Собаки породы хаски - одной из древнейших в мире пород собак - известны во всё мире. К их славе мало что можно добавить, тем не менее "ЭкоГрад" попробует это сделать - и верит в успех, тем более что в поле зрения сотрудников журнала знаменитые собаки попали много лет назад, а сейчас на эти упряжки рассчитывает экспедиция Фёдора Конюхова. Гонки в Москве, организованные при содействии экологического департамента столицы, школы ездовых собак по всей России, включение гонок на собаках в корпус олимпийских видов спорта и создание соответствующей инфраструктуры в масштабах страны - такое сочетание реальных дел и не менее реальных планов представляется "ЭкоГраду" главной задачей на реальную перспективу. И в этой связи открываем новую рубрику "Хаски-шоу", где оперативно будут освещаться история и новости проекта. В путь!
СИБИРСКИЙ ХАСКИ
ИЗ ВИКИПЕДИИ
Сибирский хаски — порода собак, заводская специализированная порода, зарегистрированная американскими кинологами в 30-х годах XX века как ездовая собака и полученная от аборигенных собак с Дальнего Востока, в основном с Анадыря, Колымы, Камчатки, принадлежавших местным оседлым приморским племенам — юкагирам, керекам, азиатским эскимосам и приморским чукчам — собаководам — анкальын (приморские, поморы — от анкы (море)), которых некоторые далекие от этнографической науки авторы по ошибке принимают за чукчей-оленеводов (от слова чаучу — богатый оленями). Эта аборигенная ездовая собака русского Дальнего Востока является одной из древнейших пород собак. В настоящее время выведенная порода «сибирский хаски» используется не только как ездовая, но и как собака-компаньон и шоу-выставочная собака.
***
Ездовые собаки русского Дальнего Востока ещё с неолита разводились аборигенными оседлыми народами, занимавшимися ловлей рыбы и охотой на морского зверя и принадлежавших к, так называемой, «охотской культуре». Потомки этих народов — нивхи, юкагиры-чуванцы, кереки, отчасти азиатские эскимосы, сохранили традицию разведения ездовых. Неслучайно эти районы соседние народы называли «страной собак» — имея достаточное количество корма — сушеной рыбы, они были в состоянии прокормить большое количество псов, необходимых для хорошей упряжки, для которой требовалось, как минимум, 9 собак.
Развитию ездового собаководства толчок также дали в XVII-XVIII веках русские, активно осваивавшие эти районы в поисках «мягкого золота» — им потребовался транспорт и для сбора «ясака» — налога, которым они обложили покорённые племена, и для доставки товаров, и для почты, и для езды должностных лиц. Появился и распространился новый тип более крупной и вместительной нарты, так называемый, «восточно-сибирский русский». И, соответственно, потребовалось большее количество собак для её транспортировки. Русские охотно нанимали местных каюров и активно обучались сами. Когда в 1920 г. Амундсен побывал у русских старожилов Колымы, то он восторженно написал: «В езде на собаках эти русские и чукчи стоят выше всех, кого мне приходилось видеть».
Когда началась «Золотая лихорадка» на Аляске, резко возрос спрос на ездовых собак и у жителей Северной Америки. А так как русский Дальний Восток ими был освоен довольно неплохо (американские браконьеры активно вели китобойный и тюлений промысел в районах Чукотки, Камчатки и Охотского моря), то собак повезли с этих мест. Особо не разбираясь в этнографии, американцы делили местные народы на русских и чукчей.
***
Ездовые собаки русского Дальнего Востока впервые были завезены на Аляску в 1908 году. Поскольку они обладали отличными гоночными качествами, то продолжали привозиться в США в течение последующих двух десятилетий для участия в гонках и для дальнейшего разведения. В СССР же, когда был составлен общий реестр северных пород, ездовые сибирского Севера, Дальнего Востока, Сахалина, Чукотки выпали из этого реестра, поскольку началась политика слияния пород в одну, а затем ездовая собака была признана не перспективной, поскольку её должен был заменить авиатранспорт и мото-сани. В 1934 году порода сибирский хаски была официально признана в США и на неё был установлен стандарт.
История сохранила для нас имена людей, которые стояли у истоков создания этой заводской породы. Это торговец пушниной родом из Российской империи Уильям Гусак (участвовал в аляскинских гонках в 1909 году), шотландский золотодобытчик Фоке Маул Ремси (в 1911 году), торговец пушниной Олаф Свенсон, серьёзно изучавший чукотскую практику содержания и разведения этих собак в конце 1930-х годов, и, конечно же, каюр Леонард Сеппала.
Норвежец Леонард Сеппала прибыл на Аляску в 1901 году, с 1915 года он многократно побеждал в разных гонках со своими собаками, вывезенными из Сибири. Сеппала был признан самым скоростным каюром, он неизменно побеждал в гонках в течение нескольких лет подряд. Он стал главной фигурой «великой гонки милосердия» зимой 1925 года, когда в охваченный эпидемией дифтерии аляскинский город Ном потребовалось доставить лекарство от ближайшей станции железной дороги, что можно было сделать только на собачьих упряжках. Сеппала с упряжкой прошёл самый трудный участок пути, залив Нортон, а его вожак, сибирский хаски Того, отличился более всех, оказав Леонарду неоценимую помощь, и оставил впоследствии многочисленное высококачественное потомство. В январе 1925 года из аляскинского города Ном, практически изолированного от внешнего мира, по телеграфу было передано сообщение: «Ном вызывает… Ном вызывает… У нас вспышка дифтерии… Нет сыворотки… Нам срочно нужна помощь… Ном вызывает…»
Арктический шторм, бушевавший над Номом, не позволял аэропланам из Сиэтла, где имелся запас сыворотки, доставить лекарство по воздуху. Партию отправили из Анкориджа поездом до Ненаны, где заканчивалась железнодорожная линия; пройти дальше могли только собачьи упряжки, по пути из Анкориджа в Ном, называвшимся Iditarod Trail. Снаряженная экспедиция-эстафета для скорейшей доставки сыворотки состояла из 20 погонщиков и около 150 собак, они должны были пройти участок пути из Ненаны в Ном длиной в 1 085 км.
Леонард выехал из Нома с намерением получить сыворотку в Нулато. Возле деревни Шактолик, примерно в трехстах километрах от Нома, он увидел каюра, перевозившего партию на том участке пути. Они чуть не разминулись в метели, но Сеппала успел остановить упряжку, получил лекарство и, развернув собак, отправился в обратный путь. Температура была 30 градусов ниже нуля; стараясь сэкономить драгоценное время, Леонард рискнул, выбрав короткий путь по льду залива Нортон. Восемьдесят километров упряжка шла ночью, в сильную бурю; лед трещал под нартами и лапами собак, была опасность того, что упряжка провалится или льдина оторвется и уйдет в море. Это чуть было не случилось: после того, как лед вокруг них обломился, они несколько часов кружили в открытом море, а когда льдину в конце концов прибило к цельному льду, Сеппала и Того перебрались с постромками через полтора метра воды, чтобы притянуть остальных собак ближе. Упряжь соскользнула в воду, тогда Того прыгнул за ней и тянул постромку в воде к каюру до тех пор, пока льдина не подошла достаточно близко, чтобы собаки из упряжки смогли перейти на крепкий лед. Того, помимо своей смелости и выносливости, обладал способностью находить путь, предчувствуя опасность. Он заставлял работать уставших и замерзших собак, выбирал правильное направление в темноте, предупреждал каюра о полыньях и трещинах.
На северном побережье Леонард остановил нарты возле иглу, где провел предыдущую ночь, завел собак в хижину, накормил и взял сыворотку в тепло, надеясь, что через пару часов буря утихнет. Рано утром температура по-прежнему была 30 градусов ниже нуля, буря продолжала бушевать, и Леонарду пришлось продолжить переход в этих условиях.
Когда они достигли Головина, собаки упали без сил. Того больше не мог бежать — у него отнялись лапы. На момент гонки ему было десять лет. Зато сыворотка была всего лишь в 125 километрах от Нома. Всего упряжка Сеппала почти без перерывов прошла расстояние в 418 километров.
Последний участок пути вакцину везла свежая упряжка Гуннара Каасена, вожаком которой был тогда ещё молодой пес Балто; он также смог не сбиться с дороги в сильнейшей метели. Эта упряжка и доставила в Ном лекарство. Сыворотка была заморожена, но не повреждена, и её сразу же стали использовать. Пять дней спустя эпидемия была полностью остановлена.
СМИ прославили тех, кто доставил сыворотку в Ном. Балто стал настоящей звездой: в Голливуде был снят 30-минутный документальный фильм «Гонка Балто к Ному». Но слава скоро поблекла, заслуги забылись, и команда была продана неизвестному музыкальному продюсеру. В 1927 г. бизнесмен из Кливленда обнаружил собак в Лос-Анджелесе на выставке, неухоженных и полубольных. По его призыву жители Кливленда собрали $2000 на выкуп команды, и собаки прибыли в Кливлендский зоопарк, где и жили впоследствии.
