По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), доля пациентов, которым врачи не помогли или помогли недостаточно, составляет 23%. В 2015 году ученые из Университета Джонса Хопкинса (г. Балтимор, штат Мэриленд, США) провели исследование и выяснили, что врачебная ошибка стала роковой для 250 тысяч пациентов в США, для 24 тысяч – в Канаде, для 70 тысяч – в Великобритании, для 100 тысяч – в Германии. В России подобной статистики, к большому сожалению, нет, но, вероятнее всего, цифры будут не менее впечатляющими. Главные проблемы – позднее обращение за медпомощью и ошибки в диагностике. Это означает, что эффективное лечение возможно лишь при своевременном и правильно поставленном диагнозе.
Не случайно, что все большее распространение во многих странах, в том числе и в России, получает услуга Second Оpinion, или "Второе мнение", которая востребована как у пациентов, так и у врачей. "Второе мнение" позволяет узнать мнение независимого эксперта, получить больше информации о заболевании и плане лечения. Достоверность диагностики в этом случае повышается на 48%.
Продолжая общение на тему лечения онкологических заболеваний с руководителем онкологического центра ведущей российской частной клиники АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), доктором медицинских наук Аникеевой Ольгой Юрьевной, мы узнали, в каких случаях следует прибегнуть к услуге «второго мнения»:
- Что из себя представляет «второе мнение»?
О.Ю.: Второе мнение - это практика получения дополнительной консультации медицинского специалиста по результатам проведенных медицинских исследований с целью уточнения диагноза и плана предстоящего лечения. В большинстве случаев такая консультация представляет собой экспертную оценку состояния пациента и предоставляется только высококвалифицированным врачом определённой специализации. Подобная практика позволяет достичь более точной интерпретации медицинских данных и, соответственно, повысить качество диагностики и последующего лечения.
Второе мнение может быть получено как во время очной консультации (например, консилиум с участием нескольких специалистов), так и в результате удаленной консультации посредством телекоммуникационных ресурсов. В последнем случае второе мнение является частью телемедицины. Для справки: телемедицина – это метод предоставления консультационных медицинских услуг, предполагающий дистанционное взаимодействие между врачом и пациентом посредством использования цифровых каналов коммуникации: компьютера, телефона, планшета и т.д.
- Какие самые частые причины обращения за вторым мнением?
О.Ю.: Наиболее распространёнными причинами обращения к специалистам за «вторым мнением» являются:
Неуверенность пациента в точности поставленного диагноза;Решение вопроса о необходимости хирургического вмешательства;Риск лечения высокотоксичными препаратами;Уточнение стадии и формы онкологического заболевания.
Также пациенты довольно часто обращаются за вторым мнением для уточнения прогноза развития заболевания и для того, чтобы убедиться в правильности планирования терапии, состоящей из одного или нескольких курсов, предполагающих прием дорогостоящих лекарственных средств. В некоторых случаях пациенты пользуются этой услугой с целью получение информации о возможных вариантах лечения, их преимуществах и возможных осложнениях, самочувствии во время и после лечения. Не менее распространенной причиной обращения за вторым мнением является получение практических рекомендаций о правилах питания и режиму дня, улучшению качества жизни. Кроме того, благодаря второму мнению можно также разобрать юридический аспект лечения, связанный со страховыми выплатами.
- Как на практике выглядит эта процедура?
О.Ю.: При обращении пациента или его представителей за «вторым мнением» врач-онколог изучает представленную медицинскую документацию, оценивает текущую ситуацию, специфику, установленный диагноз и даёт рекомендации по дальнейшему лечению. В случае, если врачу не хватает имеющейся информации или он в ней не уверен, врач может порекомендовать пройти дополнительное обследование для уточнения диагноза и степени распространения заболевания. Такие меры помогают специалистам уточнить диагноз заболевания и составить более эффективную программу лечения.
- В каких форматах доступна услуга для пациентов?
О.Ю.: Как правило, «второе мнение» доступно для пациента в двух вариантах: пациент может лично придя на консультацию к врачу, а также и дистанционно.
Остановимся чуть более подробно на втором варианте. Например, для того, чтобы получить консультацию дистанционно у нас, необходимо загрузить результаты исследований, заключения лечащего врача в личный кабинет на сайте клиники. Личный кабинет можно создать, даже если вы не являетесь пациентом клиники. Затем специалисты – либо врач-онколог, либо консилиум в составе онколога, химиотерапевта и радиотерапевта – изучают представленную пациентом документацию и, в случае необходимости, предлагают варианты дообследования, дают рекомендации и уточняют уже назначенные методы лечения. Обратную связь пациент получает по электронной почте в виде документа со всеми необходимыми подписями и печатями. Но нужно иметь в виду, что подобный вид консультации носит рекомендательный характер.
Александр ПАНФИЛОВ.