Мой путь к Charity Shop начался в ночлежке в Гонолулу (Гавайи, США). По глупости потеряв паспорт и банковскую карту, не помня ни одного номера мобильного телефона, кроме собственного, я пошла в единственное место, где мне готовы были помочь. Прожив пять дней вместе с другими бездомными в большом зале, похожем на спортивный, бесплатно получая нормальную еду и чистую одежду, которую можно самостоятельно выбрать, я много поняла о том, какой должна быть помощь, которую не стыдно принимать.
С тех пор я закончила Финансовый университет, шесть лет работала в благотворительных организациях, в летние каникулы занималась волонтерством в псковской деревне, Европе и Африке — и разбиралась в том, как функционирует некоммерческий сектор.
Кризис работы в фонде сравним с тем, что возникает в корпорациях: ты не можешь ускорить принятие решений, должен действовать в рамках видения своего руководителя, твои идеи рискуют быть похороненными под операционными и срочными задачами. Мне начало казаться, что я могу делать больше и готова к собственному большому приключению. Так родилась идея открыть социальный бизнес, который будет работать как обычная компания, но ради чего-то большего, чем извлечение прибыли.
Бизнес, построенный на хламе
В Европе и США очень популярен формат «благотворительного магазина», куда каждый человек может сдать ненужную одежду. Лучшая будет продана, чтобы прибыль пошла на социальные проекты, а вещи в некондиционном состоянии будут направлены на переработку. Меня вдохновляла идея, что мы можем привлечь деньги на благотворительность, не выпрашивая их в интернете, а просто продавая людям одежду хорошего качества по ценам 10-20% от розничных. К тому же мы разгружали шкафы тех, кто не знает, куда деть ненужные вещи.
Мы сняли подвал в двух минутах от метро Третьяковская, я попросила подруг, знакомых и людей в социальных сетях сдать ненужную одежду, отобрала лучшее и открыла магазин. Люди были готовы приносить свою старую одежду, я сортировала ее вручную, лучшее сдавала в химчистку и продавала по смешным ценам — дешевле, чем даже в обычных секонд-хэндах. Вещи в среднем состоянии, а их было больше половины, шли нуждающимся. Вещи в плохом состоянии мы отправляли на завод, где из них делают строительные материалы и наполнитель для мебели.
В первый месяц нам едва хватило выручки на оплату аренды, во второй я смогла оплатить зарплаты продавцов. Выручка увеличивалась на 20% ежемесячно и через три месяца мы вышли на операционную прибыль и начали передавать часть денег в благотворительные организации. Например, за 2015 год мы передали более 250 000 рублей в центр «Вверх» и другие благотворительные фонды, притом что наш месячный оборот составляет примерно 800 000 рублей.
Сервис, помогающий помогать
Конечно, у всех полно ненужной одежды и нам несложно с ней расставаться – проблема возникает в тот момент, когда нужно куда-то ее везти.
Мы придумали и реализовали сервис по сбору одежды в офисах крупных компаний: заказали контейнеры для сбора вещей, которые временно устанавливаются в офисе и каждый сотрудник может принести любую одежду прямо на работу и кинуть в ящик.
Вывоз, сортировку, хранение и перераспределение вещей мы берем на себя, экономя время людей и поднимая командный дух сотрудников компании (приятно же знать, что ты с коллегами, не отрываясь от работы, помог 30 нуждающимся семьям в Забайкальском крае). В 2015 году этой возможностью воспользовались более 45 компаний.
Конечно, не все было гладко с самого начала: первые мобильные контейнеры (поскольку аналогов не было) нам пришлось заказывать у компании, производящей пчелиные ульи. В итоге за ночь до первой акции (в крупном банке) нам привезли уродливые, криво сколоченные гробы, похожие на фанерные кофры для перевозки грузов. Я красила их всю ночь, пытаясь хоть как-то привести в приличный вид, но это делу не помогло. Конечно, с тех пор контейнеры переделаны и ими воспользовалось больше 5 000 человек, но эта история научила меня одной важной вещи: если ты видишь, что что-то в твоем продукте недостаточно хорошо, не нужно думать, что клиент и партнер этого не заметит.
Ваши старые ботинки помогут сделать первые шаги
Оказалось, что часть работы могут делать люди с ограниченными возможностями и попавшие в сложную жизненную ситуацию, которым сложно трудоустроиться в другом месте. Сначала у нас был один помощник — молодой человек с интеллектуальными нарушениями, который делал уборку и помогал девочкам-продавцам таскать тяжелые коробки. Сейчас у нас 22 сотрудника, и девять из них — люди из кризисных групп. Меня радует то, что являясь малым бизнесом, мы вдохновляем крупные компании на то, чтобы говорить об инклюзии, — меня часто приглашают рассказывать о нашем опыте и о том, как нам удается интегрировать людей с особенностями в работу, не теряя при этом экономическую эффективность.
А еще для меня важно то, что наши сотрудники с ограниченными возможностями получают возможность работать потому, что кто-то другой в этом большом городе решил отнести свои ненужные вещи не на помойку, а в Charity shop.
План по захвату города
Разумеется, наращивая обороты одежды, мы должны были увеличивать выручку, чтобы позволить себе аренду большого склада, логистику и труд людей, которые занимаются сортировкой. В сентябре 2015 году мы открыли еще один магазин, и сейчас я нахожусь в поиске помещения для третьего. Кроме того, мы стали активными участниками городских мероприятий: зону Charity shop можно найти на «Ламбада-маркетах», Seasons, распродажах в «Флаконе», Artplay и других городских площадках.
Наш самый главный вызов в 2016 году — увеличение количества локаций, где горожанин может сдать ненужную одежду. Мы связываемся с торговыми центрами, культурными и досуговыми площадками, государственными учреждениями и дружественными заведениями, которые согласятся принять наши ящики для вещей. Совсем скоро с завода приедет первая партия контейнеров, и мы надеемся, что Москва встретит их дружелюбно. Пока одежду можно принести в любой из наших магазинов в часы работы или в ваш офис, если там проходит наша акция.