Расширенное заседание Коллегии Минприроды России
15 апреля 2019 года
***
Уважаемые коллеги!
Всего за несколько десятилетий Россия прошла огромный путь: от ускоренного освоения природных богатств до ответственного отношения к природе.
Сегодня, пожалуй, не осталось ни одного человека, кого не интересует качество воды или воздуха, состояние почв или сохранение лесов, животного мира.
Мы с вами живем в переломный момент. И именно нам предстоит сформировать новую экологическую политику, сделав её передовой.
Россия богата ресурсами.
Много их или мало?
Хватит ли их будущим поколениям? Этот вопрос мне задают часто. Скажу лишь, что если мы ничего не изменим в ближайшее время, то ситуация по отдельным направлениям может стать критической.
Россия сохраняет лидирующие позиции по ресурсам, запасам и добыче полезных ископаемых, востребованных мировым рынком. Минерально-сырьевой комплекс даёт 40% доходов федерального бюджета. При этом,расходы государства на воспроизводство минерально-сырьевой базы составляютменее полпроцента казны. При условии стабильности частных вложений, это нормальная мировая практика. Однако у нас участие компаний в геологоразведке сильно зависит от стоимости полезных ископаемых.
В последние годы объём геологоразведочных работ радует. За счёт внебюджетных средств он вырос на 20%.Важно сохранить этот тренд.
Инвестиции в прошлом году составили 400 млрд. руб.(в 2017 – 311,8). За счёт компаний-недропользователей на баланс поставлено 55 месторождений углеводородного сырья. Впервые учтены данные 120-ти месторождений твердых полезных ископаемых (золота, алмазов, угля, полиметаллов и неметаллов).
В 2018 году получен прирост запасов питьевых подземных вод в Татарстане, Якутске, Приморском крае. Большой пласт работ проделан на полуострове Крым. Это направление остаётся одним из ключевых в нашей деятельности.
В конце прошлого года Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия развития минерально-сырьевой базы до 2035 года. В ней приведена оценка текущей ситуации и поставлены новые задачи для преодоления тех вызовов, которые стоят перед нами.
Сегодня на государственном балансе числятся запасы около 200 видов полезных ископаемых. 43 из них - наиболее важные (нефть, природный газ, уран, медь, никель, золото, алмазы и др).
С точки зрения обеспеченности мы их разделяем на три группы:
- первая обеспечена запасами на длительную перспективу.
- вторая группа с запасами до 15 лет.
- третья группа включает дефицитные виды. Это зона особой ответственности государства и бизнеса.
Бюджетные средства планируется направлять на выполнение региональных геолого-разведочных работ, формирование поискового задела и государственное информационное обеспечение.
О последнем скажу отдельно: мы должны вернуть российскую геофизику. Огромные массивы данных утекли за рубеж. Нам предстоит воссоздать утерянные сведения, развивая собственные технологии. Я убежден, что мы можем это сделать. У нас для этого все есть: самое главное опыт и специалисты.
Для дальнейшего наращивания внебюджетных инвестиций в геологоразведку мы предлагаем ряд мер: от вычета на геологоразведочные работы из налогооблагаемой базы до возможности выдачи лицензии единственному участнику аукциона. Нами подготовлены законопроекты, направленные на стимулирование развития технологий добычи трудноизвлекаемых запасов нефти.
Рассчитываем, что все эти законодательные инициативы будут рассмотрены Госдумой в весеннюю сессию.
Коллеги! Сегодня нет равных России по работе в Арктике. Это территория абсолютных инноваций с максимальным соблюдением экологических требований.
То же самое нам предстоит проделать «по открытию» Мирового океана. Добыча полезных ископаемых со дна – наш будущий горизонт. Для нас также очень важна работа над российской заявкой по границам континентального шельфа. Над решением этой задачи работают лучшие специалисты.
Кроме того, в 2018 году нам удалось сделать то, чего ждали 19 лет! С Министром нефти и энергетики Норвегии мы подписали Соглашение о сейсморазведке на шельфе Баренцева моря. Теперь в так называемой 10-тикилометровой «серой зоне» урегулирован порядок сбора сейсмоданных на потенциальных месторождениях нефти и газа на континентальном шельфе своего государства вплоть до и вдоль линии разграничения.
В целом, усилия по регулированию геологоразведочной отрасли мы планируем сконцентрировать на двух направлениях:
- снижении административных барьеров;
- ускорении согласования и предоставления в пользование участков недр.
Замечу, что высокую эффективность показал заявительный принцип. Рост активности недропользователей за 5 лет (2014-2018 годы) выражается в двух тысячах выданных лицензиях.
И мы идём дальше.
Исполняя поручение Председателя Правительства России Дмитрия Анатольевича Медведева, нами совместно с Министерством развития Дальнего Востока и Арктикирассмотрены возможности расширения заявительного принципа на участки недр, содержащих ресурсы полезных ископаемых категорий Р1 и Р2 (высоких категорий). Это кратно увеличит вложение средств инвесторов и повысит экономические показатели региона.
Планируем более широко использовать проектный метод.
Контроль и надзор призван обеспечить соблюдение недропользователями лицензионных обязательств.
Считаем, что при необоснованном затягивании ввода месторождений в разработку целесообразно применение меры ответственности в виде досрочного прекращения права пользования недрами.
Для задач наращивания запасов минерального сырья важным является снижение нагрузки на окружающую среду за счёт внедрения механизмов наилучших доступных технологий и рационального использования недр.
Все компании постепенно включаются в эту работу. За что хочу выразить их руководителям отдельную благодарность.
Уважаемые коллеги!
Реализуя задачи отрасли, мы уточним миссию и подходы АО Росгеология. В настоящее время произошла смена руководства компании. Идёт процесс формирования новой стратегии. Её основой может стать комбинированная модель интеграции сервисных услуг, обеспеченных научными компетенциями и партнерство с крупнейшими недропользователями. Это партнерство может стать ключевым для будущего геологоразведки.
***
Уважаемые коллеги!
Прорывной подход в геологоразведке нам необходим для решения задачи по превращению Северного морского пути в новую транспортную магистраль. К 2024 году нам совместно с коллегами из других министерств и ведомств предстоит увеличить грузопоток до 80 миллионов тонн в год.
На текущий момент основу грузов по Севморпути составляют СПГ, нефть, конденсат, твердые полезные ископаемые, уголь. Задействованы круглогодичные порты.
За прошлый год был проанализирован потенциал 118 проектов: от сырьевых до инфраструктурных. Их общий бюджет порядка 10,5 трлн рублей. Важно правильно расставить приоритеты.
Увеличение грузопотока возможно при своевременном вводе в действие всех планируемых проектов, в том числе инфраструктурных.
Это прорывной сценарий. Но при объединении усилий цели достижимы. Убеждён, развитие Арктического региона – это проект на многие 10-летия вперёд. И всё это время он будет влиять на благосостояние жителей нашей страны.
Важная роль в этом принадлежит науке и точности прогнозов. И если с научными экспедициями у нас в целом сложилось хорошее партнерство с разными компаниями, то Росгидромет объективно недофинансирован, и требует пересмотра текущей стратегии.
Значительный задел, созданный в советский период, постепенно ослабевает. Более того, жизнь требует новых решений, создания сервисных услуг для отраслей экономики, вовлечения в кооперацию всех участников погодозависимых отраслей.
Без вложений в инфраструктуру - серьезных результатов достичь невозможно. И глава Росгидромета Максим Евгеньевичем Яковенко выступает главным инициатором этих преобразований. Министерство оказывает ему максимальную поддержку. Уверен, что в ближайшее время вы станете свидетелями первого в истории Росгидромета государственно-частного партнерства.
Совместно с компаниями мы также обновляем экспедиционную инфраструктуру в Арктике и Антарктике. Буквально на прошлой неделе в Санкт-Петербурге положено начало строительству самодвижущейся ледостойкой платформы «Северный полюс», идёт реконструкция антарктической станции «Восток».
В этом году принят важный закон о национальной инспекции в Анатарктике, сейчас задача реализовать его положения в подзаконных актах и на практике.
Уважаемые коллеги, другим нашим безусловным приоритетом является экология.
Ключевые цели и задачи закреплены в Указе Президента России. Серьёзность намерений подтверждается стартом нацпроекта. До 2024 года затраты на его реализацию превысят 4 триллиона рублей. Из них 80 % - средства из внебюджетных источников.
В нацпроекте мы выделили пять ключевых направлений: «Отходы», «Воздух», «Вода», «Технологии», «Биоразнообразие». В каждом из них поставлены серьезные вопросы, требующие системных шагов. Часть задач – очень амбициозные, но мы уже пошли по пути перемен.
Сегодня у всех на слуху реформа по обращению с отходами. В рамках нацпроекта выделены три блока. Особенность этих проектов в том, что затронутые в них проблемы, копились не одно десятилетие. По части объектов - нет готовых решений.
Федеральный проект - «Комплексная система обращения с ТКО», пожалуй, стал главным событием прошедшего года. Этот вопрос сегодня беспокоит практически каждую семью. И это объяснимо. В год в России образуется 70 млн тонн отходов. У нас практически исчерпаны мощности полигонов, нет инфраструктуры по переработке мусора, требования САНПИН давно требуют пересмотра. При этом ежегодный рост коммунальных отходов составляет 3%. На переработку отправляется в среднем 5-7 процентов, остальное - захоранивается.
Наша ключевая задача - сформировать современную отрасль, включая условия для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов.
Большая часть задач возложена на публично-правовую компанию«Российский экологический оператор», которая начнет полноценную работу уже в ближайшее время.
***
Уважаемые коллеги, ответственным за создание эффективной системы контроля и учёта движения отходов I и II классов опасности определён Росатом.
Федеральный проект направлен на решение двух задач: создание единой системы управления и контроля сферы обращения с отходами I-II классов опасности и построение необходимой современной инфраструктуры.
Проект «Чистая страна» мы начали реализовывать осенью прошлого года. Предстоит ликвидировать 191 свалку в границах городов и 75 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда. Работы будут выполнены в 57 субъектах. В текущем году - в 13 регионах.
Коротко скажу о сложных объектах. По рекультивации свалки в Челябинске Правительством России определён единый исполнитель работ. Главное в этом году – разработать проектно-сметную документацию. Следующий этап – реализация проекта.
По полигону «Красный бор», где скопилось порядка 2 млн. тонн промышленных отходов, мы также нашли решение. В ближайшее время Министерство озвучит конкретный план действий.
В срок планируется завершить работы на 3-х объектах в Нижегородской области: «Черная дыра», «Белое море» и Игумново.
Проблемным остаётся вопрос ликвидации накопленного ущерба на БЦБК Иркутской области. С прошлого века там скопилось больше 6 млн тонн отходов производства. Реализация мер по ликвидации негативного воздействия возложена на Правительство Иркутской области. Ситуация затянута, есть вопросы к эффективности расходования средств. Сегодня мы проводим аудит по всем направлениям. По итогам будет представлен план работ.
Лично за реализацию проектов на сложных объектах отвечает заместитель министра Владимир Григорьевич Логинов. Уверен, все мероприятия будут выполнены в срок.
Коллеги, мы с вами должны понимать, что БЦБК – лишь часть огромной работы. Своим вниманием мы задушили Байкал в объятиях. При этом надо признать - заметных шагов в улучшении экологического состояния озера, либо выработки взвешенного подхода развития туристической отрасли - нет.
Туризм стал самым мощным фактором загрязнения природы побережья Байкала, так как условия для его сохранения на объектах рекреации не созданы. Очистные сооружения не справляются с очисткой сточных вод и не достигают установленные нормативы допустимых сбросов. Не организована работа по приёму, обезвреживанию судовых отходов. Всего на Байкальской природной территории расположено 1418 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. За последние два года надзорные мероприятия показали, что ни одно сооружение не достигает установленных нормативных значений. В ряде случаев их износ составляет от 60 до 90%.
Данные проблемы требуют комплексного решения, направленного на:
- внесение изменений в федеральный закон, исключающих сбросы сточных вод в озеро Байкал от промышленных объектов, объектов ЖКХ и рекреации, либо предполагающего иное их использование;
- пресечение фактов незаконного возведения объектов на прибрежных территориях;
- снижение загрязнения за счёт трансграничной реки Селенга, поверхностного стока и загрязнения через атмосферный воздух;
- разработку и внедрение справочника НДТ «Очистка сточных вод».
