
В небе Украины, над городом Днепродзержинск, 11 августа 1979 года столкнулись два пассажирских авиалайнера. Один летел в Кишинёв из Челябинска, другой — из Ташкента в Минск. Именно на этом самолёте и находилась команда Пахтакор.
Авиакатастрофа произошла на высоте около 9 километров. Авиакатастрофа футбольного клуба Пахтакор унесла жизни 178 человек, 17 из которых были футболистами и тренерами клуба.
Подробности случившегося довольно противоречивы. Одни эксперты считали, что самолёты столкнулись лоб-в-лоб. Другие придерживались мнения, что самолёту, на борту которого находилась футбольная команда, другой лайнер сбил хвостовую часть. Как бы то ни было, оба самолёта упали на землю. Все пассажиры и экипаж погибли
Официальной версией стала ошибка диспетчеров. Они запутались в множестве рейсов. Возможно, один из экипажей не расслышал или неправильно понял команду с земли. Следствие определило двух виновников трагедии. Это были диспетчеры Сумской и Жуковский. Оба впоследствии были осуждены и приговорены к 15 годам лишения свободы. Однако были освобождены через 6 лет. Действительно в то время и в том месте была крайне напряжённая воздушная обстановка. В небе находилось одновременно двенадцать самолётов.
Однако гибель Пахтакора стала причиной множества версий. В том числе выдвигались причины политического характера. В тот момент, когда разбился Пахтакор недалеко находились самолёты с важными правительственными и политическими персонами, в том числе зарубежными. Место авиакатастрофы тоже казалось не случайным — Днепродзержинск был родиной генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева. Рассматривали даже неслыханную по тем временам версию теракта, которая, в последствии, не подтвердилась.
Итак, какие были версии трагедии:
ошибка диспетчеров
ошибка пилотов
политические мотивы
терракт
И у каждой из них есть и сторонники и аргументы, как "за", так и "против".
Жители расположенного под Днепродзержинском села Куриловка в этот день праздновали свадьбу. Взрыва не слышал никто, но, когда с неба начали, в буквальном смысле этого слова, сыпаться обломки, вещи и фрагменты тел людей, сельчане остолбенели. Появившиеся позднее слухи утверждали, что несколько человек даже умерло на месте от увиденного.
Большинство сельчан, поняв, что спасти никого не удастся, упали на колени и начали молиться. Но были и мародеры, которые сели на велосипеды и отправились собирать сохранившиеся ценные вещи.
По свидетельству одного из очевидцев, подавляющее большинство тел было разорвано на части. То ли от взрыва в небе, то ли от удара о землю. Только одно тело мужчины в клетчатой рубашке было более-менее целым, но никаких признаков жизни не подавал и он.
Через короткое время на место происшествия прибыла милиция и военные. Зону разброса обломков, тел и личных вещей (16х3 км) немедленно оцепили, а со всех свидетелей происшествия взяли подписку о неразглашении информации.
Советский Союз был закрытой страной, в которой не считалось правильным информировать сограждан об авиакатастрофах и других серьезных происшествиях. Но тут случай другой, погибла целая футбольная команда, на матч с которой в Минске планировали посмотреть около 30 тысяч человек. А за ходом чемпионата СССР по футболу, в котором «Пахтакор» находился на лидирующих позициях, следили десятки миллионов советских граждан.
Неудивительно, что о трагедии первой сообщила зарубежная радиостанция «Радио «Свобода». Сначала загудела Москва. Болельщики рассказывали разное. Основной из версий стала история о том, что небо над Украиной освободили для пролета литерного самолета с Леонидом Брежневым на борту. Соответственно, все остальные пассажирские самолеты «загнали» в узкие коридоры, создав условия для жуткой авиакатастрофы.
Официальная Москва несколько дней молчала будто набрав в рот воды, только газета «Правда Востока» напечатала небольшой некролог об игроках и тренерах футбольной команды «Пахтакор».
