Опрошенные «Известиями» юристы подходу экономического ведомства к решению проблемы с недостаточным финансированием НКО сильно удивились.
— Абсурд этого предложения в том, что у физических лиц и юридических, коими являются НКО, разные налоговые режимы. Граждане уплачивают налог на доходы физических лиц, которые предусматривают право получения налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых в виде пожертвований. Однако НКО не являются плательщиками налога на доходы физических лиц, поскольку это юридические лица. Отсюда вытекает, что право на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц у НКО на данный момент отсутствует, — говорит партнер компании «Налоговик» Сергей Варламов.
Можно было бы применить другую схему, дав НКО возможность занизить базу по другим налогам на сумму вычета. Было бы справедливо, если бы налоговое бремя было частично снижено — и пожертвования, таким образом, не уходили в бюджет, пытается придумать способ реализовать такую идею Варламов.
Юрист коллегии «Юков и партнеры» Елена Кудряшова тоже заявила, что из предложения Минэкономразвития не вполне понятно, каков должен быть механизм передачи права.
— Модель цессии в контексте гражданского законодательства здесь неприменима в силу субъектного состава отношений, так как в схеме отношений присутствует налоговый орган, — отмечает она.
Чтобы снизить налоговое бремя НКО, можно было бы использовать схему налогового агента, аналогичную той, что есть в отношениях работодателя и отношению к работнику, за которого наниматель делает взносы в налоговую службу, считает Кудряшова.
— Возможно, это некие популистские меры: министерство хочет помочь НКО, но пока не вполне реальными путями, — добавляет она.
В Минэкономразвития «Известиям» разъяснили, что не вдавались в технические детали воплощения идеи переуступки права на получение налогового вычета за благотворителей, предложив заняться этим Минфину. Однако представитель Минфина сообщил, что ведомство еще не получило официального запроса от коллег, поэтому прокомментировать инициативу Минэкономразвития и ее жизнеспособность отказался.
Остальные же предложения экономического ведомства более реалистичны. Среди них снижение налогового бремени для компаний, занимающихся благотворительностью: налог на прибыль с сумм, которые будут перечисляться в некоммерческие организации, взиматься не будет. Речь идет и о том, чтобы разрешить руководителям НКО брать на себя функции бухгалтера, а также создавать целевые капиталы и передавать их в доверительное управление. Кроме того, станут обязательными госзакупки у НКО наравне с субъектами малого бизнеса — не менее 15% от годового объема закупок при начальной цене контракта не более 20 млн рублей. Поблажки ожидаются и в вопросе страховых взносов: Минэкономразвития поддержало предложения Общественной палаты по продлению применения пониженных страховых тарифов до 2018 года.
Для НКО вопрос о финансировании остро встал в июле 2012 года, когда президент подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Закон обязывает некоммерческие организации, получающие финансирование из-за рубежа, указывать свой статус «иностранного агента» во всех публикациях, в том числе в интернете. Такие организации будут заноситься в специальный реестр и подвергаться особой проверке. За нарушение новой нормы предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа до 1 млн рублей или лишения свободы на срок до четырех лет. Закон вызвал волну возмущения в среде правозащитных организаций, об отказе подчиняться ему, в частности, заявили Московская Хельсинкская группа и «Мемориал».