Начнем издалека. Однажды (где-то в середине в XIX в.) некий адвокат, влиятельный, с большими связями в промышленных кругах, представлял интересы клиента в одном из местных судов штата Иллинойс. Дело было гражданское. Клиент – крупная частная компания, противная сторона – одно из графств штата. Графство требовало от компании уплаты налога на имущество. Компания считала, что делать этого не обязана (надо понимать, федеральные и штатные налоги она платила). Адвокат выиграл дело и, в качестве гонорара за услугу, послал руководству компании счет на 5 тыс. долл.
Сумма счета была настолько огромна по тем временам, что вице-президент компании отказался его оплатить, оправдываясь тем, что совет директоров компании ни за что не одобрит столь высокий гонорар (как говорили в СССР, «нас не поймут»). Тогда адвокат возбудил уже иск против компании и выиграл дело в суде.
Этот эпизод рассказан в книге Джона У. Старра «Линкольн и железные дороги», впервые вышедшей в 1927 г. (John William Starr. Lincoln and the Railroad, переиздана в 1981 г. Основана на множестве аутентичных документов, таких как история компании Illinois Central. Есть в сети). Герой истории – никто иной, как Авраам Линкольн. Компания – крупная железнодорожная корпорация Illinois Central Railroad. Вице-президент компании – Джордж Макленнан, уже тогда – хороший знакомый Линкольна (и будущий главнокомандующий армии Севера в Гражданскую войну). Последний был постоянным адвокатом этой компании, он обеспечивал ей юридические услуги с начала 50-х и до своего избрания президентом. Старр рассказывает и о том, каким образом Линкольн выиграл дело в суде. Он явился на слушание в сопровождении группы адвокатов Иллинойса, которые под присягой засвидетельствовали в один голос, что в этом штате такой гонорар – дело нормальное. Изюминкой всей истории является тот факт, что интересы корпорации в этом суде никто не защищал, – от нее не было адвоката. Это позволило Старру предположить, что имел место сговор между Линкольном и Макленнаном, чтобы первый смог получить запрашиваемую сумму. Конечно, никто не знает, как там оно было, но косвенно догадка Старра подтверждается тем, что после того эпизода Макленнан продолжал нанимать Линкольна для адвокатских услуг, как и прежде. И уж наверняка никто больше не оспаривал его гонораров.
«Точное число дел, которые вел Линкольн для этой корпорации, неизвестно, но по крайней мере один надежный источник насчитывает их более пятидесяти» (Sandra Luekenhoff. "A. Lincoln, a Corporate Attorney and the Illinois Central Railroad". Missouri Law Review, Volume 61. Issue 2 Spring 1996. Статья Сандры Люкенхоф содержит более 250 ссылок на источники. // «Линкольн как адвокат корпораций и Иллинойс Централ». Есть в сети) Тот же автор сообщает: «Среди его клиентов-корпораций были банки, страховые компании, газовые компании, а также крупные торговые и промышленные концерны». Но чаще всего к его услугам прибегали большие ж/д корпорации. «Рост Линкольна в политике совпадал с ростом железных дорог» (Старр). Слабо сказано. В действительности, адвокат Линкольн представлял уже интересы ж/д компаний Chicago and Alton, Chicago and Rock Island, Chicago and Mississippi. Когда последняя была построена, ему предложили должность юриста в этой корпорации (отказался). «К началу 60-х Линкольн был, похоже, самым востребованным адвокатом во всей отрасли. Он был настолько знаменит, что нью-йоркский финансист Эрастус Корнинг предложил ему место в генеральном совете компании New York Central Railroad с начальным жалованьем 10 тыс. долл. в год» (Старр). Линкольн отклонил предложение. «Авраам Линкольн был для корпораций умелым и успешным поверенным, – пишет Сандра Люкенхоф. – Он был готов убеждать суды изменять законы, в то же время используя существующие себе на пользу. Еще важнее то, что он эффективно работал с членами Illinois Central и установил дружеские отношения, к которым он прибегал в период работы с этой компанией и в годы своего президентства. Свое скромное начало он превратил в огромный успех на пользу себе и Illinois Central». Свидетельство названного автора особенно ценно, так как она несомненно восхищается Линкольном.
«Дровосек», как его называли, давно уже разъезжал по железкам в своем персональном вагоне. Однажды, рассказывает Старр, он направлялся куда-то представлять Illinois Central в некой тяжбе. И решил завернуть в местечко Кансил Блаффс, штат Айова. Там он приобрел несколько участков земли у своего коллеги, ж/д адвоката, который купил их у Chicago and Rock Island. Это был городок с 14 тыс. жителей, за чертой которого начинался тогдашний Дикий Запад. Почему выбрал Линкольн это заброшенное место для вложения в недвижимость, прекрасно зная конъюнктуру в Чикаго, который тогда бурно развивался? Сейчас узнаем. Только-только став президентом страны, в июле 1861 г. Линкольн созвал ЧРЕЗВЫЧАЙНУЮ сессию Конгресса для создания Union Pacific Railroad и выделения этой компании государственных субсидий. Нужно было спешить, потому что ожидалось скорое окончание только что начавшейся войны. Ожидалось, что тогда члены Конгресса с Юга вернутся на свои места, и этот билль не пройдет... Вопрос был не новым. Группа ж/д компаний, названных выше, давно лоббировала выделение гигантских сумм налогоплательщиков для трансконтинентальной ж/д. Налоги платили все, и на Севере, и на Юге. Южане давно подозревали, что трасса пойдет по северной части страны. «У Union Pacific, не было большего друга [в правительстве], чем сам президент», – пишет Старр. Билль был принят в 1862 г., и дал президенту власть назначать всех директоров и кураторов от государства. О том, что дорога, скорее всего, начнется от Кансил Блаффс, Линкольн, конечно, знал, когда туда поехал. Подсказал ему давний друг Гренвилл Додж, крупный ж/д инженер. Теперь Линкольн назначил его главным инженером этого строительства.
Какой знакомый почерк по нынешним-то временам, а тогда все было впервые. Федеральное государство стало Большим Государством при Линкольне. Конечно, отпустить Юг мирно он не мог – откуда тогда взять деньги на покровительство железным дорогам и всякому Большому Бизнесу? Без риска ошибиться, можно предположить, что железнодорожники изрядно вложились в избирательную кампанию Линкольна. Рассказанного довольно, чтобы представить себе ОБЛИКО МОРАЛЕ шестнадцатого президента Соединенных Штатов. Теперь читателю будет легче воспринять ту невероятную, но совершенно правдивую историю, которую мы собираемся предложить его вниманию...
Евгений Майбурд