Будущие инженеры и экономисты агропромышленного комплекса в ходе дискуссии высказали свое мнение относительно плюсов и минусов двухуровневой модели образования, инициатором которой выступил Первый заместитель председателя Комитета ГД по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. Предложение депутата, уже поддержанное целым рядом экспертов и ректоров ведущих технических ВУЗов страны, направлено на создание гибкой системы подготовки специалистов на военных кафедрах, обладающих необходимыми знаниями и компетенциями для применения и эксплуатации новейших образцов вооружений и военной техники.
Владимир Гутенев в письмах на имя Президента РФ Владимира Путина и Министра обороны РФ Сергея Шойгу предложил готовить в рамках бакалавриата на базе военных учебных центров младших командиров, которые после двухлетнего обучения и месячных военных сборов получают звание сержантов запаса. В магистратуре же студенты, получившие звание сержантов в период обучения в бакалавриате, после одного года обучения на базе военных кафедр и прошедшие 2-х месячные военные сборы получают офицерское звание.
По словам студента третьего курса МГАУ Сергея Филатова, такая система подготовки позволила бы в короткие сроки существенно повысить грамотность сержантского и офицерского актива в российской армии. «Не секрет, что большую часть сержантов-контрактников в армии составляют срочники, подписавшие после срочной службы трехлетний контракт. Как правило, это - молодые ребята, призванные в армию после школы. Они обучены армейским уставам и навыкам работы с личным составом, но абсолютно не разбираются в технике. Кроме того, у них пропадает мотивация развиваться дальше – получать образование, расти в профессиональном плане, ведь сержантские зарплаты сегодня сопоставимы с зарплатами инженеров», - заметил он.
Сергей поступил в ВУЗ уже после службы, которую окончил в звании ефрейтора. Если бы новая система уже функционировала, то, чтобы стать лейтенантом запаса, ему бы не пришлось три года обучаться на военной кафедре: достаточно было бы на третьем курсе поступить в магистратуру. «Все равно половина из срока обучения посвящена тому, что я и так знаю – армейским уставам, военной и строевой подготовке, работе с личным составом. И лишь только в конце третьего курса появляются предметы профильной подготовки», - добавил он.
Таким образом, как заметил начальник учебной части – заместитель начальника военной кафедры МГАУ, полковник Сергей Аверин, внедрение модульной системы продиктовано самим процессом обучения на военной кафедре. «Кроме того, наверняка увеличится количество мест на военной кафедре, и уже не будет такого конкурса, когда пять человек претендуют на одно место», - рассказал офицер.
Другой студент Сергей Михайленко высказал свои соображения по поводу альтернативы, предложенной Бауманским университетом. По его мнению, служба в армии во время летних каникул будет непопулярна среди студентов. «Эта инициатива направлена, прежде всего, на московские и питерские вузы, ведь в этих двух городах сосредоточено максимальное количество вузов с военными кафедрами. Но студенты Москвы и Санкт-Петербурга нередко начинают работать еще в период обучения, а летняя пора – основное время для заработка. Поэтому предложение Владимира Гутенева мне ближе и понятней», - разъяснил он.
Дискуссию студентов МГАУ им. В.П. Горячкина подытожил начальник военной кафедры, полковник Александр Ивлев, который выразил желание войти в состав Экспертного совета по обсуждению новаторской системы.
Пресс-служба Союза машиностроителей России