О причащении (приобщении) Богоявленской водой

О причащении (приобщении) Богоявленской водой  - фото 1О том, что в древней христианской церкви Богоявленской воды, Великой агиасмы, в качестве духовного утешения приобщались христиане не допущенные к причастию Св. даров знает каждый. В любой брошюрке посвященной святой воде читатель обязательно встретит фразу из старинного типикона: "Точию агиасму да пиет".(Агиасма –святыня (греч.))
То есть вместо причастия, на время епитимии, кающийся грешник получал возможность потребл@ть Богоявленскую воду.
 
Это тайнодействие имело высокий духовный, нравственный и церковный смысл. Люди совершившие грехи, отлученные от причастия телом и кровью Христовой и находящиеся под епитимей, наложенной духовным отцом, тем не менее не выпадали из церковного общения.
 
В течении месяцев или лет отлучения от св. причастия они получали в качестве духовного утешениясв. Богоявленскую воду.
 
При этом кающиеся грешники регулярно исповедывались духовному отцу, совершенствовали свою жизнь и осознавая свое неполноценноеположение стремились к полноценному церковному общению во Христе -через причастие св. тайн.
 
Отцы церкви установившие это спасительное священнодействие понимали, что лишение кающегося грешника любой святыни приведет его к отчаянию, унынию и даже отпадению от церкви.
 
О необходимости приобщении св. Богоявленской водой говорил один из великих церковных учителей св. Иоанн Златоуст. Ему принадлежит одна из редакций 
Чина причащения святой водой великого Богоявленского освящения.
Молитвы Иоанна Златоуста дошли до наших дней. Русская церковь имеет их в соответствующих последованиях помещенных в дораскольных и старообрядческих изданиях. 
 
Приобщение кающихся святой Богоявленской водой имело большое распространение в древней русской церкви. Сведения об этом мы можем найти в древних монастырских рукописях, богослужебных уставах, в дополнительных частях старинных Служебников12 – 16 веков и других письменных источниках.
 
Подробная информация о приобщении св. Богоявленской водой содержится в сборнике преп. Кирилла Белозерского, так называемой "Энциклопедии русского игумена".
Этот документ достаточно ясно и недвусмысленно рассказывает о бытовавших в древней Руси канонических нормах и церковных правилах.
В главе посвященной причащению говорится:
"Якоже прежде проречеся о гресех каковых-либо – да отлучен будет или едино лето, или 2 лета, или 3,или 4,или 5, или 6, или 7, или по осьмих – пращати его противу силы коеждого … А на Рождьство Христово, и на Богоявление, и в Великий четверг и в Велия суботу, и на Пасхе- да вкушает агиасму, еже есть святая вода, и на Петров День, и на Успение Пресвятые Богородица…" (Энциклопедия русского игумена 14-15 веков. Сборник преп. Кирилла Белозерского.- СПБ, издательство Олега Абышко, 2003. С. 85) 
 
Таким образом христиане находящиеся под епитимией могли приобщаться св. Богоявленской водой не только от случая к случаю, но и регулярно - каждый двунадесятый праздник, подобноостальным удостаивавшимся св. даров.
 
Наличие этой информации в личном сборнике преп. Кирилла Белозерскаго имеет для нас особое значение. Известно, что преподобный игумен духовно окормлял не только иноков, но и многих видных мирян тогдашней Руси. Потому его свидетельства несомненно указывают на общую церковную практику. 
 
Традиция приобщения Богоявленской водой сохранялась в обители преподобного Кирилла вплоть до церковного раскола.
В келарском обиходнике монастыря датированном 1655 годом мы находим: "Аще кто по совету духовного отца недостоин причастия тела и крови Христа Бога нашего, и он причащается святые воды богоявленския и на святую Пасху,и на Петров день, и на Успение Богородицы, и на Рожество Христово, и на Богоявление Господне".(Келарский обиходник Матфея Никифорова старца Кирилло-Белозерского монастыря. – М.: Индрик, 2002. с. 102)
 
После церковного раскола 17 века большинство древлеправославных христиан сохранило обычай приобщения святой Богоявленской водой.
 
Как ни странно, но еще большему распространению потреблению Богоявленской воды способствовали лютые гонения воздвигнутые на старообрядцев.
Многие церкви и монастыри были разорены и осквернены. Из-за отсутствия освященных престолов и антиминсов древлеправославные священники в некоторых местах не могли в течении многих лет служить св. Литургии.
Однако даже всамых тяжелых условиях они каждый год совершали Великое освящение воды. Благочестивые люди хранили Богоявленскую воду как великую святыню в течении всей жизни
и в случае невозможности принять тело и кровь Христову приобщались водой по великим праздникам, в случаях болезни и даже перед смертью.
 
Стараясь опорочить людей, отказывающихся посещать господствующую церковь и приобщающихся по великой нужде вместо причастия Богоявленскойводой, синодальные миссионеры навесили на них ярлык "сектантов – водяников". Так об этом пишет видный "православный" богослов 19 века С. В. Булгаков: " При случае болезни они (старообрядцы – прим. автора) причащаются богоявленной водой, откуда и получили себе название "водяников".( Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. М, - Современник, 1994. с. 308) 
 
После восстановления трехчинной иерархии в древлеправославной церкви не произошло никаких особых изменений в использовании Великой агиасмы.
Как и раньше она подавалась исправляющимся христианам в качестве духовного утешения.
Так например, епископ Арсений Уральский писал в письме к священнику Стефану Лабзину: "Женщина, которая тайно у вас исправляется, а в доме молится вместе с никонианами, не должна быть допущаема до причащения святых таин тела и крови Христовой, но если брака ей почему-либо невозможно расторгнуть и христианской исправы во исповеди лишится не восхощет, то пусть приходит на исповедь, и для освящения ее можно подавать ей богоявленскую воду. Ибо в этом есть часть освящения". (Епископ Арсений Уральский. Оправдание Старообрядствующей Святой Христовой Церкви. Письма. Москва,- Издательство "Китеж", 1999. С. 260) 
 
Совсем другая ситуация с Великой агиасмой сложилась в русской новообрядческой церкви.
 
Желание уничтожить всех древлеправославных христиан подталкиваетсинод к законодательному изменению церковных канонов. С этой целью научный совет православных богословов разрабатывает ряд мер по обнаружению раскольников. Поскольку многие древлеправославные христиане под разными предлогами отказывались причащаться в новообрядной церкви, то иерархи господствующей церквирешили отменить нравственных каноны и епитимийные прещения установленных вселенскими соборами и отцами церкви.
 
28 февраля 1722 года выходит указ синода разрешающий допускать к причастию всех, независимо от совершенных грехов:
"Того ради церковь святая, всегда едину власть имущая издавати правила к исправлению сынов своих, по разсуждению времен и нравов человеческихпрощает исповедающимся древний канон, яко отраву от злоковарненных человек на погибель их употребленный. Кающегося же и исповедающего грехи своя, какие ни были, к причастию святых тайн припускает безотложно".
После этого указа последовал и ряд других, подобных.
Так в частности, был установлен штраф за отказ от исповеди и причастия, в армии и учебных заведениях причастие становятся обязательной повинностью за уход от которой следовало наказание.
 
(Новообрядческая традиция допуска к причастию "безотложно" дожила до наших дней. Помалкивая об истинных причинах появления этого обычая, новообрядцы трактуют его проявлением особой пастырской любви, снисходительности к немощам современного человека.)
 
Ясно, что при таком подходе к причащению святых тайн, духовное утешениев виде Великой Агиасмы уже не требовалось и не применялось.
 
Чин причащения Агиасмой был изъят из богослужебных книг новой церкви. 
 
Сегодня большинство новообрядческих авторов рассматривают приобщение Богоявленской воды как древнюю, давно отмершуюэкзотику первых веков христианства. Некоторые из них допускают потребление богоявленской воды в любое время и даже приготовление на ней еды. 
 
В наши дни обычай употребления Великой Агиасмы в качестве духовного утешения продолжает существовать в лоне РПСЦ. т.е старообрядческая церковь
 
однако, к сожалению, он практикуется не так часто, как в дораскольной и дореволюционной старообрядческой церкви.
 
Некоторые духовники отлучая своих чад от причастия или даже временно не допуская к нему, попутно отлучают их и от всех остальных церковных святынь.Этот обычай нельзя считать вполне благочестивым по двум причинам.
Во-первых, он не соответствует древней христианской и старообрядческой практике. Во-вторых, отлучение от всех церковных святынь выводит пасомогоза рамки церковной ограды. Оставшись на долгие годы без священнодейственного общения с церковью, не ощущая действия благодати Христовой христианин подвергается суровым испытаниям и тяжелым искушениям могущим привести к разрыву с церковью.
 
С другой стороны, регулярная исповедь и приобщение Богоявленской водой несомненно стали бы важнейшими элементами подлинно христианского покаяния, чаяния прощения, освящения, путем духовного возрождения человека. Приобщение Великой агиасмой могло бы помочь и многим новопришедшим христианам: крещеным в детстве, но не имевшим долгие годы общения с церковью, новокрещенным, присоединенным от еретических церквей.
 
Всем известно, что многие из них не имеют духовного и аскетического опыта, не знают необходимых молитв, не могут содержать должный пост и говение.
Временно не допуская таких людей до причастия св. тайн духовники тем не менее могут сохранять таких христиан в церковном общении регулярно исповедуя и приобщая Богоявленской водой.
Думается, что в наши дни древний обычай приобщения Великой агиасмой должен быть восстановлен в должном объеме.
 
Г. Чистяков. Великая святыня. Об освящении святой Богоявленской воды. [литургика] 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить