролитого топлива.
Обзор подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО