Интервью записанное корреспондентом Журнала Василием Климовым. БРИКС и ШОС посвящается...
Вместо пролога ...
Маска Ифе — древесный лик сумеречных времён —
Следит, ухмыляясь, за хороводом годов,
Проходящим в ритме маятника часового.
Я, маска Ифе, безразлична к векам
И в веках неизменна; сегодня — такая ж,
Как тогда, на свежей земле, когда изваяла меня
Первобытная сила искусства…
Большие маски приходят в деревню, —
Глаза маски — это глаза солнца; глаза маски —
Это глаза огня; глаза маски — это глаза копья;
Глаза маски — это глаза стрелы; глаза маски —
Это глаза топора; глаза маски — это глаза
Антилопы; глаза маски — это глаза змеи,
Горящие, горящие в черноте ночи...
Гимнов догонов
С 20 по 23 июня этого года в Москве, в Гостином Дворе, проходил XIII-й Международный Фестиваль изобразительных искусств «Традиции и современность». В нем участвовали чудесные и талантливые художники со всего света,
– Африка, Азия, Европа, Латинская Америка, представляющие самые разные течения в искусстве народов планеты. Но, поистине, украшением фестиваля стала коллекция предметов африканского искусства: их ритуальных масок, скульптур, исторических артефактов, предметов быта. Были представлены предметы от мелких форм до экспонатов 2-метровой высоты. Экспозиция, которая, на минуточку, заняла две огромные стены, - почти тысячу квадратных метров! Работ было не просто много, а очень много и впечатление на публику они оказывали подчас ошеломляющее. Да и понятно, ведь это необыкновенно яркое искусство пришло к нам в Москву из иных эпох: из каменного века, от древних анимистов, для которых весь мир, их окружавший, был сонмищем добрых и злых Духов, которых нужно было умилостивить или побороть! Сегодняшние африканцы, выросшие собственно в тех же нравственных и духовных условиях, что и их предки, пестуют и соблюдают свои давние традиции, отдавая дань уважения различным мистическим течениям. Не секрет, что и по сей день в африканских племенах главными духовниками служат колдуны, которые подчас и определяют понятия «Добра» и «Зла». А главными помощниками у них всегда были их «иконы», - ритуальные древние лики, воплощавшие в себя Мир Духов. Поэтому все эти маски в мире белых европейцев смотрятся столь необычно, внушительно, а подчас и пугающе...
Ритуальные маски являются органической частью жизни африканских обществ — как религиозной, так и повседневной. Служат предметами поклонения и почитания, в них верят, их боятся. Как и барабаны, многие другие фетиши также одухотворяют. О них слагают легенды, им посвящают ритуальные гимны. Существуют разнообразные танцы масок.
Когда я начинаю рассматривать, а потом и фотографировать эти маски вблизи, то вдруг понимаю, что сам нахожусь под их мистической властью: смотря на этот черный и «дьявольский» лик, я не могу оторвать от него глаз, будто под гипнозом мой взгляд устремляется прямо в провалы пустых глазниц, за которыми чудятся смутные силуэты, а в ушах стоят шорохи и потрескивания из иного мира… Я слышу и ощущаю дыхание опасных джунглей – неясные звуки, крики птиц, рычание диких зверей. А где-то вдали мне слышится какофония звуков – завораживающий ритм там-тамов и глухие раскаты ритуальных барабанов: маски втягивают меня в свой потаенный запредельный мир колдовства и мистики…
Маленькая беленькая девочка-москвичка оставляет мамину руку, с опаской подходит к деревянной скульптуре сидящей женщины, обсаженной детьми, вглядывается в ее черты, а потом неожиданно берет своей ручкой навершие скульптурки, стоящей у нее в ногах. Это тоже изображение ребенка, сидящего на чьей-то голове (видимо отца). Та легко поддается и оказывается, что это, - крышечка сосуда, который находится внутри головы. Девочка заглядывает внутрь, но там пусто. Как видим, у каждого африканского артефакта есть еще свое двойное дно! А может быть и третье и четвертое…
Встречаюсь с владельцем коллекции Андреем Александровичем Киселевым. Это солидный и обстоятельный мужчина.
- Андрей Александрович, здравствуйте! Поздравляем Вас с открытием Вашей выставки! Скажите, - как Вы пришли к такому необычному занятию, как собирание африканских ритуальных масок? Какие Ваши личные качества или случаи привели Вас к этому? -
- Здравствуйте! По жизни, - я Путешественник и Исследователь мира, меня окружающего! Мне все интересно, - как устроена Планета, кто и как на ней живет. С детства я мечтал о дальних странах, и особенно меня манила Африка. Прочитал горы книг об этом загадочном континенте. В свое время я умудрился объехать на машинке полмира: страны Южной Америки, Евразии и Африки. Особо меня впечатлила Черная Африка, южнее Сахары. Это совершенно запредельный и необычный для нас, европейцев, мир, а тем более, - русских, издавна обитавших на Северах. Представьте, - в густых джунглях, лесах и саваннах живут племена полуголых черных людей, в полном единении с дикой Природой, - всех этих жирафов, львов и носорогов! Причем, там все так переплетено, что вообще непонятно, - где здесь звери, а где люди? Увидев этот фантастический Африканский Мир, корни которого тянутся еще со времен доисторических, с истоков появления Человечества на планете, я понял, что должен донести такие уникальные вещи и веяния, в родную Россию. Тем более, что в душе моей есть стремление нести в массы знания о культурах разных стран: в молодости я организовывал в России и за рубежом международные Фестивали искусств, пытаясь как-то культурно обогатить не только нашу публику, но и иностранным участникам представить все разнообразие культуры русской. –
- Андрей Александрович! Так возможно ли Вас назвать пассионарием, - человеком, который стремится вперед и вперед, хочет изменить и улучшить наш бренный и скучный мир? –
- Вот уж не знаю, как-то не думал о таких высоких вещах! Просто я живу жизнью, что дали мне родители и иду своей дорогой, которая мне нравится. А изучение внешнего загадочного мира и открытие его нашим людям, - лишь часть этого. –
- А кто Вы по профессии, чем занимаетесь? –
- Я корабел, - у меня есть пару верфей и я строю новые корабли для разных стран. Помогаю людям пересекать Океаны! Большую часть жизни я занимаюсь судостроением и управлением финансовыми активами! -
- Скажите, - а почему именно маски и скульптура привлекли в Африке Ваше внимание? -
- Потому, что именно пластика и форма раскрывают по настоящему душу Африки! В то время, как для большинства веселых и бездуховных европейцев маски, - это часть карнавала, развлечение, игра, то для африканцев маска, - это часть их связи с потусторонним миром, это ритуал при колдовстве, перед охотой, на похоронах и т.д. Человек в маске преображается, теряет свою субъектность и перевоплощается в духа, которого эта маска изображает. Теперь он может перемещаться в пространстве в иные миры, творить колдовство, сам насылать духов и т.д. Традиции ритуалов с масками в Африке совершались ещё в период палеолита и продолжаются сегодня целой армией шаманов и колдунов…
Не менее сложная и глубокая, - это скульптура народов Африки. Нам это искусство представляется «примитивным», а на самом деле, - там «абстрактное» преобладает над «реалистичным»! Многие скульптурные изображения у них тесно связаны с миром умерших, который сильно отличается от мира живых. При этом, мастер, передавая изображение внутренней сути вещей, выражается сложным кодовым языком, который понимают только свои. Большинство этих статуэток – магические и для африканцев являются воплощением сил природы, они способны накапливать энергию жизни и высвобождать ее. А для непосвященных они еще и опасные, несущие незнакомую нам энергию, способную как-то воздействовать на нас. –
- Расскажите нам что-нибудь интересное о масках? –
- Вся «черная» Африка южнее Сахары, и по сей день живет на традициях, поэтому африканцы и сегодня широко практикуют в своих обрядах маски. Они используются в обрядах перехода в иной мир, на свадьбах, в моменты инициаций юношей, в ритуальных танцах перед охотой, накануне военных походов, на праздниках сбора урожая. Маски бывают мужские, женские и детские, варьируются в зависимости от возраста и социального статуса и, в целом, могут обладать чертами самого носителя, то есть могут быть индивидуально узнаваемы. Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX века стало высоко цениться в западной культуре и влиять на художественные воззрения и течения. А сами маски стали стоить на аукционах тысячи и миллионы долларов!
У самих африканцев маски использовалась в первую очередь в иерархических обрядах, связанных с демонстрацией власти и силы. Так, склонённая фигурка на голове маски означает почтение и смирение перед властью и высшей силой. Особую роль играет символика цвета: красный чаще всего означает жизнь, здоровье, радость; белый часто символизирует смерть и потусторонний мир, именно белыми становятся похоронные маски.
Все маски связаны с опасными силами, - с Духами, которые могут быть добрыми или злыми! Естественно, что колдун может использовать ее во зло или во благо! Мужская маска, – обычно красного цвета, женская – чёрного. Они используются в разных обрядах: обрезаниия, чествованиях нового вождя и похоронах. Они подчёркивают силу и опасности буша, а также связь этих сил с душами умерших.
В каждой африканской культуре есть свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, форма глаз и бровей, носа и ноздрей, форма рта, ушей, наличие или отсутствие зубов, причёска, расположение и форма лицевых шрамов и насечек, раскраска обычно позволяют достаточно точно установить её принадлежность тому или иному народу. А сами африканцы всегда знают даже мастера, что создал конкретную маску. Причем, типов масок великое множество. Есть лицевые, маски-шлемы, налобные, одинарные, двойные, тройные и т.д. –
- Андрей Александрович! Мы смотрим на эту коллекцию и видим, что здесь много изображений животных, а многие маски, - сами с «рогами и копытами». Что это? -
- Условно, все африканские маски делятся на «антропоморфные» с более или менее узнаваемыми человеческими чертами и «зооморфные», - изображающие разных животных (обезьяны, леопарды, антилопы, крокодилы, черепахи, рыбы, птицы). Подчас маска нам говорит, что ее владелец ведет свой великий род от конкретного зверя, живущего в буше! Кто-то ведет свой род от Льва, кто-то от Буйвола, а кто-то от крокодила. Эти зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Чаще всего эти маски использовались в ритуалах, проводимых африканцами перед охотой на какого-либо зверя. Они могут изображать буйволов, львов, крокодилов, антилоп, хищных птиц. -
- Скажите, а какие у Вас планы в отношении этой коллекции? –
- Мне очень хотелось бы, что бы это собрание находилось в одном месте, в этно-музее Африки, чтобы радовать и удивлять посетителей, будучи в тоже время источником появления новых книг и альбомов об искусстве континента. А со временем мы организуем передвижные выставки по территории всей России, что бы школьники и студенты могли видеть все это великолепие. Безусловно, коллекция должна и будет обновляться. Предметы из коллекции могут найти своих новых владельцев и радовать их своим присутствием. Содержание этой коллекции дело достаточно трудоемкое и затратное, потому мы рассматриваем варианты сотрудничества с государством и иными лицами по поводу инвестирования в неё. –
- Что ж, дорогой Андрей Александрович! Искренне желаем Вам воплощения всех Ваших чудесных идей! Счастья Вам и Процветания! Спасибо за интервью!