Стёртое из современной истории историческое значение малых городов

Стёртое из современной истории историческое значение малых городов - фото 1Экологи подняли тему малых городов России. По российской классификации, малые города — это города с населением меньше 50 тысяч человек. Таков Суздаль — город во Владимирской области России, административный центр Суздальского района. Входит в Золотое кольцо России. Его население чуть меньше 10 тысяч человек, но в нем проходит фестиваль огурцов, первое упоминание о городе датировано 999 годом. Таков город Плёс, административный центр Плёсского городского поселения в составе Приволжского района Ивановской области, первое летописное упоминание Плёса датируется апрелем 1141 года. Таков город Пинега, с его знаменитым «Володинским кварталом», (не путать с Вячеславом Володиным – ред.). Узница почти государя Василия Васильевича Голицына, в Пинеге проживает чуть менее 4 тысяч человек

Историческая роль малых городов в ландшафте современного развития России фактически не прописана. Как считают, эксперты «ЭкоГрада», прописывать пока нечего. Фиксируем неминуемость утраты, уходим с фронта развития. Ставить в пример развитие малых городов Италии можно, но это будет не вполне корректно. Конечно, итальянцы создали лигу малых городов, для развития туризма, но всё это сравнимо «с торговлей на вынос». В лигу заурядному городку попасть не просто, да и доходы от туризма не решают всех проблем.

 

В России организована Ассоциация малых и средних городов. 10 и 11 июня 2025 года в поселке Доброград Ковровского района Владимирской области состоялось открытое совместное заседание Правления и Попечительского совета Ассоциации малых и средних городов России президент Ассоциации малых и средних городов России  экс-глава администрации Дмитровского района Московской области Валерий Гаврилов говорил об оптимизации налогообложения для малых городов. Налоговые льготы – это подспорье, но тоже не содержат рецептов решения проблемы. Возможно мы чего-то не видим, значит дискуссия.  

 

Эксперты «ЭкоГрада» Владимир Морозов и Антон Хлынов предложили формат дискуссии. Присоединяйтесь.

 

Владимир Морозов: «Малые населённые пункты: оптимизировать нельзя помиловать. Синтаксис, определяющий будущее страны

Если раньше с карты страны массово исчезали русские деревни, то теперь уже исчезают и малые города. Так, согласно исследованию РАНХиГС, подготовленном для Правительства, в России в ближайшие годы могут исчезнуть 129 малых городов с населением 3,4 млн человек. За последние десять лет численность жителей там сократилась минимум на 10%, и динамика ухудшается.

Для либералов в Правительстве все эти малые населённые пункты - обуза для бюджета, а стало быть, они неэффективны и нецелесообразны. А потому подлежат принудительной оптимизации, что и происходит последние лет 15 через реформу здравоохранения и образования. Людей вынуждают уезжать из родных мест в крупные городские агломерации, закрывая больницы, роддома, школы.

Формально происходит плановое укрупнение медицинских и образовательных центров. Просто оптимизация, ничего личного.  Всё это сопровождается деиндустриализацией. По данным открытых источников, за последние 30 лет было закрыто более 80 тысяч промышленных предприятий, прежде всего в глубинке. Людей выжимают из родных мест в крупные мегаполисы.

Ещё в 2011 году Минэк, который тогда возглавляла Набиуллина, прогнозировал, что за 20 лет из малых и средних городов страны иммигрируют в крупные города около 15–20 млн человек.  «Убывание городов небольшого размера – непреодолимая глобальная тенденция», – поясняла тогда Набиуллина. 

А как же демографическая проблема? Ведь давно известно, что в крупных городах, тем паче в городах-миллионниках, люди не в состоянии размножаться в количестве, необходимом для продолжения рода. Это связано с образом жизни (белка в колесе, жёсткий рабочий график, поздний возраст вступления в брак), экономическими условиями (жизнь сильно дороже) и психологической нагрузкой (крупный город давит и загоняет людей в матрицу).

В то время как в малых населённых пунктах наблюдаются более тесные социальные связи, традиционные взгляды на семью, близость к земле, природе, что так или иначе способствует как большому количеству детей, так и более раннему их рождению. 

В России сейчас чуть более 155 тысяч населённых пунктов. К концу советской власти в РСФСР было примерно 180 тысяч. За 35 лет исчезло порядка 25 тысяч малых городов и сельских населённых пунктов. Примерно по 700 ежегодно!

Правительству пора определяться, малые населённые пункты России - денежная оптимизация или ключ к демографии? Не говоря уже о национальной безопасности».

 

Антон Хлынов: «Мой коллега Владимир Морозов опубликовал справедливый текст о проблеме малых городов нашей страны: https://t.me/vemorozov/1603

Проблема эта, кстати, постольку политическая и экономическая поскольку экзистенциальная. Общество потребления рационализирует себя в технократическом плане, ему не нужны ни «топор», ни «печка», ни «лошадь», ни «плуг», и даже сад, посаженный своими руками ему не нужен. Это общество готово жить в искусственной среде. Осознание взаимодействия с Природой через тонкие сферы, взаимное обогащение жизнью данному обществу неведомы. И различие города и деревни как ипостасей бытия тоже неведомы ему. Города это общество превратило в техноурбии, центры манипуляции и потребления, а деревня ему нужна до той поры лишь, пока оно не технократизирует полностью весь процесс производства продуктов питания и прочих результатов сельского хозяйства. Лишь через осознание иррациональной с позиций современной технократии функции Человек - Природа можно по-настоящему возродить отечественную, национальную деревню и «малый» традиционный город в нынешних условиях. Хотя созидательно-рационального в размеренной природосообразной организации пространства, в исконном землеустройстве много на самом деле.

Крестьянство же происходит от «крес» - то есть «свет». Деревня - от древа, а город - от движения рода. Город - духовный центр управления, деревня - прорастание духа в пространство, в землю. Взаимное наполнение жизнью и сбалансированное сочетание духовного и материального, физического и умственного труда, творческого раскрытия - в близости к земле, в открытости небу и солнцу.

Вот и в это время наполненная жизнью природа начинает отдавать. С Медовым Спасом!».

 

Журнал «ЭкоГрад» возобновляет свою рубрику «Заброшенные города».

 

В фокусе город Мардай (также известен как Эрдэс или Дорнод – ред.) — заброшенный город уранодобытчиков в Монголии, расположенный в провинции Дорнод, в отдалённом районе к северу от Чойболсана. 

В 1970-х годах советские геологи обнаружили залежи урановой руды на северо-востоке Монголии. В 1988 году начало работу горнодобывающее предприятие «Эрдес». В 1980-х — начале 1990-х годов в Мардае проживало около 13 тысяч человек со всего СССР. 

Добыча полезных ископаемых прекратилась в 1993 году после распада Советского Союза, и Мардай был полностью заброшен. Местные монгольские жители разобрали город в поисках строительных материалов, оставив после себя разрушенный город-призрак.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить