Михаил Федоров
80-летие суворовских и нахимовских военных училищ
Военно-воздушная академия взяла под крыло нынешних и бывших суворовцев
1 Снова в родном училище...
В Военно-воздушной академии имени профессора Жуковского и Гагарина прошли торжества по случаю 80-летия создания суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ.
В Воронеже на левом берегу сразу после косы на правый берег, у проходной военно-воздушной академии собирались бывшие суворовцы: они приехали сюда отметить 80-летие образования суворовских и нахимовских училищ, и в частности, своего – Воронежского суворовского училища.
Вот подошел с палочкой генерал-майор в отставке Корнеев, он выпустился в 1950 году. Вот подвели выпускника училища 1953 года майора в отставке Толмачева Владимира Афанасьевича. Он говорил с майором в отставке Морозовым Евгением Сергеевичем, выпускником училища 1961 года.
(Фото 1 Военная академия)
(Фото 2 Собираются ветераны)
(Фото 3 Ветераны)
На улице по-осеннему пригревало и, может, даже не стоило этим пожилым людям стоять на солнце, но они ждали своих суворовцев, и вот их большая группа поднялась по ступеням на проходную, курсанты в касках и с автоматами пропустили их сквозь вертушки.
Выйдя на территорию когда-то родного суворовского училища, ветераны разбились на группки. Впереди в сопровождении двух дам шел генерал-майор Корнеев. За ним, под ручку с внучкой, которую то и дело заменяли двое курсантов, Толмачев, и рядом шел Морозов.
Толмачев оглядывался по сторонам:
– Я поступил в училище 29 сентября 1945 года…
– А почему сюда? – я пристроился рядом и спрашивал его. – Ведь создали еще другие училища…
– У меня отец фронтовик… Жили мы на Сакко и Ванцетти.
– А корнями Вы откуда?
– С Урала…
– А мои папа и мама из Магнитогорска.
– С Нижнего Тагила…
– А я в Верхней Салде жил (рядом с Нижним Тагилом). Там папа служил. Строил гарнизон ракетной дивизии…
– У нас танкисты в Нижнем Тагиле, – говорил бывший майор. –. У нас же вагонзавод… Там район Шайтанка… А были в Нижнем Тагиле?
– Как же! Но я был тогда школьником… А в Воронеж приехали…
– Воронеж разбитый… Где утюжок – окна черные…
Здесь же поражала тишина и чистота: словно академию только что отмыли перед визитом ветеранов, а окна, словно улыбались, обливаясь светом.
(Фото 4 Справа налево Морозов, Толмачев с внучкой)
– У нас контрольно-пропускной пункт с этой стороны был? – Толмачев спросил у Морозова.
– Да… У того здания и направо. Вы помните? – отвечал Морозов.
– Оркестр там располагался… – говорил Толмачев. – Я хулиган был. Взял взрывпакет, зажег, и бросил в окно. На той стороне был магазинчик, – посмотрел вправо. – И там, когда муку привозят, страшная очередь. Бросил взрывпакет, а там же горит фитилек. Кто-то думал окурок прикурить… Ну ужас! Как рванет…
«Дети войны», – лишь отозвалось во мне.
Толмачев:
– А здесь зимой снег. Соберут в кучу. Сугроб. А мы выскакивали, обтирались. Какой-то хулиган лампочку разобьет… А здесь мы воронки от снарядов засыпали…
Посмотрел на двухэтажное здание:
– Там наш класс… Там церковь. Был клуб. Тогда еще начальником училища Буланцев был. Потом его сменил Дубянский. При Дубянском я закончил училище. У меня, кстати, дочери за могилой Дубянского ухаживают. На Коминтерновском кладбище. Прямо, потом направо аллея.
«Молодцы, дочери».
– Окончил в 53 году…
– И куда судьба понесла? – я снова шел рядом и спрашивал.
– В Омск.
– В Омское танковое?
