Убили за честь и верность

В Центральном доме журналиста в Москве прошло прощание с главным редактором газеты "Химкинская правда" Михаилом Бекетовым. Журналист ушел из жизни 8 апреля. В СМИ фигурируют две причины его смерти: сердечный приступ и удушье, наступившее в результате блокирования куском пищи трахеи, искривленной после избиения. Осенью 2008 года неизвестные напали на Михаила Бекетова. Он перенес множество операций, стал инвалидом и из-за сильнейшей травмы мозга потерял способность говорить.

 

"Все, что он делал, было похоже на миссию и являлось ей. И ему это нравилось. Но ведь нравиться могут и тигры в цирке, но не каждый пойдет их укрощать", — рассказывает о Михаиле Бекетове секретарь Союза журналистов России Виталий Челышев. В девяностых он работал с Бекетовым в экологическом еженедельнике "Спасение" и знал его настолько близко, что, говоря о нем, кажется, не упускает ни малейшей детали из его жизни.

 

Убили за честь и верность - фото 1"Для него не с Химок все началось", — продолжает Челышев, — он в прошлом десантник, и поймать его, убить было чрезвычайно сложно. Его нужно было подловить за той самой елкой, избить и оставить там, чтобы его никто не увидел".

 

К началу панихиды у Домжура уже стояли как рядовые, так и известные журналисты, публицисты, экологи, активисты. Олег Кашин, Сергей Шаргунов, Илья Азар, Елена Костюченко и многие другие сочли своим долгом лично проститься с человеком, который добивался правды, несмотря ни на что.

Тринадцатого ноября 2008 года учредитель и главный редактор газеты "Химкинская правда" Михаил Бекетов был найден во дворе своего дома в поселке Старбеево Химкинского района Подмосковья. На холоде с проломленным черепом, раздробленной ногой и кистями рук он пролежал более суток. По количеству и тяжести травм медики позже выяснили, что его избивали зверски и долго. Бекетов провел в коме две недели. Он перенес 8 сложнейших операций, лишился части ноги и трех пальцев на руке. Хирурги вынуждены были удалить часть головного мозга, и поэтому до конца жизни журналист не мог говорить. Только спустя полгода после нападения врачи уверенно заявили, что он будет жить.

 

По факту избиения главреда "Химкинской правды" было возбуждено уголовное дело по статье ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). Прошло более четырех лет, виновные так и не найдены.

 

"Когда это случилось, все жители вокруг него сильно сплотились. Для того, чтобы пригласить Мише хорошего врача, который бы точно диагностировал его состояние в химкинской больнице, люди буквально за час собрали 20 тысяч рублей только с одного подъезда. Сергей Митрохин помог перевезти его в институт Склифосовского. Если бы он этого не сделал, Миша был бы уже четыре года как мертв", — сказала эколог Евгения Чирикова.

 

Именно Михаил был единственным журналистом, откликнувшимся на призыв активистов обратить внимание на проблему вырубки Химкинского леса

 

"Я нашла местное издание, оно называлось "Химкинская правда". Я еще удивилась тому, какой это был маленький листок, очень скромный. Но зато там был телефон главного редактора и очень интересные материалы", — продолжила Евгения. — Когда я увидела его, я была поражена: я ожидала, что журналист — это такой худенький книжный человек в очках, а передо мной стоял богатырь двухметрового роста". Она подчеркнула, что свою газету Бекетов издавал и распространял самостоятельно, на свои личные деньги. В нелегком деле ему помогали только друзья.

 

"Миша — первый человек, который сказал мне, что за проектом строительства трассы Москва — Санкт-Петербург стоит коррупция. Он сказал: "Ищи коррупцию, но не на уровне мэра, а выше". Чирикова заявила, что не представляла, насколько высоко. "Слава богу, что Миша до этой информации уже не дожил", — заметила она.

 

Бекетов служил в десантных войсках. Вероятно, это и воспитало в нем дух непримиримого борца. В статьях "Химкинской правды" администрация и ближайшее окружение тогдашнего главы городского округа Химки Владимира Стрельченко подвергались жесткой обоснованно критике. Написанные легким и понятным слогом тексты получали поживой отклик читательской аудитории. Начавшая выходить в конце 2006 года "Химкинская правда", с ее весьма скромным тиражом в 6 тысяч экземпляров (в городе с 200-тысячным населением), обрела популярность среди химчан за считанные месяцы.