Всем родственникам жертв трагедии выплатили пособие в размере одной тысячи рублей, а детям погибших назначили ежемесячную пенсию в 120 рублей. По мнению властей, этого было вполне достаточно, чтобы «закрыть людям рты». Но руководитель КГБ Юрий Андропов подстраховался, потребовав взять со всех родственников подписку о неразглашении государственной тайны.
Весь Узбекистан рыдал, узнав о трагедии, сотни людей жили в аэропорту Ташкента, ожидая, когда на родину вернут останки 14 футболистов, второго тренера, врача и администратора «Пахтакора», погибших в авиакатастрофе.
17 августа по Ташкенту прошла многотысячная демонстрация, сопровождавшая цинковые гробы. В них, как потом выяснилось, находились не тела погибших, а обычная земля с места падения обломков.
Впрочем, удивляться особо нечему. В то время привычной сегодня экспертизы ДНК не существовало, и определить принадлежность фрагментов тел было практически невозможно. По решению КГБ СССР, родственникам жертв доставили цинковые гробы с землей, а открывать их запретили под страхом тюремного заключения.
Узбекистан был на грани стихийных волнений, а его руководителю Шарафу Рашидову даже пообещали место в Политбюро ЦК КПСС, если он сумеет снизить напряженность.
Когда-то 11 августа 1956 года в Ташкенте торжественно открыли стадион «Пахтакор», а ровно через 23 года одноименная команда погибла в самой масштабной авиакатастрофе Советского Союза. В момент трагедии по по узбекскому телевидению демонстрировали спектакль Театра оперы и балета имени А. Навои «Бессмертие».
Тренер команды Олег Базилевич не попал в погибший самолет из-за того, что улетел на день раньше проведать своего сына, зато игрок молодежного состава18-летний Сирожиддин Базаров, сел на злополучный рейс, хотя должен был лететь в Минск днем ранее. За день до трагедии к нему приехал в гости отец...
Массажист клуба Дворников, который всю ночь с друзьями отмечал день своего рождения, банально проспал, не успев к взлету. Также не рассчитал время и не успел к отлету Анатолий Могильный. На его место сел Михаил Ан - член сборной Союза. Травмированный футболист не должен был лететь в Минск, он приехал в аэропорт просто проводить друзей. Но они уговорили его отправиться в этот последний рейс.
Некоторые футболисты как будто чувствовали приближение трагедии. Владимир Федоров обругал жену, положившую в его чемодан черную рубаху, а Виктор Чуркин привел накануне отлета свою квартиру в полный порядок, хотя ранее не вбил в доме ни одного гвоздя.
Администратор команды Мансур Талибджанов вечером перед отлетом составил список всех своих кредиторов, которым нужно было во что бы то ни стало вернуть одолженные деньги.
Расследование обстоятельств самой масштабной авиакатастрофы Советского Союза проходило в обстановке строжайшей секретности. Виновными в столкновении самолетов признали 20-летнего авиадиспетчера Николая Жуковского, работавшего на данной должности лишь 4 месяца, а также его начальника, 28-летнего Владимира Сумского.
По мнению членов следственной комиссии, они нарушили правила радиообмена, своевременно не разведя авиалайнеры по различным воздушным эшелонам. Другие версии случившегося даже не рассматривались, а оба диспетчера отправились на 15 лет в места заключения.
Владимира Сумского освободили через 6,5 лет за хорошее поведение, а вот следы Жуковского теряются. По некоторым данным, он в тюрьме покончил жизнь самоубийством.
После краха СССР появилась информация о присутствии в воздухе литерного борта и о том, что в уплотненном воздушном пространстве находилось 12 самолетов, вместо максимально допустимых 10. Тренер того «Пахтакора» Олег Базилевич утверждал, что оба самолета были просто-напросто сбиты средствами советского ПВО, по ошибке диспетчеров оказавшись в зоне секретного военного объекта.
--
Геннадий Орешкин