Ветеран помотал головой:
– Общевойсковое… А танковое через дорогу… Мы дружили. А еще медицинское училище. И из-за них вражда…
– Из-за девчонок…
– Да… Рядом еще дом Колчака стоял. Мы на берегу Иртыша. Когда на Доманском загрохотало, нас бросили на Дальний Восток. Так железную дорогу сделали через наше училище. Елки-палки! У нас там тир был, тир снесли, и метров десять от реки – железная дорога.
Видно было, что тогдашнему курсанту тир был дороже.
Толмачев:
– И после училища?
– Группа советских войск в Германии. Потом Дальний Восток…
– Помотало…
– Я своих солдат нередко вижу по телевизору. Как где-то какой-то конфликт, мои солдатики обязательно там. Им по семьдесят лет, а они с автоматами.
Вот подошли к плацу, на котором стояли коробки кадетов, и остановились на его углу. В голове каждой коробки знаменосец со знаменем своего кадетского корпуса. Заметил кадетов Михайловского кадетского корпуса, Верхнемамонского казачьего кадетского корпуса имени Платова, Сомовского кадетского корпуса имени Суворова.
(Фото 6 Построение на плацу)
«Вот так в коробки строились наши войска на Бородино», – подумалось мне.
2 «Теперь он наш»
Здесь на краю плаца удалось поговорить с Морозовым.
Он рассказал:
– У нас с Толмачевым был один воспитатель майор с разведки Бурдюков Николай Андреевич. Он с 1918 года, майор. Он вернулся в разведку. Когда он ушел, помню мы плакали… И окончил училище в 1961 году. А в 1960 году Хрущев устроил сокращение. Помните «1 миллион 200»?
– Столько тогда уволили. Преподаватели ушли в гражданку. Писали тогда: «…генералы стали председателями колхозов…» А я 1961 году в техноложку (технологический институт – от авт.). Там три года проучился и перевелся в политех. Окончил, работал. Стал военпредом в институте связи. Мотался по командировкам по приемке, в 93 году уволился…
Спросил у обоих Толмачева и Морозова:
– А такого помните, Овчинникова Александра, отчества не знаю – отец нашего композитора Вячеслава Александровича Овчинникова, музыку к «Войне и мир» написал… Его отец интендантом был в училище…
Майоры задумались, а потом:
– Не припоминаем…
Заметил, что генерал Корнеев дает интервью журналистке, и подошел тоже послушать.
(Фото 5 Генерал Корнеев)
Корнеев говорил:
– …Учился (в суворовском училище – от авт.) шесть лет. Окончил в 50 году. Обучаясь в училище и после училища у меня возникла идея о том, как все это описать. Я обратился к товарищам, меня встретили очень хорошо. Ну, были стычки. Ведь мы – дети войны. Все решалось властью кулака. За кого-то заступался… Самые яркие впечатления у меня остались от моих товарищей, с которыми учился. Большое впечатление на меня произвели преподаватели училища. Они были в основном фронтовики. Офицеры-воспитатели тоже фронтовики. А помощники офицеров-воспитателей сверхсрочники, которые все о нас знали. Учиться сначала было трудно. Преподаватели? Мы думали, будут упрекать, что плохо знаем. Бездельники. Оказалось, наоборот, к нам было очень внимательное и индивидуальное отношение. Суворовское училище дало мне глубокие знания, чувство собственного достоинства, смелость в защите своего мнения. Преподаватели давали нам не только знания, а и методику преподавания, что потом мне пригодилось. А в то время кто герои у нас, у детей? Буденный, Ворошилов, Щорс, Котовский и мы все были ими захвачены. Папа в 42 году ушел добровольцем на фронт, маме тяжело. И меня в суворовское училище. Когда меня приняли, начальник учебного отдела меня к себе прижал и сказал маме: «Теперь он не ваш». Благодаря училищу я 40 лет прослужил. Все должности, начиная с командира отделения, пехотное училище, потом две академии Фрунзе и Генерального штаба. Мне пришлось через семь лет после окончания училища поступать в Военную академию имени Фрунзе. Вступительные экзамены: надо сдавать двенадцать предметов. Из двенадцати предметов я десять сдал на отлично. Только два предмета сдал на хорошо. С физикой не очень. Теорию я рассказал, стою, решаю задачу. Подходит ко мне капитан, и говорит: «Ну что, трудно? Четверки хватит?» Вы знаете, меня поразило. Здесь ведь (на территории училища) был дисциплинарный батальон в дореволюционной армии. И нас встретили красные кирпичи и решетки на окнах. И первое впечатление: «Ну мы и попали…» Ну а потом, такое впечатление. Первый наш обед. И когда нас привели в столовую, нас встретили официантки и дымящиеся пончики в тарелках, здесь наши души оттаяли. Ну а потом пошла жизнь. Понимаете, в училище нам насаждали военные порядки таким образом, чтобы мы понимали, что мы – будущие офицеры, и нас готовят, как замену действующим. Причем делали это очень аккуратно. Наш третий выпуск был 75 человек. Было всего пятнадцать выпусков. Выпустилось из училища где-то 1500 человек. Причем среди них известные офицеры: генерал-полковник Макашев, генерал-полковник Леонов. Он был главнокомандующим наших войск в Польше и выводил оттуда войска. Пашутин – наш выпускник, артист… Закончил я службу заместителем начальника штаба Прикарпатского военного округа… Я прошел все ступени: командир взвода, командир роты, командир батальона, командир полка, командир дивизии. То, чему мы в училище учились, это терпению, настойчивости. И понимаете, в тоже время человеколюбию какому-то. И я помню, когда мне пришлось будучи командиром полка в Омске заставлять призывников не бежать домой, а оставаться на учения, а сбежали и командир дивизии, и начальник политотдела, я сказал им: «Сынки! Вы сейчас будете решать судьбу знаменитого Сибирского военного округа. Вы должны помнить, что сибиряки спасли Москву, поэтому вы будете давать оценку целому округу…» Ни слова против. Убедил… Поэтому ребятам очень благодарен… Мы гордимся нашими правопреемниками (академия на территории Суворовского училища)…
Генерал закончил.
3 Митинг
Началось движение.
Ветераны прошли к трибуне.
Потом все замерло.
Раздалось:
– Равняйсь, смирно!
Командир доложил начальнику академии генерал-полковнику Зиброву.
Кадеты приветствовали начальника.
(Фото 7 Доклад начальнику академии)
Генерал Зибров прошел к трибуне и с гостями поднялся на нее.
Плац облетело:
– Под знамя Российской Федерации и знамя Воронежского суворовского военного училища смирно! Равнение налево!
Почетный караул под марш внес знамена.
(Фото 8 Знамена внесли)
Ветераны между собой переглядывались:
– Копия нашего знамени…
Вот от ветеранов слово взял полковник в отставке:
–Товарищи кадеты! Товарищи ветераны! Товарищи гости… В этот знаменательный день хочу поздравить всех ветеранов, а также кадетов. В 1943 году было созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища… Вы стоите в строю благодаря тому, что был указ о создании училищ. И вот прошло 80 лет. Ветераны, они остались ветеранами. Поэтому хочу пожелать им долгих лет жизни. И главное, чтобы в этой жизни вы только радовались, как наследники суворовских традиций. Спасибо за внимание!
Говорил батюшка:
– Дорогие ветераны, товарищи офицеры, курсанты, кадеты! Позвольте от имени главы Воронежской митрополии митрополита Воронежского и Лискинского Сергия поздравить вас со знаменательной датой 80-летием суворовских и нахимовских училищ. 1943 год – это год победы в Сталинградской битве, на Курской дуге, год освобождения Воронежа и одновременно это время возвращения нашей армии к историческим традициям. Поэтому обращение выпускника Киевского кадетского корпуса генерал-лейтенанта Алексея Алексеевича Игнатьева о создании суворовских училищ было принято и руководством страны и училища получили имя прославленного полководца Александра Васильевича Суворова. Вот эта историческая преемственность для вас является важной в защите Отечества. События сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что забвение исторической памяти, своих корней, памяти предков, оно приводит к разрушению страны и народа. Символично, что в августе этого года решением Патриарха Кирилла поставлен вопрос о возможной канонизации Александра Васильевича Суворова… Желаю всем с помощью Божией здоровья и сил, ветеранам – многая и благая лета, а тем, кто в строю, достойно служить нашему Отечеству.