Это - амбициозные задачи, которые требуют широкого обсуждения. И я поручаю Ивану Владимировичу Валентику совместно с прибайкальскими регионами, учеными, общественностью сформировать комплексный план действий с конкретными сроками реализации.
Продолжая тему сохранения уникальных водных объектов, коротко расскажу о планах по оздоровлению Волги. В проекте участвует 14 субъектов, территории которых прилегают к берегам реки и её основным притокам.
Большая часть работ будет направлена на модернизацию технологий очистки стоков загрязнителей. Вторым этапом должна стать очистка остальных притоков реки.
В реализации проекта «Сохранение уникальных водных объектов» участвует 42 региона.
Усилия будут направлены на расчистку русел, ликвидацию мелководий, очистку берегов от мусора.
В прошлом году в первом чтении принят законопроект, позволяющий использовать в хозяйственной деятельности грунт, полученный при дноуглублении. Мы рассчитываем, что принятие данного законопроекта будет способствовать решению поставленных задач.
Отдельным направлением является строительство очистных сооружений. Всего по программе реализуется 39 инвестпроектов.
Сложная работа нам предстоит по сохранению подземных водных ресурсов. В прошлом году мы детально занимались решением вопроса воды для вододефицитных регионов и пришли к тому, что проблема даже не в отсутствии воды, а в потерях в сетях. Только подумайте, в некоторых регионах они достигают 60%! Её решение должно стать приоритетным направлением для регионов.
Другой задачей является повышение качества питьевой воды в рамках федерального проекта «Чистая вода».
Доля сельского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения к 2024 году должна вырасти до 90,8 %, городского – до 99%.
В ходе разработки проекта выяснилось, что по статистике в ряде регионов качество питьевой воды удовлетворительное, а по факту люди недовольны (Кабардино-Балкарская республика, Курская область, Мурманская область, Краснодарский край).Имеющаяся у нас информация также говорит скорее о наличии проблем, чем о благополучном состоянии. Поэтому важно проверить данные.
В этом году субъекты проводят оценку текущего состояния централизованных систем водоснабжения. По результатам сформируем сводный перечень первоочередных объектов. Следующим этапом станет модернизация и строительство. Исполнителями проекта выступают Минстрой России и Роспотребнадзор.
Уважаемые коллеги! Серьезным вызовом для федеральных органов власти, регионов и промышленных предприятий является реализация федерального проекта «Чистый воздух».Проект реализуется в 12-ти крупных промышленных городах, в 10 субъектах.
Для снижения совокупного объёма выбросов не менее чем на 20% предусмотрено свыше 330 мероприятий.
В прошлом году были разработаны и утверждены Комплексные планы по снижению выбросов. Пока не все 12 городов-участников проекта обеспечивают достижение 20-ти процентного снижения, но работа ведётся. До конца года будут подписаны все соглашения с регионами и предприятиями-загрязнителями.
Коллеги, одним из пунктов майского указа Президента в части экологии является применение наилучших доступных технологий всеми объектами значительного негативного воздействия на окружающую среду. С этой целью сформирован проект «Внедрение НДТ». Реализовывать его будем совместно с Минпромторгом России.
Для подготовки перехода промышленности на НДТ проведена масштабная работа. Приняты все необходимые для реализации закона акты - порядка 40-ка. Иными словами, сегодня создана вся нормативная база для перехода на НДТ и получение комплексных экологических разрешений.
Для реформирования системы ограничения негативного воздействия на окружающую среду принят закон о поэтапном оснащении предприятий I категории системами автоматического контроля выбросов и сбросов.
Для перехода на новую систему регулирования принят закон о сокращении предельного срока проведения экологической экспертизы с 3 до 2 месяцев с возможностью его продления по заявлению заказчика.
В прошлом году в целом совершенствовалась законодательная база контрольно-надзорной деятельности. Обеспечено внедрение риск-ориентированного подхода.
Мы также начинаем масштабную работу по реализации механизмов «регуляторной гильотины» в нормативном регулировании контрольно-надзорной деятельности. Мы укрепляем контрольную функцию. И много работы ложится на плечи Росприроднадзора.
***
Уважаемые коллеги, стратегическим ресурсом России являются наши леса. Это не просто отрасль промышленности, это наши легкие. 20% всего запаса лесных ресурсов планеты принадлежит России.
Мы видим, что по разным причинам сегодня накопилось много вопросов: от лесопожарной безопасности и незаконных рубок, до дефицита посадочного материала. «Узкие места» в лесном хозяйстве не перекрывают успешные показатели суммарных доходов от использования лесов.
Последнее время мы много говорим о создании нового Лесного кодекса. Очень важно, чтобы, занимаясь регулированием отрасли, мы в первую очередь определились с целью. Куда мы идем и зачем? Какие потребности у регионов? Какой лес нам нужен, кто хозяин в лесу и так далее? Не ответив на эти первоочередные вопросы, мы будем идти в неизвестном направлении с непонятным результатом. Этого быть не должно. Перемены назрели давно, и осуществить их наша совместная задача. За её реализацию отвечает заместитель министра Иван Владимирович Валентик.
В рамках нацпроеката мы сконцентрировали усилия на повышении эффективности противопожарных служб через их оснащение специальной техникой, а также программе восстановления лесов.
В 2018 году продолжилась инвентаризация лесов. Сегодня она составляет 55 % от всех лесов России. Полностью работа будет выполнена к 2020 году с использованием данных дистанционного зондирования Земли.
За рамками нацпроекта ведётся работа по борьбе с незаконными рубками. Уверен, пора инициировать введение уголовной ответственности за участие в сговоре и правонарушениях с «черными лесорубами»!
Уважаемые коллеги, неразрывно с лесом связан животный мир. Его грамотное регулирование - государственная задача. Минприроды России совместно с Советом Федерации, Государственной Думой, регионами уточняет и корректирует основные направления развития охотничьего хозяйства страны. В отрасли занято более 4 млн охотников. Несмотря на то, что, в целом мы наблюдаем увеличение основных видов охотничьих ресурсов, нам предстоит их масштабная инвентаризация.
Кроме того, много проблем выявлено за 9 лет правоприменительной практики закона об охоте. Министерство планирует в этом году подготовить новую редакциюПравил охоты, законодательно урегулировать вопросы внесения изменений в охотхозяйственные соглашения, регулирования численности охотничьих ресурсов. Все планы проходят обсуждение с научным и экспертным сообществом.
В целом хочу сказать, что представители общественности, экспертные и научные круги – наши главные союзники.
***
Коллеги, в отдельное направление выделено сохранение биоразнообразия. В последние годы мы значительно нарастили количество особо охраняемых природных территорий. Пришло время направить усилия на их развитие, а также усиление охранных функций.
Для повышения эффективности системы охраны внесён ряд важных изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», который расширил полномочия госинспекторов. Ведётся работа по сохранению отдельных видов животных.
Важной частью нацпроепкта является федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».
В качестве амбициозных задач мы ставим утверждение границ ООПТ. Внесение соответствующих сведений в ЕГРН позволит эффективно развивать данные территории, обеспечивать охрану, пресекать самозахваты. Что касается развития экологического туризма, то мы привлекли к работе представительней бизнеса. Проекты государственно-частного партнёрства уже формируются.
Одним из главных достижений прошлого года считаю принятие Федерального закона «Об ответственном обращении с животными». Благодарю всех, кто участвовал в этой непростой работе.
Кроме того, ужесточено наказание за преступления, связанные с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу России.
За онлайн торговлю особо ценными дикими животными введена уголовная ответственность.
Уважаемые коллеги!
Перед министерством, службами и агентствами стоят серьезные задачи. Важную роль в их достижении играют сами жители. Они наши проводники по многим вопросам. Активно участвуя в совместной работе, мы настраиваем систему максимально приближено к реальности.
И я благодарю Президента и Председателя Правительства России, каждого из вас за поддержку и личное участие в решении экологических задач.
Дорогие друзья, вместе мы строим новую реальность.
В стране появляется всё больше экологически ответственных граждан, компаний. И дело не в том, что это модно.Это - жизненно необходимо.
Призываю вас стать активным участником этой непростой, но очень интересной работы.
Предлагаю вам вместе с нами пройти этот путь.