Журнал "ЭкоГрад" публикует рецензию на книгу нашего постоянного автора Михаила Фёдорова на книгу "Убийство в Оптиной пустыни" о событиях 30-летней давности, которая вышла
Страшная трагедия произошла перед Пасхой 18 апреля 1993 года в излюбленном всем православным миром, знаковом монастыре Оптина Пустынь. Вспомним то время. На просторах бывшего СССР, да и в самой России все кипело и полыхало. В Абхазии грузины захватили Сухум. Резали и убивали абхазов. Шли бои на границе Таджикистана. В Москве не прекращались демонстрации. Лютовал ОМОН. Противостояние кремлевской власти и парламентской нарастало, а закончилось расстрелом Белого Дома.
Может быть, и об этом еще напишет русский писатель Михаил Федоров, ведь в его творчестве документальная канва главенствует, а талант прозаика позволяет ему создавать высокохудожественные книги, которыми зачитываются люди разных возрастов и изучают историки и эксперты. Ведь он почти всегда находился в центре событий, рядом или на пути к ним. Как гражданин, как журналист и писатель, как адвокат и следователь. А пока обратимся к его новому произведению.
Символично, что книга Михаила Федорова «Убийство в Оптиной пустыни» вышла к 30-летию со дня трагедии в монастыре Оптина Пустынь, где были убиты три насельника монастыря: иноки Трофим и Ферапонт и иеромонах Василий. Крови и смерти в тот злосчастный год было много. Но здесь! В тихом уголке провинции, призванном для молитв и духовного созерцания, нравственного совершенствования! Это событие без преувеличения потрясло весь православный мир. Описанию и исследованию той трагедии и посвящена книга автора.
Писатель сам признается, что долго не брался за эту тему, должно было пройти какое-то время. Надо было душевно успокоиться, собраться с мыслями. Хотя, вот что поразительно, он был промыслительным образом связан с ней практически сразу, поскольку уже на пятый день после убийства оказался в Оптиной по совету тогдашнего главного редактора журнала «Россияне» знаменитого поэта Владимира Фирсова. Потом неделями жил в монастыре, знакомился с братией, с жизнью обители, даже хотел оказать какую-то юридическую помощь в деле об убийстве, но монахи предпочитали только молиться и никаких правовых шагов не предпринимать.
Затем Федоров часто приезжал в монастырь, был на конференциях, где обсуждались события в Оптиной, и не взялся за перо только потому, что отсутствовала ясность, что же произошло там на самом деле? Её и сейчас нет в полной мере. Но время не ждет. Многочисленные описания полнились вымыслами, а порой явными искажениями. И вот чтобы отмести всякие домыслы, недоговорки и кривотолки, он поднял свои записки тех лет, вновь приехал в Калугу, ознакомился с уголовным делом, повторно посетил село Волконское, где вырос убийца монахов Николай Аверин, и сел писать книгу.
Она поражает точностью фактов, обилием документальных материалов. Это как путеводитель по дорогам и дням того 1993 года, когда проходили допросы, очные ставки, опознания, обыски, экспертизы. Автор ничего не приукрашивает, не «додумывает», а следует истине и пишет все так, как есть, как было на самом деле. Пройдемся и мы с этим «путеводителем» в руках.
В день убийства Козельск захлестнули облавы. Задерживали по подозрению и без всякого повода. Очень хотелось раскрыть преступление по горячим следам. На месте убийств нашли шинель, кепку, нож и сетки. Применили розыскных собак, и в сети милиции попал трудник из монастыря Карташов. Всё? Удача? Казалось, преступление раскрыто. Можно сверлить дырочку для медали и примеривать новые погоны.
В «желтой» прессе появляются мгновенные сообщения: вот такой-сякой, а еще работал в котельной монастыря. Как у Достоевского, когда Порфирий Петрович говорит Раскольникову:
– Вы и убили-с.
И еще всякие наветы, вплоть до людей с нетрадиционной ориентацией, мол, дело их рук. Чего только не лили изо всяких помойных ведер на монастырь. Но автор книги ведет нас дальше по пути расследования. Вот поступает сообщение о выстреле в лесной деревне Ольгинке. Какой-то парень стрелял из ружья в доме бывшего лесника. Этому известию особого значения тогда не придали. Мало ли кто стрелял и зачем?
А тем временем милиция и следователи «шерстили» по деревням козельского и соседних районов. Не давали покоя и монахам. Некоторых из них уже в который раз тянули на допросы. Это вызывало с их стороны противодействия, а кто-то и скрывался. Но вот найденные на месте преступления вещи были опознаны. Они принадлежали некоему субъекту, Аверину, из села Волконское.
Теперь уже стали целенаправленно искать этого человека. А заодно исследовать его биографию. Если коротко: Афган, кульпросветучилише, галлюцинации, попал под суд за попытку изнасилования, но спасся от тюрьмы в психиатрической лечебнице. Чтение книги все более захватывает, оно погружает нас не только в процесс расследования, но в атмосферу самого монастыря и всей округи. А фоном служат события, которые сотрясали весь 1993 год после убийства в предпасхальную ночь.
В Москве люди идут «стенка на стенку», вооружаются, назревает гражданская война. А Генеральный прокурор пишет книгу про ГКЧП, суд над ними стопорится. Авериным уже заинтересовались следователи, которые вели дело по убийству священника Меня. Если хотите прочувствовать атмосферу кипучего 1993 года, окунитесь в книгу Михаила Федорова. Мастерство настоящего прозаика состоит в том, чтобы, повествуя о частном, говорить в то же время и об экзистенциальном. Уметь обрисовать следы времени, эпохи, дать возможность ощутить читателю её знаки, звуки и запахи.
Хочется отметить, что все около полутысячи страниц держат читателя в постоянном напряжении, не позволяют ему оторваться, и все глубже окунают его во все новые и новые события, выворачивая изнанку правосудия, судьбы людей, втянутых в эту трагическую историю. Мы узнаем, что инок Трофим был родом с Прибайкалья, работал помощником машиниста, рыбаком, электриком, фотографом, сапожником. На траулере объездил полмира, и, в конце жизненного пути, удалился в Оптину.
Инок Ферапонт – с Оби. Искал свой жизненный путь, подвязался при соборе в Ростове-на-Дону, потом также держал путь в Оптину. А отец Василий был в мирской жизни отличником-студентом, ватерполистом, надеждой журналистки. И вдруг – Оптина. Какими они могли бы быть монахами, если бы не нож убийцы? Великими.
Эту книгу нельзя листать в метро за обедом. Если вы хотите по-настоящему узнать про то время, уединитесь и потихоньку читайте страницу за страницей, изучайте протоколы, всматривайтесь в фотографии и вам надолго запомнится этот труд писателя Михаила Ивановича Федорова. А нам следует только выразить глубокую благодарность автору, столь загруженному адвокатской практикой и созданием других книг, что у него дошло время и до событий апреля 1993 года в Оптиной пустыни.
Не знаю, может быть, писатель, чувствуя приближение своего 70-летия, решил сделать не сделанное, и понял, что откладывать «на потом» эту сакральную книгу больше нельзя. И правильно. Читатель получил метафизически важный во всех смыслах труд, который многое просветит и прояснит в его сознании. Но вот вышел он пока небольшим для нашего православного мира тиражом, всего 700 экземпляров. Но думается, эту книгу ждут переиздания, изложенное в ней не может остаться от читателей в стороне.
В заключение добавлю, что книга Михаила Федорова, несомненно, будет читаться и через год, и через десять, и через двадцать лет. Она исторична и современна. Как бы вне времени. И относится к литературе высшего ранга. А историю православного мира надо чтить и знать.
Александр Трапезников, член Союза писателей России, автор более ста книг прозы и публицистики