Собачьи упряжки были основным средством передвижения на Севере, и эта гонка стала самым ярко освещенным прессой событием в езде на собаках, перед тем как мир пересел на снегоходы. Но до сих пор в длительных переходах очень часто используются упряжки как средство, безусловно, превосходящее снегоходы по надежности. А возрождение спорта «гонки на собачьих упряжках» началось в 1970-х и с тех пор только набирает обороты.
***
Термин «хаски» (искаженное «эски») изначально обозначал эскимосов. Впоследствии это название закрепилось за эскимосским хаски. Это собаки с густой шерстью, острой мордой со стоячими ушами и прямым хвостом. Когда первые представители чукотских собак прибыли в Северную Америку, для отличия от эскимосских хаски их стали называть сибирскими хаски, и это название сохранилось за ними по сей день.
Ездовой спорт не стоял на месте, и скорости сибирских хаски спортсменам уже не хватало. Они начали искать путь создания породы, которая, сохраняя достоинства сибирских хаски, показывала бы гораздо большую скорость. Этим путем стала метисация — смешение кровей лучших особей аборигенных ездовых пород, легавых и гончих пород собак и сибирского хаски. Полученные собаки оказались пригодны только к применению в ездовом спорте, зато они превзошли сибирских хаски по гоночным характеристикам. Сегодня их относят к отдельной породе — аляскинским хаски (не путать с аляскинским маламутом) — но эта порода не имеет стандарта и не признана МКФ, потому что является метисной группой, из-за чего собаки крайне разнотипны. Впрочем, спортсмены не хотят официального признания аляскинских хаски, потому что за этим последует неизбежное появление выставочной линии разведения породы, что отрицательно скажется на гоночных качествах собак. В настоящее время все победители аляскинских гонок ездят на упряжках, составленных именно из аляскинских хаски; каждый успешный спортсмен имеет свой «рецепт» создания лучших собак и хранит его в тайне.
Чистопородные сибирские хаски по-прежнему участвуют в гонках, однако сильно проигрывают метисам..
Ум и выносливость ездовой собаки оказались невостребованы, когда Е. Сили и Лорна Б. Демидофф вывели голубоглазую яркого черно-белого окраса собаку, впечатлив тем самым судей и выиграв призы за лучшую в своей группе и лучшую собаку на выставке.
Таким образом, порода сибирских хаски отошла от своих истоков и получила новое направление развития в качестве участника соревнований по красоте.
Сейчас, в силу дружелюбности характера и прекрасного внешнего вида, сибирские хаски выставочного разведения отлично подходят в качестве собак-компаньонов даже для квартирного содержания. Именно в этом качестве они начали своё новое распространение по миру в 1970-х годах.
В России сибирские хаски появились фактически лишь после распада СССР. Первый российский питомник хаски — «Акулова гора» — завёз собак из Бельгии и Чехии лишь в 1995 году. На породной выставке в 1997 году участвовало уже 14 собак. В 2000 году РКФ зарегистрировала 139 щенков хаски.
Собаки этой породы очень дружелюбны, это прекрасные напарники в играх для детей, они очень подвижны и неутомимы. Поэтому они продолжают набирать популярность. Но будущим хозяевам сибирского хаски выставочного разведения следует помнить, что это все же собака, не очень далеко ушедшая от рабочих предков, и пусть ей не требуются огромные нагрузки, делать из сибиряка диванную собачку не стоит. Ему требуются достаточно длительный выгул и пробежки с хозяином.
***
Аборигенные ездовые собаки до сих пор разводятся и эксплуатируются в некоторых деревнях и посёлках Чукотки и даже выделены в отдельную породу, «чукотская ездовая» (эта порода уже признана РКФ, однако пока не получила признания FCI). Культура разведения и использования ездовых собак на Чукотке сохранилась лишь в немногочисленных поселениях вдоль прибрежной полосы.
Таким образом, и «сибирский хаски», и «чукотская ездовая» с равным правом могут быть названы потомками чукотских ездовых собак начала 20 века. Отличия между породами обуславливаются тем, что в США заводчики были сосредоточены больше на сохранении экстерьера собак в ущерб их рабочим качествам, а в России — на сохранении рабочих качеств в ущерб экстерьеру.
В отличие от сибирских хаски, «чукотская ездовая» сегодня относится к редким породам и за пределами Чукотки известна мало.
