Loading...

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу»

 


Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 1Для организации экспедиции мы обратились к коллегам из Красноярского края.

Ответ главному редактору журнала «Экоград» Игорю Панарину.

Игорь, здравствуйте!

Татьяна рассказала мне, что на «Золотой черепахе» вы с ней говорили о возможности посещения «Мертвой дороги». Вам все еще интересна эта тема? В конце апреля я буду встречаться с человеком, который водит туда туристов, есть ли смысл обсуждать конкретные намерения или просто узнать - можно ли и всю сопутствующую информацию?

 

 

Виктория добрый день. Спасибо за письмо Мне хотелось бы узнать все сопутствующую информацию:
1) Есть ли оценка, во сколько обойдется тур на человека, на группу;
2) Сможем ли мы организовать предварительный информационный «подогрев проекта» информацией с места;
3) Сможем ли мы организовать экспедицию «на дорогу». Хорошо бы оговорить сроки, состав участников, составить дорожную карту.

 

Все поняла, буду узнавать. Единственный момент, нужно быть готовым к тому, что в последний момент все может отмениться, если например, поднимутся болота. Вертолеты со стороны Игарки туда больше не летают - садиться некуда, все заросло, только танкетки и пешком. Ну и конечно нужно понимать, что там будет АД - комары, болота, холод, даже в разгар лета. Нужна очень хорошая физическая подготовка и психологическая тоже. И тащить все придется на себе. Могу порекомендовать к прочтению мой отчет с Кодара на Туруханщине будет примерно то же самое, только хуже:))

 

С искренним любопытством, Виктория Рефас,
культовый журналист свободного профиля,
шеф-редактор журнала "Наводка туристу"

 

Трансполярная магистраль — в узком смысле, это современное название недостроенной железной дороги Чум — Салехард — Игарка, которую строил в 1947—53 годах ГУЛЖДС МВД. В более широком смысле - это современное название проекта железнодорожного пути от берегов Баренцева моря восточнее Архангельска до побережья Охотского моря и до Чукотки. Нередко в трансполярную магистраль включают город Мурманск и Архангельск в качестве крайних западных пунктов маршрута. Проекты железных дорог на Севере России начали появляться во второй половине XIX века. Дорога соединена с ж/д сетью страны через Печорскую ж/д.

 

Дорога начинается на станции Чум за Северным полярным кругом, на участке Елецкий — Харп пересекает Полярный Урал, работающий участок заканчивается в Лабытнанги, далее проходит по болотистому северу Западно-Сибирской равнины. Конечный участок Ермаково — Игарка также находился за Полярным кругом[

 

Отчет с Кодара:

Забайкальский вояж: Борлаг и на подступах


Tags: 

в метро спускаются туристы
уже в четвертый раз но их
наверх опять толпа выносит
не дав им посмотреть метро

Перашковое избранное

Увидеть то, что осталось от одного из самых засекреченных лагерей системы Гулаг Борского ИТЛ, было одной из главных причин, почему мне хотелось на Кодар. Природа, оно конечно, важно, но в первую очередь, интересно то, что связано с людьми, с историей страны и, в данном случае, с тем, как ковался ее ядерный щит. Теперь я понимаю, что «ковался» - не преувеличение, так как условия, в которых это происходило, были абсолютно бесчеловечными.

Сама дорога, ведущая в ущелье Среднего Сакукана, где на высоте 2300 м в мрачном каменном мешке добывали урановую руду, заслуживает отдельного рассказа. Пройдя ее от начала до конца на своих двоих, начинаешь осознавать, пусть и очень отдаленно, что чувствовали люди, оказавшиеся здесь в конце 40-х – начале 50-х гг. прошлого века. Построенная заключенными посреди бескрайних болот, пробитая в скальных породах, пересекающая ревущие реки десятком мостов, а болота – гатями, она до сих пор служит туристам и тем, кто зарабатывает на них себе на жизнь. 

Конечно, можно было доехать на вахтовке. Но сумма для шестерых оказалась слишком велика, да и, учитывая погодные условия, пришлось бы ждать довольно долго – первая машина пошла на Сакукан на 11-й день нашего пребывания на Кодаре! Мы встретили ее пассажиров на обратном пути.

В общем, выбравшись из песков и отобедавши, ломанулись мы по «сталинскому тракту», что на протяжении всех своих 20 км бежит по левому берегу Среднего Сакукана. Комары жрали так, будто мы были первыми теплокровными в их жизни. Накрапывало. Стоило вылезти солнцу – появлялись еще и слепни. На наше счастье на третьем километре местные укладывали свежую гать – самое труднопроходимое место на зимнике мы миновали по горбылям. Потом была еще пара-тройка затяжных и глубоких болотин, которые обходились по кочкарнику, цепляясь за деревья, растущие столь густо, что мачете не помешал бы. А так дорога как дорога – глубокие лужи, грязь, духота, болота, гнус, в общем, АД. 

