Барак Обама в свой второй срок не изменит миропорядок

Барак Обама в свой второй срок не изменит миропорядок - фото 1В этом месяце бывший советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский, известный своим недюжинным интеллектом, прозорливостью и богатым опытом, написал на этом сайте, что президенту Бараку Обаме следует восстановить утраченный авторитет в вопросах внешней политики, взять инициативу в свои руки и прекратить пресмыкаться перед американским лобби.

Освободившись от сдерживающих его выборов, утверждает Бжезинский, Обама обретет свободу действий, поскольку судить его будет уже не общество, а история. И каков вывод? Президент может себе позволить смелость и решительность в формировании своего внешнеполитического курса.

Прав ли Збиг? Может ли сейчас президент превратиться в того преобразователя, каким всегда хотели видеть Обаму его помощники и сторонники – в Барака Великого, освободившегося от оков, если хотите, и превратившегося в одного из величайших президентов современной эпохи в вопросах внешней политики?

Было бы здорово, но вынужден вас разочаровать. Я ставлю на то, что ничего радикального не произойдет. И вот почему.

Иллюзия о втором сроке

На бумаге все это выглядит очень многообещающе. Популярный президент второго срока, освободившийся от груза необходимости переизбираться, хочет создать свое наследие и приступает к проведению выдающейся дипломатии. Он готов рисковать, он не сторонится опасностей, все сдерживающие политические моменты сброшены, и президент может делать то, что правильно, и то, что в национальных интересах страны. Белый дом Обамы превращается в реальную версию сериала «Западное крыло»: он приводит в чувство Биньямина Нетаньяху, заключает знаковые соглашения с иранскими муллами и запускает важные инициативы в области климатических изменений.

Но в мире такое случается крайне редко. Те политические дилеммы и риски, те политические законы гравитации, что затрудняли решение накопившихся проблем в первый президентский срок, будут точно так же существовать и действовать во второй срок. Возникнут и начнут оказывать свое давление другие проблемы, и трудные решения придется отложить. Уставшие и изнуренные президенты второго срока предрасположены к скандалам, ошибкам и ляпам. По мере прохождения второго срока в силу будет вступать эффект «хромой утки», мешая созданию должного наследия. Китайцы, русские, израильтяне, арабы и иранцы – все они знают, что часы тикают и время уходит, причем уходит быстрее, чем можно было ожидать. Поэтому в силу вступает синдром под названием «давайте дождемся прихода следующего президента».

Президент и его команда

Мы знаем тактику президента: он осторожный, осмотрительный, а по стилю руководства предпочитает скорее доминировать при принятии решений, нежели делегировать эту работу.

Мы также видели его базовые подходы к работе: практичность, отказ от идеологии, учет многосторонних интересов, когда это возможно, неприятие доктринерства и решимость избегать зарубежных авантюр. На самом деле, Барак Обама - это решатель проблем, уводящий Соединенные Штаты  Америки от продолжительных войн и из горячих точек, а также следящий за тем, чтобы страна не запуталась в новых войнах и конфликтах. Он не продемонстрировал того стратегического понимания, какое было у Генри Киссинджера или у Джеймса Бейкера, не проявил глубокого осознания искусства заключения сделок и договоренностей. Да и его окружение тоже.

На самом деле, вопрос не в том, насколько президент умен, находчив, насколько развита у него интуиция и насколько тонкий он мыслитель. Вопрос в том, умеет ли он добиваться своего и делать дело. Хватит ли ему воли и умения, чтобы решить самую трудную из всех проблем – договориться с Ираном или начать войну с муллами? Сумеет ли он выдвинуть важную инициативу по урегулированию израильско-палестинского конфликта? И хочет ли он этого вообще? А поскольку в одиночку сделать все это ему не по силам, хватит ли новому госсекретарю решимости, умения договариваться и жесткости характера, чтобы взять на себя часть президентского бремени?

Не убивайте меня, но я этого просто не вижу – пока.

Внутреннее сопротивление

У Соединенных Штатов есть и внутренние проблемы, с которыми необходимо разобраться. Грань между важными внутренними проблемами и способностью Америки оставаться великой державой на международной арене сегодня стерта. Сила страны за рубежом всегда основывалась на ее экономическом и социальном потенциале.

Есть шесть опаснейших проблем, которые создают медленно кровоточащие язвы на теле страны и лишают Америку сил и решимости: долг, дефицит, дисфункциональная политика, зависимость от углеводородов, разрушающаяся система образования и приходящая в упадок инфраструктура.

Америка не может изолироваться от внешнего мира, однако она также не может сосредоточиться на внутренних приоритетных проблемах в ущерб защите своих интересов за рубежом. Однако политический капитал президента не бесконечен – даже после переизбрания. Значительная часть этого капитала, особенно на первом году, уйдет на решение экономических и прочих проблем, таких как иммиграционная реформа. А, по мнению Бжезинского, этот первый год крайне важен для решения сложных проблем в сфере внешней политики.

