Абсурд как верный спутник свободы не имеет границ. Можно сконцентрировать его по времени – в те восемь дней, когда длится фестиваль Burning Man, взявший всерьёз и надолго в коммерческую аренду живительный воздух Вудстока. Но описать удовольствие от воплощённого хаоса творчества не представляется возможным. Особенно если этот кайф разлит в воздухе, стен нет, а есть только пространство свободы. Оно кажется огромным, потому что люди в пустыне добровольно лишились границ, страха и внутренних комплексов. Воля, вскормлённая этими самыми комплексами, рвётся наружу и наконец-то обретает невиданную силу креатива – искать, оказывается, надо внутри себя. И этот принцип свободной жизни остаётся даже с мимолётными гостями коммуны Горящего Человека навсегда. Поэтому Вудсток бессмертен, Burning Man автоматически возрождается как Феникс из пепла, ну и Цой жив. Это понял Дэвид Боуи, прах которого был развеян над пустыней в этом году, - сотканный из свободы обречён в нею вернуться и возрождаться, перевоплощаясь, каждый год в новом обличье. А пустыня свободы не красная, просто миллионы её огней подчас вызывают у ортодоксов слепоту. Но этот комплекс отлично лечится местным кинетическим искусством.
В США закончился Burning Man — недельный фестиваль в пустыне Блэк-Рок в штате Невада, традиционно открывающийся в последний понедельник лета. В этом году празднику исполнилось 30 лет: с 1986 года его участники собираются, радуясь безграничной свободе под белым солнцем пустыни.
На закрытии фестиваля сожгли человека. Точнее, его чучело, напоминавшее Витрувианского человека Леонардо да Винчи. Это стало кульминацией фестиваля, темой которого была эпоха Возрождения. Архитектурные конструкции, арт-объекты и инсталляции, люди, одетые кто во что горазд, чем ярче, тем лучше, а иногда и вовсе не одетые, появились здесь в последний понедельник августа, 28-го. Участники фестиваля построили здесь город, а 5 сентября разобрали до винтика, будто его и не было.
В пустыне можно было увидеть Витрувианского робота, продуманные и красивые инженерные объекты и другие проекты, про которые можно сказать, что, во-первых, это красиво, а во-вторых, хитро устроено. Одним из самых масштабных объектов оказался проект, представленный организацией Big Imagination Foundation: это выпотрошенный Boeing 747 1985 года выпуска, доставленный в пустыню и обращенный в переливающееся светом помещение клуба с танцполом и чилл-аутом.
Помимо хитроумных инсталляций на фестивале были выставки, посвященные искусству Возрождения: для творческих групп фестиваль — отличная возможность продемонстрировать свои проекты широкому кругу зрителей. Даже очень широкому: в этом году на фестиваль съехалось около 70 тыс. человек, и это при том, что билет на фестиваль стоит недешево — в феврале 2016 года организаторы начали продавать билеты по $990 и $1200, в марте они уже распространялись на распродаже по $390.
Однако главное, чем привлекает участников Burning Man, — атмосфера свободы самовыражения, раскрепощенности, всеобщего принятия и любви. Такая, о которой мечтают идеалисты, не попавшие на Вудсток и не познавшие лета любви — 1969.
Все началось в 1986-м, когда американец Ларри Харви и его друг Джерри Джеймс озаботились, где бы им сжечь 2,5-метровое чучело по случаю летнего солнцестояния. В компании 20 друзей и их друзей они спалили деревянного человека на пляже Бейкер-Бич в Сан-Франциско — и после этого продолжали делать это каждый год, пока в 1990 году не оказалось, что на мероприятие собралось 100 человек, а чучело выросло до 12 м. Тогда организаторы переместились со своим объектом и гостями в Блэк-Рок-Сити в Неваду, где оказалось куда просторнее.
Так праздник стал обретать современные формы. Ла-Плайя, как еще называют место проведения фестиваля, стала превращаться во временный город, жить которому всего неделю.
