Материал предложен партнером журнала "ЭкоГрад" порталом aiefund.org
Критическую pacовую теорию (CRT) называют ответвлением теории классовой борьбы Карла Маркса, разработанной для того, чтобы натравить один класс на другой и разжечь пролетарскую революцию. Также широко признано, что марксистская Франкфуртская школа в Германии в 50-х годах переработала «теорию социального конфликта» Маркса, добавив «pacу» в свой длинный список «угнетенных» меньшинств. Но исторически теоретики Франкфуртской школы опоздали. Не они были создателями критической pacовой теории.
Такое революционное социалистическое движение существовало в Германии уже за несколько десятилетий до того. Эти воины pacовой справедливости стремились противопоставить одну pacу другой и побудить угнетенных свергнуть угнетателей. Они называли себя немецкими национал-социалистами.
После Второй мировой войны интеллектуалы и ученые Франкфуртской школы начали заимствовать теории «pacовой борьбы» и «жертвы», которые возникли у нацистских теоретиков в середине 20-х годов. Верно, что нацистские теоретики, многие из которых придерживались марксистских взглядов, были менее изощренными в своем подходе к pacовому превосходству. Но их долгосрочные цели в отношении pacового неравенства и pacовой борьбы были на удивление похожи.
Национал-социалисты, как и лидеры марксистской Франкфуртской школы, посвятили себя борьбе с pacовым угнетением, навязанным другими благополучными pacами. Но в случае нацистов они идентифицировали «угнетенную pacу» как арийцев и немецкий народ, а «угнетающую pacу» – как евреев. Они считали, что евреи управляют миром как представители богатой и привилегированной pacы, которая якобы плохо обращается с так называемыми арийскими pacами.
Чтобы дискредитировать так называемых «угнетателей-евреев», национал-социалисты учили немецких детей, что евреи, еврейские банки и капиталисты угнетают немецкую нацию и ее людей. Этот повествование «угнетатель против угнетенного» – чистый классический марксизм, оказавший столь разрушительное воздействие на современную историю. Такая pacистская чепуха разделяет общество, порождая воинственный трайбализм и бесконечное этническое насилие.
Конечно, pacовая борьба была именно тем, что нацистские пропагандисты имели в виду, пытаясь искоренить определенные pacы «угнетателей». Они хотели, чтобы на контролируемых немцами землях существовала только одна pacа. Вот почему теория критической pacы настолько опасна. Она, в конце концов, почти всегда приводит к ужасным “окончательным решениям” для наказания так называемых привилегированных и угнетающих pac.
Движение за обеспечение превосходства над pacой угнетателей началось всерьез после того, как нацисты национализировали большинство немецких школ в 1933-м году. Школьные администраторы быстро включили pacистскую политику в недавно переписанные учебники и школьные программы. С помощью Национал-социалистической лиги учителей (официального союза учителей нацистов) школы были наводнены pacовыми теориями, которые проникали в большинство дисциплин. Чиновники нацистской партии продвигали концепцию фюрера Volksgemeinschaft (народное единство), которая включала социальную инженерию, социальную справедливость, pacовый трайбализм, национальную общность и социальный дарвинизм. Но их самая большая миссия состояла в том, чтобы внедрить в немецкие школы предвзятые представления об этносах и pacах.
Как писал Ричард Дж. Эванс в книге «Третий рейх у власти 1933–1939», нацистские педагоги и администраторы из Министерства образования требовали, чтобы темы «pacовой биологии» и «pacовой науки» были включены почти в каждый школьный курс по всей Германии. Биология была провозглашена ключом к пониманию и выявлению pacовых различий. Национал-социалисты даже разработали pacово-социальную арифметику для своих учебников. Например, она использовала формулы, позволяющие определить, сколько в немецком населении светловолосых арийцев.
Немецкий язык не остался в стороне от этой политизации образования. Язык должен был сосредоточиться на таких речевых моделях, которые подсознательно привили бы немецким школьникам pacово-социалистическую идеологию нацизма. Изучение географии должно было подвергнуться изменениям, которые требовала нацистская идеология, чтобы стать более совместимым с концепциями героизма, Родины и pacы. Удивительно, но нацистские педагоги даже нашли способы связать климат с pacой.
Неудивительно, что такой старый pacизм теперь возвращается в наш мир, продвигаемый в основном прогрессистами, “проснувшейся” толпой и Black Lives Matter. Как и у национал-социалистов, это учение представляет собой мешанину из социальной справедливости, противопоставления угнетателей и угнетеннных и pacового трайбализма. Немецкий плакат 1933-го года подчеркивал преданность нацистов идее pacового государства социальной справедливости, провозглашая: «Поскольку Третий Рейх Адольфа Гитлера хочет социальной справедливости, крупный еврейский капитал является худшим врагом Рейха и его фюрера».
Ряд современных активистов-«антиpacистов» подражают политике погромов национал-социалистов. Например, соучредительница организации Black Lives Matter в Торонто Юсра Хогали призывала к истреблению определенных pac. Нападая на “привилегии белых” и угнетателей по признаку pacы и пола, она в 2016-м году размышляла о том, что у нее есть сильное желание «убивать мужчин и белых». Более того, она написала в Твиттере, что «белая кожа – это недочеловеческое». Гитлер и его нацистская банда выдвинули те же «недочеловеческие» обвинения против евреев и в конечном итоге действовали в соответствии со своими убеждениями, осуществляя Холокост.
У критической pacовой теории мрачная история. Зачем кому-то в современном мире оправдывать pacизм и представления о pacовом превосходстве или pacовой неполноценности? Такая подстрекательская риторика никогда не приводила к pacовому и социальному равенству. Критическую pacовую теорию следует выбросить на свалку истории вместе с любым попытками возрождения национал-социализма и его социалистическо-pacистских взглядов.
Мой перевод из The Surprising Origins of Critical Race Theory.
Игорь Питерский