Развитие городского транспорта в Узбекистане имеет важное значение в контексте высоких темпов демографического роста, ускорения процессов урбанизации, комплексного развития инфраструктуры городов, формирования новых промышленных центров. Поэтому, в течение ряда лет в стране реализовывались меры, ориентированные на повышение эффективности транспорта и включающие модернизацию и обновление автотранспортного парка, ускорение темпов перевода автомобилей на использование сжатого природного и сжиженного нефтяного газов; усиление системы контроля за экологическим состоянием автомобилей, расширение ташкентского метрополитена.
Несмотря на принятые меры, существующая в Узбекистане система городского транспорта имеет низкую эффективность и создает риски и проблемы для устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Это можно подтвердить следующими фактами:
Во-первых, система городского транспорта в Узбекистане характеризуется высокими экономическими, экологическими и социальными издержками. Суммарные ежегодные потери за счет избыточного потребления энергии в транспортном секторе, соответствующих экологических потерь, а также простоев и заторов на дорогах составляют $ 420,3 млн.
Во-вторых, сохранение существующей модели развития городского транспорта в долгосрочной перспективе может привести к транспортному коллапсу и, как следствие, станет сдерживающим фактором для устойчивого развития городов. В частности, если существующие тенденции в транспортном секторе сохранятся, то к 2030 году на каждое транспортное средство на дорогах будет приходиться в среднем 30 кв. м. Такая плотность транспортных средств на дорогах превышает допустимую норму в 2 раза.
В-третьих, реформы в секторе транспорта и смежных отраслях будут необходимы для достижения целей прогрессивной структурной трансформации. В частности, внедрение новых принципов в системе транс¬порта будет способствовать изменению параметров и структуры спроса на продукцию ряда отраслей, включая, продукцию автомобильной промышленности, предприятий по производству аккумуляторов и т. д. Так, например, внедрение новых нормативов (по энергоемкости, экологичности и др.) в секторе транспорта будет стимулировать производство автомобилей в соответствии с этими нормативами. Учитывая, что такие нормативы и стандарты часто используются или могут быть применены в качестве инструментов нетарифного протекционизма в отношении импорта автомобилей во многих странах, эти меры будут способствовать обеспечению устойчивой конкурентоспособности узбекской автомобильной продукции в долгосрочной перспективе.
Для развития устойчивых систем городского транспорта целесообразными представляются следующие предложения:
1. Совершенствование технологий и оптимизация транспортных потоков
Предлагаются следующие направления реформ по оптимизации движения и совершенствованию технологий для развития «зеленого» транспорта. При этом, предлагаемые направления реформ представлены на примере города Ташкента, учитывая, что на Ташкент приходится основная доля издержек в системе городского транспорта:
1) Установка автоматизированной системы управления дорожным движением позволит разгрузить основные транспортные магистрали. Это комплексная система мониторинга и управления безопасностью на дорогах. В частности, система способна оценивать загруженность дорог автотранспортом, и в соответствии с этим управлять работой светофоров. Установка системы на 64 основных перекрестках города Ташкента потребует 175 тыс. долл. Это позволит увеличить пропускную способность улиц на 10% и снизит ежегодные потери на 9,92 млн. $.
2) Внедрение систем спутниковой навигации позволит значительно увеличить эффективность перевозок, уменьшить затраты на топливо, повысить безопасность, за счет постоянного контроля за транспортными средствами. На начальном этапе предлагается ввести систему спутниковой навигации для 4500 автомобилей в городе Ташкенте3. Ежегодный эффект от снижения расхода топлива на 4500транспортных средств составит 5,6 млн $. Стоимость системы для 4500 автомобилей составит 4,9 млн. $. Соответственно срок окупаемости системы составит не более 10 месяцев.
3) Строительство новых, развязок, эстакад, магистральных полос. Рост плотности автомобилей на дорогах потребует дальнейшего развития дорожной инфраструктуры. В этой связи, целесообразным представляется строительство 5 новых развязок в столице, что потребует вложений в размере 400 млн.долл. При этом, только за счет комплекса указанных мер пропускная способность улиц увеличится на 15%. В результате будут достигнуты соответствующие европейским стандартам показатели в 10 км длины дорог на 1 км2 площади города. Снижение ежегодных потерь за счет увеличения пропускной способности и экономии топлива составит 24,1 млн. долл.
4) Развитие городского общественного транспорта является важным фактором достижения «устойчивого развития городов», за счет обеспечения мобильности для всех слоев населения, сокращения выбросов; решения проблем заторов и пробок на дорогах; повышения качества жизни населения. Повышению эффективности и упорядочению принципов работы общественного транспорта будут способствовать институциональные меры, предложенные в записке.
5) Внедрение и широкое использование альтернативных видов топлива. В Узбекистане по экономическим, потребительским и экологическим показателям только углеводородные газовые виды топлива представляют реальную альтернативу традиционным видам нефтяного топлива.
6) Модернизация производимой автомобильной продукции; внедрение автомобилей с гибридными двигателями в перспективе. Важным условием перехода к «зеленой» экономике в секторе транспорта, а также обеспечения устойчивой конкурентоспособности узбекской автомобильной продукции является модернизация производимых автомобилей. Поэтому, в перспективе, необходимо, чтобы узбекские автомобили соответствовали стандартам Евро 4, а далее Евро 5 и Евро 6. Другое важное направление – это внедрение гибридных транспортных средств. Развитие «зеленого» транспорта на основе гибридных автомобилей потребует вложения 3 млрд. долл. Это позволит экономить 144 тыс. т. жидкого топлива. Экономия составит 106,2 млн. долл. США. Срок окупаемости составит 28 лет.
2. Совершенствование нормативной базы для развития устойчивого транспорта
Для развития зеленого транспорта важное значение будет иметь ужесточение стандартов эффективности использования топлива и стандартов эмиссии для отечественных и импортных автомобилей. В данном случае введение новых стандартов имеет особенно важное значение для сохранения позиций узбекского автопрома на внешних рынках.
Первую часть стандарта Евро-4, требующего сокращения потребления топлива на 5%, целесообразно ввести в действие в 2014 г., вторую – с требованием 10%-ного снижения потребления топлива автомобилями всех классов по весу – в 2016 г. Введение этого стандарта расхода топлива должно обеспечить экономию 0,13млн.т топлива. К 2016 г. для легкового автотранспорта необходимо ввести требование дальнейшего снижения потребления топлива на 25% до 5,6 л/100 км, к 2018 году - необходимо установить уровень потребления топлива около 4,8 л/100 км (стандарт Евро-5). Если это будет сделано, то дополнительная экономия жидкого топлива составит 0,19 млн. т. Исходя из текущих потребностей повышения конкурентоспобности автопрома республики необходимо разработать программу поэтапного ужесточения стандартов на производимые и эксплуатируемые в республике автомобили.
3. Реформирование системы управления в транспортном секторе
Для перехода к устойчивому транспорту необходима комплексная политика развития сектора, ориентированная на сокращение транспортных издержек и обеспечение эффективного функционирования транспортного сектора, а также позволяющая обеспечить сопряженность политик по развитию «зеленого» транспорта с долгосрочными планами городского развития, направлениями промышленной политики и структурных реформ. Разработкой и координацией политики развития транспортного сектора должен заниматься единый орган государственного управления.
На данном этапе целесообразно рассмотреть вопрос о создании в рамках Министерства экономики Главного управления по вопросам транспорта и транспортных коммуникаций. Данное управление будет, исходя из целей и приоритетов развития страны, осуществлять формулирование и координацию государственной политики в транспортном секторе. Главное управление будет координировать вопросы автомобильного, речного, железнодорожного, авиационного, городского электрического, промышленного транспорта а также дорожное хозяйство (автомобильные дороги, железные дороги, реки, порты и др.) с входящими в них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
На основе разработанных со стороны Министерства экономики направлений развития транспортного сектора, хокимияты, обладая целостной информацией по планам градостроения, должны выполнять функции регулирования, планирования и контрольно-надзорные функции на уровне городов. При этом, структурное подразделение хокимията, на которое будут возложены все указанные функции - Департамент по лицензированию и координации движения всех видов пассажирского транспорта - необходимо преобразовать в Департамент по развитию транспорта и транспортных коммуникаций.
Для государственно-акционерных компаний в сфере транспорта и транспортных коммуникаций представляется целесообразным освободить эти компании от функций государственного регулирования и сохранить за ними только функции хозяйствующих субъектов, что позволит сфокусировать их деятельность на улучшении экономических показателей и, как следствие, может способствовать существенному повышению эффективности их деятельности.
1 Согласно определению, понятия «зеленый» и «устойчивый» транспорт являются идентичными
2 На основе определения, разработанного Советом министров транспорта ЕС
3 В это число входят 1900 такси и 2600 служебных легковых автомобилей на балансе аппарата министерств, ведомств и подведомственных организаций, органов государственной власти и хозяйственных объединений
Источник: Центр Экономических Исследований