Управлять значит делать выбор. Я полностью за то, что сначала политическую валюту надо потратить на ремонт собственного обветшавшего дома, а уже потом бегать по миру, решая чужие проблемы (Израиль-Палестина, например). Сможет ли Америка делать и то, и другое? Поживем – увидим.

Жестокий и немилосердный мир

Ключевое условие успеха более смелой внешней политики Обамы в версии 2.0 это не только воля и умение, но и возможности. Фундаментом внешнеполитического успеха является  не отсутствие сдерживающих политических факторов, а готовность проявлять гибкость со стороны людей, причастных к проблеме, которую президент пытается решить.

То есть, заинтересован ли местный народ в заключении важных договоренностей и в достижении исторического мира? В определенной мере президенты могут помочь сформировать такую заинтересованность. Но если участники данного процесса (в сегодняшнем мире это израильтяне, палестинцы, иранцы и русские) к этому не готовы, то шансы на успех очень невелики.

Кто-то может сказать, что несмотря на риски и неблагоприятные обстоятельства, попытаться и потерпеть неудачу лучше, чем вообще не предпринимать никаких усилий. Это благородное заявление, но оно в большей степени уместно для спорта в средней школе, нежели для внешней политики величайшей державы мира. Неудача, и особенно неоднократная (опять тот же пример - Израиль-Палестина), может на самом деле усугубить ситуацию, особенно если усилия недостаточно серьезны и слабо продуманы.

Внешняя политика Обамы пока довольно успешна, если не считать нескольких исключений. Кроме ликвидации Усамы бен Ладена у него нет ярких достижений, однако и ошеломительных провалов тоже нет. Вывод Америки из двух самых долгих войн в истории, предотвращение новых нападений на территорию США, а также улучшение имиджа Америки за рубежом это уже немалый успех. Я бы даже добавил, что отказ от перенапряжения сил – пусть даже в ущерб зрелищности внешней политики США – вполне уместен для нынешней ситуации, в которой оказалась Америка.

Если руководство из тыла означает тщательное обдумывание вопросов, постановку четких, разумных и достижимых целей, а также нахождение средств для их достижения, то я полностью за такое руководство.

Итак, господин президент, вот как вам следует подходить к внешней политике в свой второй срок: согласиться с тем, что сейчас не время для грандиозных преобразований и понять, что нет ничего плохого в череде плодотворных сделок.

Устройте проверку иранским муллам на временном соглашении по ядерному вопросу в качестве первого шага к более масштабной договоренности. Если сможете, подтолкните израильтян и палестинцев к временному соглашению о границах и безопасности. Поработайте над взаимоприемлемой перезагрузкой отношений с русскими, чтобы обеспечить некую меру сотрудничества вместо постоянного соперничества. И либо найдите способ для подкрепления своей политики «привязки к Азии», чтобы она выглядела надежнее и убедительнее, либо отыщите другой путь для сдерживания китайцев и для одновременного сотрудничества с ними. И прежде всего, добивайтесь частичных побед, соглашаясь на них, если иных вариантов не будет.

В то же время, игнорируйте советы всех этих Дон Кихотов, которые призывают вас потратить ваше время и энергию, не говоря уже о быстро снижающемся доверии, на проблемы, которые вы не сможете решить, и на борьбу, в которой вы не сможете победить.

Комментарии к статье:

DanielKerlinsky
«Мы знаем инстинкты президента: он осторожный, осмотрительный, а по стилю руководства предпочитает скорее доминировать… Мы также видели его базовые подходы к работе: практичность, отказ от идеологии, учет многосторонних интересов, когда это возможно, неприятие доктринерства и решимость избегать зарубежных авантюр».
Мы увидели, как верховный жрец из Foreign Policy элегантно бросает перчатку. Решимость избегать зарубежных авантюр? Это когда флот стоит у берегов Сирии? А что касается Ирана, то здесь варианты «грандиозная сделка / военный удар» просто ждут своего часа – того, как аятолла воспримет весть о падении альянса с Асадом.
Президент Обама подает военный сигнал верховному лидеру, отправляя в Египет истребители F-16, а в Турцию ракеты «Пэтриот». Имея на своей стороне Мурси и Эрдогана, Барак может им позволить говорить вместо себя, если этот квартет когда-нибудь соберется на свой саммит в Стамбуле.
Эта статья – ловкий вызов президенту Обаме.
Никто не знает, какие новые успехи последуют за очередной «зеленой революцией» после выборов в Иране.

marty martel
Мы все знаем, к чему ведет «стратегическое понимание» Генри Киссинджера. Усиление Китая, бросающего сегодня вызов США, это прямой результат грубых промахов Киссинджера. Обаме лучше обойтись без неумелого Киссинджера.

Аарон Дэвид Миллер
Источник: inosmi.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить