Рубрика мы заметили, нам не ответили…
Александр Веселов. Уфа
Исходя из сегодняшней суперактуальности нарастающих проблем в сфере охраны окружающей среды зададимся вопросом о том, как реагируют органы власти на предложения профессиональной общественной экологической организации и проведем ретроспективный анализ наиболее показательных примеров в области партнерства государства и природоохранной общественности в Республике Башкортостан. Итак, какие предложения (из многих десятков) Союза экологов РБ были реализованы и являются в какой-то мере образцом межсекторального партнерства. При этом сразу оговорюсь, что все указанное ниже подтверждается соответствующими письмами, публикациями в СМИ и документами. Итак:
Создан отдел, а в 2020 году и управление природоохранной прокуратуры в составе Генеральной прокуратуры РФ.
С 2001 года Башгосуниверситет стал готовить специализированные группы юристов-экологов.
В 2000 году создан Межведомственный совет по экологическому туризму и ООПТ при Управлении Росприроднадзора по РБ, эффективно работавший 8 лет, утвердивший успешно реализующуюся до настоящего времени концепцию развития внутреннего туризма и поддержки заповедников и природных парков.
С 1998 года Союз экологов РБ стал соорганизатором ежегодных экологических форумов в РБ (Выставочный центр «Лигас», позже БВК).
С 1999 года создана и успешно работала 8 лет Межведомственная комиссия по экологической безопасности градостроительной деятельности при Минстрое РБ (в 2010 году приобрела статус правительственной).
В 2005 и в 2017 годах проведены 1 и 2–й съезды экологических предпринимателей республики совместно с Правительством РБ.
С 2005 года Союз экологов РБ создал Общественный экологический совет РБ, который ежегодно проводил экспертную оценку эффективности региональной природоохранной политики.
С 2005 года Союз инициировал создание правительственной Рабочей группы по санации Уфахимпрома и ежегодно занимался продвижением этого проекта.
В 2013 году по предложению Союза расформирован Общественный экологический совет Управления Росприроднадзора по РБ и введена внештатная должность советника руководителя управления.
В 2015 году создан Общественный экологический совет при Главе администрации ГО город Уфа.
В 2019 году создан экспертный совет при профильном комитете Законодательного Собрания РБ.
В 2019 году сформирована терсхема управления коммунальными отходами с 4 региональными операторами ТКО.
В 2019 году по предложению Союза создан отдел по отходам и введена должность заместителя министра по отходам в Минэкологии РБ.
В 2020 году создан и начал действовать Экспертный совет по оценке инвестиционных проектов в сфере охраны окружающей среды при Минэкологии РБ, а также введена внештатная должность советника министра.
В 2020 году по предложению Союза заключено соглашение о взаимодействии ФГУП «ФЭО» и Правительства РБ в сфере обращения с опасными отходами и разработан план мероприятий, включающий проект санации Уфахимпрома и многое другое, не считая конкретных решенных по нашему настоянию практических природоохранных проблем в республике.
Это ОСНОВНЫЕ положительные примеры сотрудничества с органами власти.
А сейчас несколько примеров сведения на «нет» в 2021-2022 годах наших очевидно полезных для государства и населения тщательно обоснованных предложений, реализация которых провалена ввиду, мягко выражаясь, недостаточной компетентности исполнителей:
- создание Общественного экологического совета при Главе РБ;
- введение должности советника по экологии Главы РБ;
- создание объединения недропользователей РБ по общераспространенным полезным ископаемым;
- проведение межсекторальных круглых столов по местным экологическим проблемам в городах республики.
В настоящее время РОО «Союз экологов РБ» в качестве индикаторов государственного подхода органов власти в части решения экологических проблем направил на рассмотрение следующие предложения:
- введение в структуру Правительства РБ должности заместителя премьер-министра по экологии и природопользованию;
- проведение тщательной оценки компетентности руководителя, законности и эффективности деятельности Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора;
- возобновление работы межведомственной Рабочей группы по экологической безопасности при прокуратуре РБ;
- активизация Рабочей группы Правительства РБ по санации Уфахимпрома;
- принятие срочных мер по реализации проекта реконструкции Уфимской городской свалки отходов в Уфимском районе.
Эти вопросы уже давно требуют решения и будут неизбежно реализованы когда-нибудь, но государству, природе и населению придется дорого заплатить за упущенное время, за дилетантство должностных лиц, их невнимание к советам профессиональных экспертов, за привлечение негодных исполнителей.