Депутат Госдумы Николай Новичков сделал для «ЭкоГрада» экспресс-анализ главных тем и предложений, прозвучавших на XII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». Форум проходил в Санкт-Петербурге 8 и 9 декабря
Николай Новичков: «Можно подвезти некоторые итоги Форума «Арктика настоящее и будущее 2022».
В XII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» приняли участие более 5000 человек в офлайн и онлайн формате из 80 стран мира. Эксперты из разных государств на 56 деловых мероприятиях обсудили устойчивое развитие, международное сотрудничество и новые возможности в макрорегионе в период мировой нестабильности.
Из поднятых вопросов, развернутых тем и сделанных анонсов.
Вновь планов громадьё. В центре внимания запас углеводородов, улучшение условий жизни людей, развитие науки и технологии в макрорегионе, подсчёт медведей на острове Врангеля, решение накопленных экологических проблем, и самое главное - анонсирование превращения Северного морского пути в круглогодичную транспортную артерию. Для чего будут построены 10 современных ледоколов.
Неразрывно с темой развития Северного морского пути стоит задача обеспечения северных территорий жизненно важными грузами. Закон о северном завозе будет принят весной 2023 года. Будут узаконены бюджетные кредиты для регионов для обеспечения северного завоза. Работа с северным завозом будет максимально цифровизирована, что позволит увеличить горизонт планирования на 3 года и повысит его эффективность, сократит стоимость доставки, даст малому и среднему бизнесу возможность участвовать в этом процессе.
Напомню, Стратегия развития Арктической зоны РФ утверждена указом президента России Владимира Путина. Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года предусматривается особая задача для законодателя в части принятия пакета федеральных законов, согласно которым Арктика станет специальной экономической зоной с широким набором налоговых льгот и неналоговых преференций для бизнеса.
Стоит лишний раз уточнить, что в период глобальных геополитических изменений для России особенно важной становится задача по обеспечению мирного развития своей Арктической зоны. Почти 80% российского газа и 20% нефти нашей экономике дает Арктика. В этом ключе повышение значимости Северного морского пути не требует дополнительных разъяснений, но требует ускоренной реализации крупных инфраструктурных проектов.
Как отметил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, в Арктике в настоящее время реализуется 621 инвестиционный проект, который принесет 1,6 трлн инвестиций. Уже вложено 277 млрд рублей. Это обеспечило 10000 новых рабочих мест и должно обеспечить еще 35 000. По программе «Арктический гектар» землю получили более 3 тыс. участников, а заявки подали более 10 тыс. человек. 70% строят дома, 20% занимаются бизнесом на этой территории и 10% - это сельское хозяйство.
В свою очередь заместитель председателя госкомиссии по развитию Арктики Владимир Панов отметил, что Северный морской путь - это единственная дорога, в которой у России уникальные компетенции, и что несмотря на сложную геополитическую ситуацию, объемы перевозок грузов по Северному морскому пути увеличиваются.
Требования должны быть самыми жесткими, это сказал Сергей Борисович Иванов, специальный представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. Он заострил вопрос о важности темы экологии в акватории Северного морского пути и в Арктике в целом. Он заявил о необходимости создания стандартов для судоходства по Севморпути, потому что любая катастрофа с разливом нефти представляет глобальную угрозу для экологии всего региона, кстати, несопоставимую по масштабам с разливами, условно, в Мексиканском заливе, поэтому требования для судов в этом регионе должны быть самыми жесткими в мире. Вместе с судоводителями и судостроителями Минприроды следует определить, сколько бортов должно быть у танкера, который идет по Северному морскому пути. Если потребуется пять, то будет пять и других не пускать.
На форуме были представлены инновационные робототехнические комплексы, в том числе подводные аппараты для разведки и добычи полезных ископаемых. Ученые готовы создать в Северном Ледовитом океане даже плавучие мини-города.
На форуме прозвучала и международная повестка. В мероприятии приняли участие делегаты из стран-членов БРИКС, ШОС, Латинской Америки, ближневосточного региона, стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Форум состоялся при поддержке генерального партнера — ПАО «ГМК «Норильский никель», партнера ПАО «Новатэк» и партнера секции АО «НИЦ «Строительство»; генерального информационного партнера – Информационное агентство России «ТАСС». Специальный партнер Форума – НКО «Фонд полярных исследований «Полярный фонд». Экологическим спонсором Форума выступил Банк «ВТБ»».