 

В последнем номере была размещена колонка Михаила Бекетова с заголовком "Патриоты!". По-бекетовски хлесткая. "Власть любит тиражировать свою любовь к Химкам через дворики и фонтаны (словно построили их на свои кровнозаработанные). Но скромно умалчивает о том, что впервые за историю существования Химок город посадили в долговую яму! — писал Бекетов, — Сегодня администрация пошла с протянутой рукой в банк "Возрождение". Для покрытия дефицита бюджета го. Химки на 2008 г. взят заем под 13,5% годовых. И при этом в тендере участвовал только один (!) банк — ООО "Возрождение", с кем и работает горадминистрация. Туманно все это..."

 

 В своей речи Виталий Челышев вспомнил, как в апреле 2007 года Бекетов пытался помешать администрации перенести захоронения летчикам-героям Великой Отечественной войны. Чиновники хотели освободить землю под строительство торгового центра. Сперва журналист не поверил полученным по телефону сведениям, но, приехав на место, увидел и сфотографировал, как бульдозеры выравнивали землю на месте могил. "Он выдал очень жесткую публикацию. На следующий день взорвали его машину", — сказал Челышев.

 

"Он был лихой, он был гусар. В прежние времена он бы стрелялся, но сейчас — не прежние времена. Сейчас никто в честных дуэлях не участвует. Сейчас ждут с битами за елкой, чтобы заткнуть рот", — добавил он.

 

Челышев упомянул и то, что Михаил Бекетов некоторое время сам проработал во власти. В администрации, возглавляемой Юрием Кораблиным, он руководил информационным отделом, и ушел вместе со своим начальником в 2003 году. Тогда же мэром Химок стал Владимир Стрельченко.

 

Незадолго до избиения Бекетов начал расследование о бизнесе близких родственников химкинского мэра. Закончить его он не успел, но дело продолжила "Новая газета". По данным издания, фирмы, которые принадлежат брату жены Стрельченко, продавали жителям и предприятиям Химок энергию, тепло и газ и стали монополистами в Химкинском районе.

 

Одним из выступавших на церемонии прощания был политик Олег Митволь. Он вспомнил судебный процесс по делу о клевете журналиста на Владимира Стрельченко. Тогда главреда "Химкинской правды" доставляли в суд на машине "скорой помощи", а в зал суда — на коляске. "Как он мог приходить в суд, смотреть на изувеченного человека и требовать с него пять тысяч рублей!? Неужели после этого господин Стрельченко может спокойно ходить по нашей земле?!". Митволь заявил о своем недавнем обращении к руководству Московской области с предложением назвать одну из улиц Химок в честь Михаила Бекетова. "Это был бы собирательный образ. Символ людей, которые пострадали за этот город".

 

Не раз со сцены звучали слова об обещании Владимира Путина взять дело об избиении журналиста под личный контроль. Оно было дано главой государство лично Бекетову на вручении в 2012 году государственной премии "за самоотверженное служение профессии". К сожалению, пока эти слова так и остались лишь словами.

 

"Неужели круг лиц подозреваемых таков, что их надо искать в Антарктиде, Бразилии или где-то еще?",  горько заметил уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. "Совершенно очевидно, что круг подозреваемых убийц очень узок, а круг заказчиков еще уже", — продолжил он.

 

В конце прощания, когда люди выстроились в очередь, чтобы в последний раз увидеть лицо Михаила Бекетова, со сцены прозвучало от кого-то из союза ветеранов ВДВ: "Девиз десантных войск: никто, кроме нас. Вся его жизнь прошла под этим девизом. Василий Филиппович Маргелов дал нам заповедь: "Сбили с ног — сражайся на коленях, встать не можешь — лежа наступай". Михаила сбивали с ног не раз. И даже лежа на больничной койке, он боролся".

 

Опасное дело Михаила Бекетова некогда пытались продолжить химкинские активисты-экологи. После покушения на журналиста они создали газету "Химкинская правда ЖИВА". Первый ее номер был полностью посвящен инциденту. Затем последовало еще несколько выпусков. Но просуществовала газета недолго. По словам Евгении Чириковой, причина этого заключается в том, что, в отличие от Бекетова, они не обладали организаторским и журналистским талантами.

 

Желающих проститься с Михаилом Бекетовым было не слишком много — всего около 150 человек. Все, характеризуя его жизнь и судьбу, говорили о свойственных ему чести, верности и достоинстве. Показательно, что именно таким был девиз "Химкинской правды" Бекетова: "Честь. Достоинство. Верность".


http://www.rosbalt.ru/moscow/2013/04/11/1116866.html

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить