"Цель Фотоковчега — отдать должное всем существам, большим и маленьким, и дать людям понять, что если они исчезнут, то можем исчезнуть и мы", — так считает Джоэл Сарторе, американский фотограф-натуралист, делающий студийную съёмку вымирающих видов животных (в плане - 12 тысяч, проект National Geographic Photo Ark) и заставляющий людей в них любиться. Остановит ли это исчезновение видов? В канун Рождества хотелось бы в это верить.
Флоридская пума (Puma concolor coryi) в зоопарке Лоури в Тампе, Флорида. Фото Джоэла Сарторе, проект National Geographic Photo Ark
Джоэл Сарторе - фотограф-натуралист в журнале National Geographic. Пауза в работе и путешествиях дала Сарторе возможность оглянуться назад и подумать о долгосрочных последствиях своей работы.
Ореховая сифака (Propithecus coquereli) в зоопарке Хьюстона, Техас. Фото Джоэла Сарторе, проект National Geographic Photo Ark
"Статьи в журналах выходили и забывались, — рассказывает фотограф. — Но я так и не видел признаков того, что положение исчезающих видов меняется к лучшему. И я подумал — а что я лично могу сделать, чтобы как-то им помочь?"
Ответ пришел к Сарторе, когда он фотографировал детеныша голого землекопа — небольшого роющего грызуна — в своем родном городе Линкольн, штат Небраска.
Сарторе усадил грызуна на фоне белой разделочной доски, которую нашел на кухне зоопарка, и сфотографировал. В результате получился профессиональный, студийного качества портрет животного.
Дамарские пескорои (Fukomys damarensis) в зоопарке Хьюстона, Техас. Фото Джоэла Сарторе, проект National Geographic Photo Ark
"Я подумал — что если они посмотрят людям в глаза? Если мы сфотографируем животных без отвлекающих элементов, на черном или белом фоне — так, чтобы на фото они были одинаковых размеров? Чтобы и мышь и слон выглядели одинаково большими и интересными. Может быть, так мы сможем заинтересовать публику проблемой исчезающих видов и вымирания?" — рассказывает Сарторе.
Сарторе начал посещать другие зоопарки в близлежащих городах. Дирекции зоопарков с удовольствием помогали фотографу: ему выделяли комнаты, которые он красил в белый или черный цвет. Внутрь комнаты фотограф ставил тарелку с кормом.
"Как правило, животные думают, что просто пришли пообедать. Так и есть, но помимо этого, мы их фотографируем", — рассказывает фотограф.
Курчавый арасари (Pteroglossus beauharnaesii) в Далласском океанариуме, Техас. Фото Джоэла Сарторе, проект National Geographic Photo Ark
Фотопроект Сарторе разрастался. Вскоре на его работу обратили внимание редакторы National Geographic и заказали Сарторе несколько фотосерий. Одну, например, про амфибий, и еще одну — про животных из Красной книги Америки.
Сарторе вновь отправился в путешествие, на этот раз захватив с собой несколько палаток разных размеров, чтобы фотографировать в них мелких животных, ящериц и птиц. Имея дело с крупными животными, Сарторе по-прежнему работал в безопасных условиях зоопарков.
«Это очень милый парень. Когда мы снимали, он корчил нам рожицы и принимал разные позы. Я помню, что на протяжении большей части съемки он ел. На фото он выглядит так, будто ему неловко, но на самом деле в этот момент он очень доволен». Фото Джоэла Сарторе, проект National Geographic Photo Ark
"Большинство животных, которых я фотографирую, рождаются и вырастают в неволе. Люди, которые за ними ухаживают, очень хорошо их понимают", — говорит Сарторе.
"Иногда мне попадаются капризные, даже немного агрессивные звери, но в основном съемки проходят как по маслу", — добавляет фотограф.
Сарторе снял уже более шести тысяч видов животных в 40 странах. Его проект получил название "Фотоковчег National Geographic" (The National Geographic Photo Ark). Снимки животных авторства Сарторе попадали на обложку National Geographic, в ходе световых шоу фотопортреты проецировали на самые известные в мире здания — соборы Ватикана, Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке и здание штаб-квартиры ООН.
Работа «Крепыш», портрет бахромчатолапой квакши Ecnomiohyla rabborum, на стенах собора Святого Петра в Ватикане. Фото Джоэла Сарторе, проект National Geographic Photo ArkМногие виды животных, которые появляются в проекте, находятся на грани исчезновения.
В прошлом году Сарторе сфотографировал бахромчатолапую квакшу (Ecnomiohyla rabborum) по кличке Крепыш. Крепыш был последним выжившим представителем своего рода на планете.
Борцы за сохранение редких видов поймали Крепыша в Панаме в 2016 году, пытаясь спасти как можно больше видов амфибий от бушевавшего в регионе грибка батрахотрихиум, заражавшего лягушек и квакш со стопроцентным смертельным исходом.
Крепыша отвезли в Ботанический сад Атланты в штате Джорджия. Хотя Крепыш спаривался с самками своего вида, их головастики не выживали, а позже погибли и сами самки.
Сам Крепыш жил дольше всех, в какой-то момент став единственным известным человечеству представителем своего рода. Но в сентябре 2016 года умер и он. Незадолго до смерти крепыша Сарторе снял его портрет.
Африканский белобрюхий панголин (Phataginus tricuspis) в заповеднике панголинов, Сент-Огастин, Флорида. Фото Джоэла Сарторе, проект National Geographic Photo Ark
"Я стараюсь упоминать о нем каждый раз, когда выступаю публично. Вместо тог, чтобы печалиться о нем и его вымершем виде, я рассказываю эту историю, чтобы вдохновить других, чтобы им не было все равно", — говорит фотограф.
Северный белый носорог — еще один исчезающий вид, одного из последних представителей которого Сарторе удалось сфотографировать в чешском зоопарке "Двур-Кралове".
"Мы к ней чуть не опоздали", — рассказывает фотограф о своей встрече с животным по имени Набира.
"Нам удалось снять очень хороший портрет, а потом, к концу съемки, она легла и заснула, потому что ближе к концу жизни много спала", — рассказывает Сарторе.
Через неделю после съемки Набира умерла.
Змеиношеяя черепаха Рейманна (Chelodina reimanni) в зоопарке Атланты, Атланта. Фото Джоэла Сарторе, проект National Geographic Photo Ark
После гибели Набиры и последовавшей вскоре смерти другого северного белого носорога в зоопарке Сан-Диего, в мире остаются всего три представителя этого вида. Все они живут в охраняемом заповеднике в Кении, и все уже вышли из репродуктивного возраста. Сейчас ученые пытаются спасти вид путем экстракорпорального оплодотворения эмбриона, который планируют поместить в утробу самки похожего вида.
"Мы позволяем вымирать не только мелким животным. К сожалению, крупных зверей это тоже касается", — говорит Сарторе.
Трехмесячный детеныш шимпанзе (Pan troglodytes) в зоопарке Лоури в Тампе, Флорида. Фото Джоэла Сарторе, проект National Geographic Photo Ark
Цель проекта Сарторе — задокументировать 12 тысяч разных видов животных для будущих поколений. Он надеется, что поможет другим животным избежать судьбы, которая постигла Набиру и Крепыша.
"По меньшей мере 75-80% видов, которые я фотографирую, можно спасти от вымирания. Однако для этого люди должны знать, что они существуют, люди должны в них влюбиться — захотеть узнать, как им помочь", — говорит Сарторе.
И хотя в обществе растет понимание опасности, которая грозит сравнительно крупным животным, таким как белые медведи или тигры, Сарторе уверен, что про более мелкие исчезающие виды — грызунов, летучих мышей и лягушек — не знает почти никто.
Фенек (Vulpes zerda) в зоопарке Сент-Луиса, Миссури. Фото Джоэла Сарторе, проект National Geographic Photo Ark
"Цель "фотоковчега" — отдать должное всем существам, большим и маленьким, и дать людям понять, что если они исчезнут, то можем исчезнуть и мы", — говорит Сарторе."В интересах человечества не ставить крест на других живых существах, а сохранять их, чтобы у нас была здоровая планета", — резюмирует фотограф.
http://www.bbc.com/russian/media-38488101; http://nnm.me/blogs/dendy2008/dzhoel-sartore-studiynyy-fotograf-dlya-ischezayushih-zhivotnyh/;