***
Представителей породы сибирский хаски условно можно разделить на 3 группы — рабочие, гоночные и выставочные («шоу»).
Самые редкие — рабочие. Это то, с чего пошло хасководство во всем мире. «Рабочие лошадки», собачий вариант. Перевозящие не особо большой груз на большие расстояния, довольно быстро. Умные, неприхотливые. Не блещущие красотой, не очень быстрые, но потрясающе выносливые. Это собаки, на которых издревле возили почту, дрова, мясо. Как рабочих зверей хаски сегодня уже не используют. На севере есть свои аборигенные псы, их и эксплуатируют. Наиболее приближенным к рабочему использованию можно назвать туризм и катание на собаках. Такие собаки работают изо дня в день в течение всего сезона.
Хаски гоночные — это собаки для спорта. Скорости, которые они развивают, намного выше скоростей, характерных для «лошадок». Эти собаки специфичны по экстерьеру, очень моторны. Распространено мнение о гоночниках, что они неуправляемы, непослушны — это только миф. Такие собаки спокойно живут в городе и выставляются. Гоночники так же, в зависимости от деятельности делятся на подгруппы — так, для скиджоринга, упряжек из 2-4 собак, предпочтительны хаски ростом 60 см и выше. Это крупные, ногастые псы, способные быстро бегать малым составом и при этом волочь за собой хозяина. Гоночники, бегающие в шестерках и более крупных упряжках, более умеренны по росту. В целом, гоночные собаки отличаются от питомника к питомнику. У каждого питомника — свой тип гоночников, в зависимости от предпочтений владельца. Общая особенность всех гоночных хаски — короткий мех.
Хаски выставочные («шоу») — это собаки, работа которых заключается в показе на ринге. Успешная шоу-собака — это талантливый актёр. Шоу-собаки очень различны по экстерьеру, многое зависит от питомника. Но можно поделить выставочных хаски на две крупные подгруппы — на американских и европейских. Американские тяжелее, мощнее, и как правило, высокопередые (это особенность американского хендлинга и его влияние на развитие породы). Европейские псы легче и изящнее. Общая черта всех выставочных хаски — укороченная морда, что придает собаке более симпатичную внешность, но ухудшает прогрев вдыхаемого морозного воздуха.
Официальный стандарт породы на сегодня все ещё описывает рабочую собаку, не гоночную и не выставочную. Формально то и другое — это отклонения от стандарта. Однако в реальной жизни оценка в ринге производится по критериям и предпочтениям конкретного эксперта, а главная оценка на гонках — время, и на точное соответствие собаки стандарту эксперты смотрят далеко не всегда. Наиболее приближенными к официальному стандарту можно считать сибирских хаски британского разведения.
НОВОСТИ ПРОЕКТА
Знаменитый путешественник Фёдор Конюхов намерен отправиться в экспедицию, которая пройдёт по территории Карелии и Архангельской области.
Экспедиция, в состав которой войдут сам Фёдор Конюхов и заместитель председателя Федерации ездового спорта Республики Карелия Виктор Симонов, собирается передвигаться на собачьих упряжках. Маршрут проложен по национальным паркам «Водлозерский» и «Онежское Поморье».
Выйдя из Петрозаводска, путешественники планируют дойти до Архангельска через 15 дней. За день экспедиция будет проходить по 50-60 километров. В будущем по трассе, проложенной Фёдором Конюховым, планируют проложить постоянный маршрут для туристов-экстремалов, что само по себе физически не реализуемая задача. Скорее всего речь идёт о предоставлении в открытый доступ gps-трека пути, по которому будут двигаться путешественники.
Идею поддержали министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской и губернатор Архангельской области Игорь Орлов.
«ЭкоГрад» писал об этом: http://ekogradmoscow.ru/novosti/puteshestvenniki-zashchityat-oopt-ekspeditsiej-na-sobakakh
***
Сразу в нескольких регионах России могут быть открыты школы по подготовке ездовых собак и инструкторские пункты для их владельцев. Об этом на пресс-конференции, посвященной старту экспедиции по нацпарку «Онежское поморье» на собачьих упряжках, в ответ на инициативной предложение главного редактора журнала «ЭкоГрад» Игоря Панарина сообщил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. «Хорошая инициатива», — одобрил слова Панарина министр. Федор Конюхов так же поддержал инициативу, сообщив, что в ближайшие годы гонки на собаках могут стать Олимпийским видом спорта, и в нашей стране необходимо создавать достаточную для развития вида спорта инфраструктуру.