Корреспондент "ЭкоГрада" Александр Веселов в рубрике журнала: "Мы в ответе за то, что получили от природы"...
14 ноября сего года в карстовой воронке и вытекающей из нее речке рядом с садовым товариществом "Лесная поляна" в районе Чернозерского кордона в Уфе (Демский район) установлен факт загрязнения водоема химическим веществом, дающим ядовито-зеленый цвет воде. Поскольку цвет явно не соответствовал даже сине-зеленым водорослям -индикатору органического загрязнения коммунальными стоками, очевидцы поставили вопрос о происхождении этого феномена в социальных сетях. Специалисты Минэкологии РБ обследовали этот объект с зеленой водой, произвели отбор проб из ручья в двух точках, а также взяли образцы неизвестной жидкости из предполагаемого источника загрязнения - прицепа "Тонар", находящегося на территории одного из ближайших предприятий. В результате установлено, что в пробах неизвестной жидкости и воды из ручья присутствует флуоресцеин натрия (уранин А)- органический краситель, применяемый в качестве индикатора на нефтедобывающих предприятиях для определения утечек различных жидкостей, а также использу емый в производстве средств бытовой химии, для подкраски моющих средств, мыла, шампуней.
Однако, вывод государственных органов об абсолютной безопасности этого вещества, мягко говоря, не совсем верен и вызывает вопросы. Данное вещество согласно паспорту безопасности от 01.12. 2021 года является очень малоизученным с точки зрения токсичности, но паспорт упоминает о его опасности для здоровья человека и окружающей среды. В ФККО (российский каталог отходов) отходы производства натриевой соли относятся к 4 классу опасности (малоопасные). А по нормам, к примеру, Республики Беларусь флуоросцеина натриевая соль имеет ПДК в поверхностных водных объектах в микроскопическом количестве- 0,007 мг\дм.куб, что указывает на высокую токсичность этого вещества. В российских нормативах ГН 2.1.5.1315-03 данное вещество не значится.
В любом случае, делая вывод о безопасности данного вещества в водном объекте, нужно было бы указать его концентрацию по сравнению с пороговой. Судя по фото, водный объект полностью отравлен этим веществом, но отсутствует информация об источнике отравления. Если это указанный выше прицеп "Тонар",стоявший на территории конкретного предприятия, то это уже уголовное преступление и следует подсчитать ущерб водным ресурсам и возбудить дело по статье 250 «Загрязнение вод» УК РФ. Если же это - следствие незаконного захоронения вблизи водоема химических отходов или загрязненной тары с указанным веществом, то необходимо для начала установить исполнителей правонарушения. А если говорить в общем, то вследствие отсутствия учета образования и государственного надзора за движением промышленных отходов в республике, на ее территории, думаю, есть многие тысячи таких вот нелегальных захоронений опасных отходов, которые постепенно загрязняют приповерхностные подземные воды, родники, скважины и колодцы, а также речки и озера, где периодически гибнет рыба или ее просто нельзя употреблять в качестве пищи. Это, увы, дань высокой концентрации вредных химических производств в республике.
Александр Веселов. Председатель РОО «Союз экологов РБ» 22.11. 2022 г.