Члены общины приезжали сюда поначалу для того, чтобы испытать себя — выживать в пустыне, вести здоровый образ жизни, обмениваться едой и водой, давать пристанище незнакомцам.
В общем, это была временная коммуна, в которой люди сходились посреди пустыни. Что особенно важно, участники фестиваля не должны были оставлять после себя мусор, заниматься коммерцией и мешать другим раскрываться.
Плату за посещение фестиваля впервые начали взимать в 1992 году: тогда она составляла $25. Первый тематический лагерь появился здесь в 1993-м. Однако только в 1996-м организаторы объявили единую концепцию фестиваля: в тот год темой оказался ад. В 1996-м в фестивале приняли участие 8000 человек. В 2000-м их было уже 25 400. С тех пор цифра растет каждый год. Только в 2014 году количество участников немного просело: если в 2013 году в пустыню приехали 69 613 человек, то в 2014-м — 65 992.
Фестиваль давно уже привлекает не только людей левых взглядов, ненавидящих коммерцию и машины. Однако вот уже несколько лет появление на фестивале совсем другого типа людей вызывает вопросы у тех, кто приехал с палаткой и лапшой в коробочках.
Начиная с 2012 года сюда приезжают топ-менеджеры ведущих компаний Кремниевой долины, включая сотрудников Facebook, Twitter и Uber, и их лагеря совсем не похожи на палатки простых участников, хотя бы тем, что вместо растворимых супов там работают шеф-повара, а в жилых павильонах установлены нормальные кровати и кондиционеры.
В этом году факт наличия подобных лагерей премиум-класса оказался причиной скандала: от нападения хулиганов пострадал лагерь White Ocean. Примечательно, что он разбивается здесь с 2013 года, здесь выступают лучшие диджеи мира, в том числе Пол Окенфолд, а основан лагерь выходцем из России Тимуром Сардаровым, сыном миллиардера Рашида Сардарова (при этом лагерь — вовсе не русский).
Нападение произошло в самый разгар «Белой вечеринки»: нападавшие ворвались в лагерь, оборвали провода, разбросали еду и вылили воду.
Можно считать это бунтом, даже, по выражению The Telegraph, «революцией против богатеньких паразитов».
По мнению ветеранов движения, появление на фестивале подобных лагерей и приезд знаменитостей вроде Кары Делевинь и Пэрис Хилтон противоречит духу «радикальной независимости», который с 1986 года лежит в основе идеи «Горящего человека».
«Мы не собираемся судить людей исходя из той суммы, которую они вкладывают в устройство фестиваля», — говорил в 2015 году Ларри Харви в интервью газете The Guardian. Но разделяющих его мнение с каждым годом всё меньше и меньше. И техно-пламя Burning Man грозит перерасти в убийственный для «духа Вудстока» костёр…
https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2016/09/a_10177655.shtml; https://russian.rt.com/article/319754-uchastniki-festivalya-burning-man-sabotirovali-lager-bogatyh; https://birdinflight.com/ru/mir/ru-mir-20160905-best-art-burning-man-2016.html;
И крайняя новость, кторая стала известна чуть позже.
Прах британского рок-певца Дэвида Боуи развеяли на фестивале Burning Man, пишет Газета.Ru со ссылкой на Daily Mail.
Музыкант скончался 10 января 2016 года после борьбы с раком.
Как сообщает издание, перед смертью Боуи и его крестник обсуждали идею развеять прах певца на ежегодном фестивале Burning Man в американской пустыне Блэк-Рок.
Уточняется, что жена Дэвида Боуи Иман дала свое согласие на то, чтобы прах музыканта был развеян на фестивале.
На церемонии присутствовали 70 человек.
Фото интернет-ресурсов.
Так писал "ЭкоГрад"
Вечный Огонь. Burning Man в стране пустынного сюра