5 июня планета отмечает Всемирный день охраны окружающей среды. Перед Москвой проблема состояния экологии стоит чрезвычайно остро: загрязнение воздуха, воды и почвы наносит непоправимый урон здоровью горожан.
Несмотря на предпринимаемые попытки улучшить экологическую ситуацию в городе, сделать это так и не удаётся. В частности причиной тому являются грубые просчеты и серьезные ошибки, которые совершались столичной властью в таком направлении деятельности, как содержание природных и озелененных территорий.
В 2002 г. в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы были введены в действия Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Москвы, разработанные под эгидой Департамента природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС). Действие этого документа распространяется не только на озелененные, но и на природные, в том числе особо охраняемые территории (ООПТ).
Применение Правил при содержании природных и озелененных территорий уже принесло и продолжает приносить существенный вред окружающей среде. Ставшая обязательной при производстве озеленительных работ и капремонте озелененных территорий замена естественных почв искусственными почвогрунтами; превращение естественной травянистой растительности на природных территориях в низкотравные злаковые газоны и их многократное в течение вегетационного периода выстригание практически «под ноль»; ежегодная осенняя и весенняя уборка листового опада не только с открытых участков с газонами, но и из-под полога насаждений – всё это ведет к преждевременному отмиранию деревьев, деградации зеленых насаждений, снижению их биологической устойчивости и средозащитной эффективности.
Негативное для окружающей среды значение имеет и так называемая омолаживающая (глубокая) обрезка деревьев, когда от них оставляют лишь голые стволы или несколько также обрезанных скелетных ветвей. Это влечет за собой существенное сокращение биомассы листьев у оставшихся после этой операции живых деревьев, главным образом тополей, и соответственно снижение их средозащитной и оздоровительной эффективности. Такие действия также ведут к резкому сокращению кормовой базы для живущих в городе насекомоядных птиц. Эти пернаты являются естественными регуляторами численности насекомых-фитофагов, способных давать вспышки численности и причинять вред деревьям и другим растениям.
Огромный вред природе и окружающей среде Москвы был причинен в результате начавшихся «экологической» реабилитации рек и водоемов и благоустройства речных долин. Экологическую реабилитацию, т.е. восстановление природных характеристик реабилитируемых рек, водоемов и речных долин, чиновники от «охраны природы» превратно истолковали как их реконструкцию или капитальный ремонт. Его результатом становится с превращение рек, ручьев и водоемов в подобие арыков и корыт — заключением их естественных берегов в габионы или лиственничные бревна нередко с вертикальным берегоукреплением. Естественная растительность — луга, низинные болота, прибрежные кустарниковые заросли превращаются в парковые насаждения типа «деревья на газоне».
При такой «экологической» реабилитации естественные водотоки утрачивают свои экосистемные характеристики и превращаются в гидротехнические сооружения — коллекторы для приема и быстрого переноса ливневых и промышленных сточных вод, и природные сообщества речных долин. Эти примитивные парковые насаждения с крайне низкой экологической и природоохранной эффективностью требуют при этом постоянного ухода и несравненно больших затрат на содержание.
В начале 2000-х гг. Правительством Москвы был заложен выгодный принимающим решения чиновникам, проектным и подрядным организациям — всем, кто оказался причастным к этому, по существу, экологическому преступлению общегородского масштаба — дорогостоящий затратный метод «приведения в порядок» и содержания речных долин и других природных территорий,
С середины 2000-х гг. природоохранная политика в нашем городе начала меняться еще более кардинально, о чем можно судить по одному из высказываний главного архитектора Москвы А. В. Кузьмина. Он выразил удовлетворение тем, что благодаря выделению природных комплексов удалось на значительное время зарезервировать большие по площади городские территории — для застройки.
В Москве резко затормозилось создание особо охраняемых природных территорий.
В 1983—1991 гг. в Москве были созданы 113 ООПТ на площади 7035,8 га. В том числе национальный парк «Лосиный Остров», природно-исторический парк «Битцевский лес», памятники природы «Серебряный Бор», «Щукинский полуостров», «Тушинская чаша», долины р. Яузы и большинства других протекающих в открытых руслах московских речек и др.
В 1998—2003 гг. — 11 ООПТ площадью 10 174 га, в том числе природно-исторические парки (П-ИП) «Москворецкий», «Измайлово», «Царицыно», «Тушинский» и др.
За период с 2006 по 2010 г. включительно — 36 ООПТ на площади немногим более 1900 га. В основном это небольшие памятники природы и лишь 4 более или менее крупные ООПТ П-ИП «Кузьминки-Люблино», «Косинский», «Тропаревский» и «Сокольники».
По существу крест на передовой природоохранной политике правительства Москвы поставил актуализированный Генеральный план Москвы до 2025 г.
Вместо предусмотренных Земельным кодексом РФ зон особо охраняемых территорий, в которые должны быть выделены московские ООПТ и памятники садово-паркового искусства как объекты культурного наследия, они были объединены в одну зону с озелененными территориями — «Функциональные зоны особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий». Рядом со многими из них появились «звёздочки», обозначающие «недопустимость или возможность строительства, реконструкции объектов капитального строительства».
Среди ООПТ со «звездочками» оказались даже неприкосновенные по федеральному законодательству памятники, в том числе «Щукинский полуостров», «Тушинская чаша», «Серебряный Бор».
Направленность актуализированного Генплана на застройку ООПТ, природных и озелененных территорий очевидна. Обмолвка главного архитектора Москвы А.В. Кузьмина о том, что выделение территорий природных комплексов было способом резервирования значительных по площади городских территорий для застройки, приобрела силу закона.