
19 июня в ходе работы Петербургского международного экономического форума состоялась панельная дискуссия на тему благотворительной деятельности в сложных экономических условиях.
На повестке дня было обсуждение актуального вопроса о новом тренде в мировой экономике — благотворительных проектах и программах. Модератором площадки выступила Наталья Водянова, основатель благотворительного фонда «Обнаженные сердца».
В ходе общей дискуссии участники панельной сессии искали пути решения поставленной проблемы: как продолжать благотворительную деятельность в условиях сложной экономической ситуации? Удастся ли продолжить эту благотворительную деятельность сегодня, в условиях сложной экономической ситуации? Можно ли найти в мировой практике примеры способов продолжения благотворительной деятельности, несмотря на экономический кризис?
В разговоре приняли участие представители благотворительных организаций, например фонда «Милосердие» и CAF Россия, а также спикеры тех самых неравнодушных к проблемам других компаний. Среди выступающих — Мэри Дэвис, управляющий директор Special Olympics по Европе; Владимир Ефанов, президент благотворительного фонда «Милосердие»; Николас Колофф, исполнительный директор The Argidius Foundation; Иан Коулберн, управляющий партнер «Делойт» СНГ; Елена Кохановская, директор по связям с общественностью ОАО «МТС»; Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонд Елены и Геннадия Тимченко; Айлин Сантей, первый вице-президент «Газпромбанка»; Елена Тарасова, директор бренда Zarina; Энди Ши, старший вице-президент по научным вопросам Autism Speaks.
Выступающие вспомнили о становлении российской корпоративной филантропии, целях и задачах. Не забыли поговорить о прошлых кризисах. Важным аргументом стал довод о том, что финансовая помощь не единственная из тех, что могут оказывать и оказывают компании.
Что движет человеком, выделяющим из прибыли своей фирмы средства на помощь посторонним людям? Если рассматривать предпринимателя как «человека экономического», то ему совершенно необходим позитивный результат от этой помощи. Это не только изменение положения дел у объекта благотворительности, но и расчет на положительный эффект в компании. Стоит помнить, что эффекты от благотворительной деятельности имеют более широкий масштаб: определенным образом распределяя средства, полученные от прибыли в своей организации, предприниматели воздействуют сразу на несколько уровней общественной организации.
Уровень 1 Местное сообщество (НКО, властные структуры и пр.)
Возможное влияние, на которое делается расчет — формирование благожелательного отношения к компании; возможное решение социальных проблем; установление контактов с властными структурами.
Благотворительность оказывается через посредников или напрямую.
Уровень 2 Персонал компании
Возможное влияние, на которое делается расчет — формирование корпоративной культуры.
Это так называемая «внутренняя благотворительность».
Уровень 3 Собственно коммерческие партнеры — поставщики, покупатели и пр.
Возможное влияние, на которое делается расчет — формирование благожелательного отношения к компании.
При таком расчете благотворительность может осуществляться только путем информирования в СМИ и публикации данных о благотворительности в годовых отчетах компании, рекламе и пр.
Уровень 4 Потенциальные инвесторы
Возможное влияние, на которое делается расчет — формирование благожелательного отношения к компании.
Такая практика еще не стала нормой, но примеры того, как для участия в международной выставке срочно оформляется благотворительная деятельность крупного завода, например, уже есть. По сути, это означает следование «западной» модели.
Таким образом, можно говорить о том, что благотворительная деятельность — это исполнение ответственности на разных уровнях общественной организации, то, что в зарубежной традиции называется социальной ответственностью бизнеса. Однако на сегодняшний день еще рано говорить, что в практике российской благотворительности социальная ответственность связана с феноменом безвозмездной передачи средств нуждающимся. Русские бизнесмены вовсе не так тщательно раздумывают о том, кому, для чего и когда помогать «безвозмездно».
«Благотворительная деятельность в современном российском обществе пока не стала «прозрачной» с исследовательской точки зрения. Действия компаний и предприятий по оказанию помощи нуждающимся следует рассматривать шире — как комплекс мероприятий, обеспечивающих ответственность компании (и шире — бизнеса) перед различными социальными группами (местное сообщество, власти, персонал компании, коммерческие партнеры, инвесторы и пр.). Перспективным для понимания действий компаний в сфере благотворительности является выяснение степени осознания экономического влияния благотворительной деятельности на положение дел в фирме», — считают ученые-социологи М.Н. Вандышев и Л.Е. Петрова, на чьи исследования мы ссылались в материале.
Елена Хвостова