Еще ветеран:
– От имени содружества суворовцев-нахимовцев… От имени кадетского братства… приветствую Вас с этим знаменательным юбилеем… Наше содружество объединяет сынов Отечества. В единстве сила. Если мы будем вместе, то победим и в этой, непонятной нам пока войне…
4 «Зачем надевать форму суворовца, если вы не видите себя в будущем профессиональным защитником Отечества»
Слово предоставили начальнику академии:
– Уважаемые товарищи генералы, курсанты, кадеты! – говорил генерал-полковник Зибров. – Мы сегодня собрались в этом историческом городке для того, чтобы чествовать наших ветеранов, которые в свое время были курсантами суворовских училищ, Если взять те годы, в какие создавались училища, это заслуживает отдельного внимания и уважения. Это произошло на воронежской земле после кровопролитных боев. Отсюда началось развиваться контрнаступление советских войск, которое закончилось в мае 1945 года. 25 января 1943 года правый берег города Воронежа был освобожден от фашистов. Дальше Сталинградская битва… Курская битва – тоже 80 лет в этом году. Это перелом в войне. Вермахт потерял практически все свои танки. И вот в этих условия Советское правительство думало о совсем маленьких сынах тех воинов, которые защищали наше отечество: и бойцов Красной армии, и партизан, и тружеников тыла и с оккупированных территорий. Огромное количество детей и сирот было вывезено потому, что родители погибли. В то время, когда нужно было делать все, чтобы победить врага, думали о подрастающем поколении. О будущем нашей страны, о будущем наших вооруженных сил, и соответствующим постановлением Совета Народных Комиссаров были созданы суворовские училища. И важно отметить, что эти суворовские училища стали носить имя великого нашего полководца, Александра Васильевича Суворова. И что символично, Суворов не проиграл ни одного сражения. На примере нашего русского воинства, на примере наших предков закладывался воспитательный потенциал в этих мальчишках. И что приятно отметить, что в нашей стране и сегодня развивается суворовское движение, создаются новые суворовские училища. В этом году 31 августа открыто Иркутское суворовское училище на базе бывшего военного авиационно-инженерного училища… Сам по себе напрашивается вопрос: преемственности поколений. Вот здесь присутствуют те юноши, которые в 40-е годы стали суворовцами Воронежского суворовского училища. Оно здесь вот в этих стенах существовало и выполняло свои задачи с 43 и по 63 год. Как в народе говорят, это «намоленое место». И сегодняшняя наша здесь встреча, дорогие мои, суворовцы, курсанты, обусловлена именно тем, что здесь в годы войны создавалось суворовское движение… Я хочу обратиться к тем мальчишкам, которые сегодня здесь присутствуют в красных погонах. Вы очень правильный выбор сделали для себя. Потому что справа от меня стоят курсанты академии. Они тоже в свое время были суворовцами. Эта плеяда стала в строй курсантов Военно-воздушной академии для того, чтобы продолжить свой путь, для того чтобы получить высокий уровень образования, достойного воспитания и стать офицерами российских вооруженных сил, элитой нашего общества. И подчеркиваю: общества нашего в целом. Поэтому я желаю вам, чтобы вы тоже не сходили с этого пути, преодолевали все трудности, которые у вас сегодня на школьной скамье, и в будущем в обязательно порядке стали курсантами нашей прославленной Военно-воздушной академии. Вот мы сегодня возложим цветы к мемориалу на Аллее авиационной славы. Многие из этих Героев Советского Союза, Российской Федерации заканчивали в свое время тоже суворовские военные училища, потом были курсантами авиационных вузов, а потом с честью и достоинством, мужеством и героизмом выполнили свой воинский долг и выполняют сегодня по сей день. Громят это отродье, которое возродилось на фоне неофашистских организаций, бандеровских всевозможных выкормышей, которые еще, к сожалению, и сегодня находятся и в Канаде, и в Великобритании, и в Соединенных Штатах Америки. У них сейчас попытка взять реванш за то, что у них не до конца голову оторвали в 45 году и уже после победы в Великой Отечественной войны с 45 по 58 годы шла война с этим отродьем. Поэтому мы продолжаем боевые действия, успешно продолжаем, и победа будет за нами! Товарищи ветераны, товарищи курсанты кадеты, от лица командования академии поздравляю вас с 80-й годовщиной образования суворовских и нахимовских военных училищ!
(Фото 9 Ветераны у трибуны)
В ответ побежало по коробкам кадетов:
– Ура!
– Ура!
– Ура!..
Прозвучал гимн.
Зибров потом продолжал:
– Чтим нашу приверженность к прежним поколениям, здесь на аллее авиационной славы отмечены их имена… Потому что за последние полтора года, товарищи курсанты, кадеты, в течение боевых действий… в деле борьбы с нацизмом, порожденного Западом с целью ослабления нашей Великой России, сотни наших выпускников награждены нашими государственными наградами… Будущая война высокотехнологичная. Выпускники нашей академии, летчики и штурманы, офицеры боевого управления, передовые авианаводчики, специалисты беспилотных летательных аппаратов, специалисты радиоэлектронной борьбы с честью и достоинством, мужеством и героизмом как это делали наши предки в годы Великой Отечественной войны, выполняют свой воинский долг. За полтора года двенадцать наших выпускников удостоены звания Героя России. Восемьдесят восемь выпускников, совсем молодых мальчишек лейтенантов, старших лейтенантов удостоены ордена мужества (посмертно) и как я сказал сотни… удостоены государственных наград за выполнение своего воинского долга… Поэтому мы должны помнить Ветеранов Отечественной войны. Чтить и помнить тех ветеранов, которые участвовали в Корее, Вьетнаме, в Афганской войне, на Северном Кавказе, в Сирийской Арабской республике и всегда нужно помнить, что преемственность поколений в нашей стране является фундаментальной основой для подготовки кадров и обеспечения безопасности нашего государства. Еще раз товарищи кадеты, обращаюсь к Вам. Я надеюсь, что последовательно со следующего года вы будете приходить к нам на службу в многотысячную семью для того, чтобы получать высокий уровень образования по избранной специальности, воспитания, будете достойными офицерами наших российских вооруженных сил. По-другому быть не должно. Зачем одевать форму суворовца, если вы не видите себя в будущем профессиональным защитником Отечества. Желаю вам успехов и буду пристально следить за судьбой каждого из вас. Как председатель попечительского совета данного суворовского училища, мы его создали, когда губернатором был Александр Яковлевич Ковалев, это была инициатива его, ветеранов. Вот до сих пор оно существует. Мы школу возродили (кадетская инженерная школа – на территории Академии – от. авт.), и флаг вернули… Товарищи ветераны, желаю вам всего доброго!
Зибров закончил выступление и вместе с ветеранами возложил цветы к мемориалу академии.
Мемориал поражал воображение. На пол ста метров влево и пол ста метров вправо мраморную стену заполнили таблички…
Все это отличившиеся воины…
Вот возложили цветы к мемориалу.
(Фото 10 У мемориала)
Вынесли знамя…
Началось торжественное прохождение кадетов.
Звучал марш.
Дух перехватывало от того, как эти мальчишки, одевшие на себя кадетскую (а когда-то суворовскую, нахимовскую форму) маршировали по плацу. Впереди каждой коробки развивалось знамя. И казалось, что все восемьдесят лет проплывают перед глазами. Идут выпускники набора 43 года, потом набора 44-го фронтового, 45-го победного, 46… 60-го…
Идут.
Эти полторы тысячи ребят, отдавших предпочтение трудной, гарнизонной жизни, кого-то на Чукотке, кого-то в Печенге, на Новой земле… А кого-то и в Севастополе… Казалось, весь Воронеж слышит эту поступь будущих командиров – цвета нашей армии, которую нельзя победить.
5 Концерт. Поминовение...
Ветеранов пригласили в клуб академии.
В честь ветеранов кадеты разных корпусов и курсанты академии дали концерт.
(Фото 11 Концерт)
В переполненном курсантами и кадетами зале ведущие обратились:
– За 80 лет существования суворовские и нахимовские училища воспитали более 80 Героев Советского союза, Социалистического труда, России. Четверых летчиков-космонавтов, четырех губернаторов. Более тысячи генералов, в том числе пяти генералов армии, свыше двадцати тысяч офицеров армии и флота, целую плеяду медицинских и творческих работников… а также десятки чемпионов и победителей Олимпийских игр… Именно по инициативе ветеранов-суворовцев и нахимовцев сегодня в России бурно развивается кадетское движение и кадетское образования. На сегодняшний день действует свыше 200 учреждений кадетского образования, несколько тысяч кадетских классов, где учится около 200 тысяч кадетов… А сегодня у нас в гостях ветераны суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ…
Поименно назывались ветераны.
Сообщались годы поступления, выпуска, последующая служба…
Курсанты и кадеты приветствовали выпускников…
Звучали изречения Суворова о служении Отечеству.
Кадеты пели песни, исполняли казачьи пляски, играли на музыкальных инструментах, выполняли приемы борьбы.
У многих ветеранов глаза были мокрые от слез.
Они попали туда, откуда сами вышли в жизнь, и теперь по их стопам идут эти юные, с чистым сердцем и чистыми помыслами мальчишки.
И сами подпевали им, чуть не вставали и плясали…
Концерт закончился бурными аплодисментами.
На порожках клуба ветераны сфотографировались с кадетами.
(Фото 12 Ветераны с кадетами)
(Фото 13 Кадеты)
Кадеты разъезжались…
Кому в Воронеж на улицу Космонавтов, кому в пригород Воронежа Сомово, кому на край области в Гороховку…
Ветеранов позвали в храм на молебен…
Ветераны шли, вокруг все изменилось: строем ходил курсанты, вот строй кого-то приветствовал: «С днем рождения». И все, даже одиночные офицеры и курсанты отдавали честь ветеранам.
А воспоминания не прекращались…
Толмачев:
– Здесь бегали пятьсот метров. А километр за территорию училища. И раз в неделю бежали три километра. Только тогда ты здоров… Здесь стояли пушки времен первой мировой войны. Мы в знак протеста подкатили их к складу овощному, потому что нам не давали квашенной капусты…
Суворовцам было что вспомнить…
И смешное, и мальчишеское, и военное…
На паперти храма встретил отец Сергий.
Ветераны:
– Здесь был клуб…
(Фото 14 Батюшка рассказывает)
Отец Сергий пригласил в притвор и рассказал об истории храма:
– Вы находитесь в храме святого Пантелеимона. Изначально он построен в 1873 году. Сначала был деревянный, но во время революции 1905 года сгорел. За основу взяли типовой проект воинского храма, в мае 1909 года заложили в 1911 году его освятили. В 1918 году церковь отделили от государства, но богослужения продолжались до 1926 года. Потом его закрыли, отдали под нужды армии. И с 43 года он стал клубом вашего суворовского училища. И качестве клуба просуществовал до 2009 года. Восстановили с мая 2009 и в июле 2010 года освятили… Сюда вернулась повседневная жизнь, богослужения совершаются, проводится исповедь, причащение, крещение…– батюшка показал на боковое помещение. В открытой двери которого виднелась купель. – Как видите, здесь и покрестим…
(Фото 15 Купель)
Может, у кото-то из ветеранов и мелькнула давняя мысль: может креститься, но никто об это батюшке не сказал.
Зашли в храм ближе к алтарю.
Батюшка:
– Иконы расписывал наш подполковник Конюхов…
«Вот, что значит русские офицеры!»
– Суворов святой или нет? – спросил ветеран.
– В августе этого года этот вопрос вынесен на изучение… – ответил отец Сергий.
– А как долго будет изучение?
– Сроков никто не устанавливал… Вопрос изучается… Вот, Федор Федорович Ушаков прославлен… Он был выпускником кадетского корпуса и свой воинский путь начинал здесь… И у него здесь невеста была, но у них не сложилось. Но он как праведный христианин, ее всю жизнь поддерживал… Так что, может, и Александра Васильевича…
– Вот бы, – вздохнули ветераны-суворовцы.
Батюшка:
– Если не возражаете, мы вознесем молитву за вас, за ваше здравие. Ну и потом помолимся об усопших…
Принесли стульчики. Ветеранов посадили. Теперь батюшка пел, кто-то крестился… Поминали тех, кто здесь учился, кто служил. Поминали и погибших на поле брани.
(Фото 16 В храме)
Заканчивая, батюшка произнес:
– … Царствие небесное усопшим. Вам многая и благая лета…
6 В музее....
В музей пошли уже не все. Нужно было подниматься на второй этаж, а это оказалось под силу не каждому.
(Фото 17 Ветераны у музея)
Но тех, кто пошел, не пожалели. Экспозиция поражала множеством вещей, фотографий, статуэток, картин, значков…
Глаза разбегались.
(Фото 18 В музее)
Заведующий музеем Прожеторко рассказывал о своем детище, а его только и успевали спрашивать: Сергей Миронович, а где это, где-то?
Вот подошли к уголку истории Суворовского училища.
(Фото 19 Уголок суворовского училища)
Прожеторко:
– Вот план суворовского училища. А где был спортзал?
Морозов:
– Вон там, – показал в угол схемы.
Прожеторко:
– Сейчас там новый корпус.
(Фото 20 У плана суворовского училища)
Вдруг Морозов воскликнул:
– Во, я! Жарков слева от меня. Справа Барановский…
Узнал себя в центре на фото трех суворовцев.
(Фото 21 Морозов увидел себя-суворовца)
(Фото 22 Морозов увидел своих преподавателей)
Увидел еще фото:
– А это преподаватель немецкого Лейтина Любовь Далмановна, майор… А это Черкасская Галина Ивановна, капитан, вела математику…
Вот так, найти себя в музее ветерану!
Стоило только благодарить завмузеем, собравшего такую коллекцию материалов.
Прояснился и мой вопрос насчет отца композитора.
В книге, которая хранилась в музее Сергей Миронович нашел:
– Овчинников Александр Григорьевич. 1906 года рождения. Начальник ПФС…
– Продовольственно-финансовой службы…
– Подполковник. Служил с 48 по 53 год…
Я напомнил:
– Отец, как рассказывала его дочь, сестра Вячеслава Овчинникова, хорошо танцевала…
Тут уже и что-то припомнил Морозов:
– Да, нас учили танцевать Мазурку, Польку, вальс бостон…Акритов Василий Петрович… Дирижер…
В музее чтили и участников СВО. Я нашел фото Калмыкова Героя России, о ком писал в книге «Герои СВО. Символы российского мужества», а Сергей Миронович подвел еще к стенду, и я узнавал:
– Вот летчик и штурман. Их сбили под Одессой. Вытащили… Этот, помните остров Земиный. Наши ушли со Змеиного. И хохол там и флаг и… Он их всех посшибал… А этот совсем молодой – сшибал самолеты хохлов с самого начала СВО…
- Какой Вы молодец, историю храните! – лишь вырвалось из меня…
Я подарил музею свою книгу «Герои СВО. Воронежцы» и обещал пополнить экспозицию музея другими своими книгами о военных.
Светило солнце…
Я покидал породнившийся мне уголок.
Надо было уходить…
Уходил, зная, что есть как сказал генерал Зибров «намоленое место», где чтут суворовцев, нахимовцев и историю…
Выйдя из проходной, шел по тротуару, а под ногами шуршала осенняя листва.
А на территории академии я не увидел ни одного листа на земле…
Вот где хранят идеальную чистоту!
Михаил Федоров, автор книг «Герои СВО. Символы
российского мужества» и «Герои СВО. Воронежцы»
24 сентября 2023 года