за спиной у нас дорога, мы только что оттуда

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 2

весь путь сопровождался хлопками по разным местам 

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 3

но, тем не менее, все улыбались и радовались: "Мы же отдыхаем!"

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 4

Встретили эвенка на кочевье, расположившись на правом берегу Сакукана, он курил и не проявлял особого интереса, зато собаки, охранявшие оленей, чуть не охрипли. 
- а мы правильно идем?
- да, да
- а ущелье там?
- да, да
(напомнило диалог с киргизами в 2007-м: А лес будет? Канешна будет! А далеко? Канешна далеко!)

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 5

Часов в семь вечера (по-местному в девять, мы жили там по красноярскому времени), окончательно заебавшись, другого слова нет, и, потеряв наверно, по поллитра крови, мы нашли стоянку у реки, где и заночевали. Места эти характеризовались в отчетах как медвежьи, какашки тоже имелись, но мишка видать прятался где-то от дождя и кровососов. 

вместе с туриками с перди приходит срач

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 6

чем я и Игорь Палыч заняты с деревьями, лучше не думать

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 7

у нас новый год

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 8

К утру дождь утих, но прозрачно-бирюзовый Сакукан поднялся почти на метр, там, где мы вчера стирали носки, теперь ревел желтый, мутный поток. Ничего хорошего это не предвещало – все болотины на дальнейшем пути разлились, а когда мы вышли к входу в ущелье, река полностью скушала дорогу. Было неглубоко, максимум чуть выше колена, но вода оказалась ледяной, скорость ее – бешеной, естественно, снова пошел дождь и налетели упыри. Мы перешли Сакукан наверно раз шесть, прежде чем с двух сторон выросли до неба утесы, по которым стекали из облаков в клочки тумана водопады.

редкость - относительно сухой участок дороги

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 9

Сакукан на выходе из ущелья в Чарскую долину

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 10

у нас гости

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 11

на островке между потоками

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 12

самый красивый брод

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 13

Очередное бревно, очередная рука помощи, опять комары и полные воды сапоги и опять – прекрасная стоянка. 

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 14

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 15

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 16

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 17

Всего полпятого? Ну и ладно! Ночуем. Дождь был сочувствующий – он почти всегда прекращался, когда мы ставили лагерь и когда снимали его. В этот вечер был разведен спирт с изотоником, привкус малинки теперь всегда будет напоминать мне о мокрых ногах и мерзких летающих вурдалаках. 

"А вы напрасно смеетесь, я вам точно говорю: зима не будет!" объявила Лера, размахивая бутылочкой со спиртом

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 18

мы слушаем тебя, о Каа

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 19

На следующий день нас ожидало интересное. Ну то есть сначала был дождь, под которым мы собирались в стиле "все по 5 рублей"

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 20

А потом пошли болота, форсирования речек и твари, но появились и остатки цивилизации. «Сталинский тракт» перешел в «Аллею Сталина», по обеим сторонам которой возникали руины Борлага.

аллея Сталина 

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 21

последствия селя

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 22

мосты и гати до сих пор ходибельны

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 23

бараки, заборы, инвентарь и остатки построек 

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 24

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 25

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 26

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 27

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 28

Как строился этот зимник? В единственном на сотни километров населенном пункте – Чаре, геологи соорудили взлетно-посадочную полосу, и самолеты начали забрасывать в эту богом забытую пердь оборудование, грузовики, специалистов. СССР вступил в ядерную гонку и уран был нужен позарез. На постройку зимника с Транссиба начали перебрасывать зеков. Вот как вспоминала об этом вольнонаемная Елена Малькова: 
«Четыреста заключенных, как бурлаки, везли на эвенкийских санях брезентовые палатки, лопаты, спальники, продукты... Одеты они были не по сезону. Некоторые без рукавиц... Шли медленно, ноги тонули в снегу, холод был хуже всякого врага... На третью ночь где-то в районе Среднего Сакукана молодой заключенный, сидевший у костра, закричал, поднял вверх руки и... умер. Пальцы у него были белые... Из-за недоедания заключенные ослабли, и до конца не дошли еще семь человек. Замерзли. Все они остались лежать, прикрытые только снегом. На восьмые сутки из дошедших до брошенного прииска половина была с обморожениями, остальные - с простудными заболеваниями».
Стоит отметить, что никто из зеков, в рекордные сроки (осень 49-весна 50 гг) построивших дорогу, не дожил до момента, когда в Мраморном ущелье отгрузили первую тележку с рудой.

В долине Сакукана был расположен нижний лагерь, его узники поддерживали дорогу в приличном состоянии, здесь же располагалась обогатительная фабрика, - отсюда уран везли на грузовиках в Чару, а потом на самолетах «туда, куда надо». Уже вернувшись, я узнала, что в песках тоже был лагерь и т.н. реабилитационный центр для администрации, охраны и вольнонаемных сотрудников Борлага – профилакторий, ресторан, танцы… Но ничего похожего на руины мы в пустыне не видели.

На зимнике есть место - Камень, где разворачиваются машины, дальше дороги нет, ее съела река. 

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 29

Перебираемся по сыпухе над ревущим потоком, держась за корни и живые камни. 

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 30

Дальше почти везде дорога вот такая

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 31

а иногда вот такая 

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 32

фотографы радуются друг другу

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 33

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 34

всяческие шиповники просятся в чай

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 35

Зато мы смогли хотя бы частично почувствовать - каково было строить эту дорогу и жить здесь. В плане погружения в тему - очень полезно. хотя и полезно

кто-то ест репу, а кто-то чешет:)

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 36

самой сложной рекой для перехода считается Шаньга, приток Сакукана

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 37

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 38

"Люди, там же полная жопа!"

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 39

поэтому перед форсированием решили подкрепиться

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 40

и полюбоваться водопадом напротив трапезной

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 41

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 42

а потом Рома резво сбегал на другой берег и вернулся к нам с видом Моисея. И началось...

ты туда не ходи, ты сюда ходи

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 43

............

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 44

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 45

под ледяным мостиком было это

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 46

а потом резко делаешь прыг!

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 47

Рома устал от нашей бестолковости и спрятался

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 48

заключительное па броданса

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 49

указатели, поставленные музейщиками из Чары, не дадут заблудиться

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 50

Кого того?

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 51

все, что осталось от "турбазы", которую пытались построить в АДу в середине 90-х

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 52

Сакукан мрачен и холоден, только на берегу сдувает комаров

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 53

Заночевали у опор старого моста через Сакукан, унесенного половодьем. Монументальное сооружение. Быки из здоровых бревен, колодцы засыпаны камнями, форма опор позволяет выдерживать ледоходы уже 62 года. На правом берегу недалеко от моста находится могила альпинистки Нины Азаровой, погибшей при невыясненных обстоятельствах во время геологоразведки. 

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 54

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 55

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 56

Зимник уходил по мосту на правый берег, и там взбирался серпантином до самого Мраморного ущелья. Его и сегодня хорошо видно на склоне – неестественной прямоты линии сразу указывают на дело рук человеческих. Часть пути к верхнему лагерю мы потом прошли именно по нему.

К обеду следующего дня, продравшись через долбаный стланик, мы оказались почти у цели – речь идет о бывшей избе гидрометеостанции (ГМС), где обычно ставят базовый лагерь. По пути поглазели на водопады и другие красивости. 

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 57

Сакукан можно перейти вброд только в районе ГМС или выше. Взяли курс на баню и пошли стенкой. Ощущения были страшными, вода неслась столь быстро, что буквально сбивала с ног, под которые «бросались» валуны. А температура ее была, по-моему, близка к точке замерзания. Хорошо, что потом нас ждала теплая изба с чадящей печкой и без комаров. Теплые ночи закончились на левом берегу реки.

Место брода у ГМС - напротив ущелья Медвежьего

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 58

О нашем житье-бытье на ГМС и бросках на перевалы расскажу позже. А пока вернемся в Борлаг. Радиалка в верхний лагерь, скромно обозначенный на карте как «поселок геологов нежил», заняла у нас целый день. Сначала, традиционно, чача, аттракцион «перебрось Вику через ручей», стланик, мошка и медвежьи какашки: все это пока шли по тропе вниз по течению Сакукана. 

стены Кодара

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 59

первый брод - ручей Балтийский

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 60

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 61

второй брод - ручей Метельный 

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 62

Брод через Метельный выводит прямо на один из витков серпантина. Одна колея заросла ольхой, вторая представляет собой узкую и до сих пор ровную тропу, кое-где размытую водой. Потом тропа круто берет вверх, там, цепляясь руками за ветки и стволы, мы таки выбрались на оперативный простор, то бишь в гольцовую зону на высоту около 2000 м. Отсюда начинается то, что когда-то было лагерем. Зимник был единственным выходом из каменного мешка, образованного почти трехкилометровыми пиками и мрачными серыми каменными стенами.

конец тропы - вход в Мраморное ущелье

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 63

опоры ЛЭП видны снизу от Сакукана, они вообще не вписываются в пейзаж


Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 64

вокруг все серо, мрачно, в цирке висит морось, солнца нет, хотя напротив, в ущелье Того - отличная погода

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 65

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 66

найдите АВЭ

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 67

В жилой зоне лагеря хорошо сохранились бараки, сторожевые вышки. Видны зоны проживания заключенных, вольнонаемных, охраны. Сам рудник расположен выше, путь к нему идет по длинному снежнику. 

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 68

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 69

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 70

в одном из бараков починили крышу, сделали печку - здесь можно переночевать, правда дров нет. Перед крыльцом собраны артефакты

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 71

уносить из ущелья ничего нельзя - все фонит

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 72

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 73

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 74

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 75

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 76

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 77

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 78

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 79

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 80

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 81

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 82

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 83

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 84

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 85

Из воспоминаний вольнонаемного И. Е. Кудели
«И мы, и заключенные все время жили в огромных палатках. В бревенчатых бараках располагалось только начальство лагпункта и охрана. Морозы там были жестокие, а через дыры в нашей брезентовой крыше просматривались звезды... Получали мы прилично - по две тысячи рублей... Но выходить из Мраморного ущелья запрещалось. Нельзя было подходить к лагерной зоне. Хотя в самой штольне заключенные работали без охраны...»

Не буду подробно рассказывать о Борлаге, потому что есть человек, который может рассказать лучше. Фил Филимонов из Благовещенска, координат которого я, к сожалению, не могу найти, посвятил исследованию мраморного ущелья не один год и написал замечательную статью. Которую я настоятельно рекомендую к прочтению: http://john.5070.info/wp-content/uploads/2009/08/mramornoye.pdf

Еще интересный материал о Борлаге: http://www.memorial.krsk.ru/public/00/20050808.htm 
Старые снимки Мраморного ущелья тут: http://urban3p.ru/object3978/gallery/ 

Всего штолен было 4, вертикальная сегодня полностью поглощена ледником, еще две доступны для посещения, а последняя, говорят, завалена взрывом и запечатана свинцовой пластиной с надписью и факсимильным оттиском «ГУЛАГ СССР. БЕРИЯ». Кое-кто из исследователей-энтузиастов считает, что именно здесь нашли свою могилу те самые 700 заключенных, которые после приказа о ликвидации лагеря, должны были остаться на месте для использования «по особому распоряжению». 

Вид на ближнюю штольню

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 86

Возле верхних штолен сохранились остатки подъемных механизмов, тачки, металлический желоб, по которому руду скатывали вниз. Но мы туда уже не пошли. Сейчас жалею, но тогда сил не было вообще и зубы стучали от сырости и холода

Из воспоминаний вольнонаемного И. Е. Кудели
«… В выработках не было никакой принудительной вентиляции. Работали в едкой пыли. Почти все делалось вручную. Условия тяжелые. Когда начали не выполнять план, нас заставляли работать сутками. Три-четыре смены подряд. Не выходя из штольни. Но спать же хочется... Так мы, не соображая, что делаем, падали на эти кучи руды и спали прямо на них. Нам тогда говорили, что добываем свинец... Все было засекречено. Я, например, так ни разу и не увидел, как отправляли уран из ущелья... Но хорошо помню, что было много пустой породы. Очень много. Вскоре, практически все, что добывали, шло в отвал».
 

нашли табличку

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 87

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 88

После гибели Азаровой группу геологов-альпинистов, ведущих исследование залежей урановой руды в этом тяжело доступном горном районе Центрального Кодара, с 1949 года организовывала (тогда ещё МС по альпинизму) Пахарькова Любовь Яковлевна (1917-1968). 

(Из официальной биографии Пахарьковой Л. Я.) 
«…В 1949 году Любови Яковлевне было поручено подобрать группу альпинистов для работы с геологами, геофизиками и топографами на одном из предприятий ПГУ, расположенном в труднодоступном горном районе северо-востока Союза. Важность задания, трудные климатические условия, высокогорье, сложный скальный рельеф заставили геологов требовать помощи от квалифицированных альпинистов. Любовь Яковлевна подобрала группу из 8 человек, которые в течение 1,5 лет успешно проводили эту работу, когда зимой морозы доходили до –56 градусов…

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 89

…Создав на месте школу производственного альпинизма, подготовила группу 20 человек из числа специалистов по правильному владению альптехникой, что обеспечило выполнение производственных заданий. Все это и решило задачу. Группа в короткий срок выполнила задание руководства ПГУ. Лично Любовь Яковлевна, единственная женщина группы, участвовала в обработке геофизиками сложнейшего отвесного скального участка стены, работая по 10-12 часов на скалах, зимой при температуре ниже – 50 градусов С. Там же Любовь Яковлевна совершила с топографами несколько первовосхождений на неизвестные вершины, уходя в дальние походы с караванами оленей. Их этих походов иногда по месяцам не возвращались на свою базу… Ей и группе товарищей… было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта СССР». Она была четвертой женщиной Союза, получившей это звание по альпинизму…»

Находясь в ущелье, постепенно впадаешь в состояние какой-то подавленности. Если не знать, что там происходило, его даже можно назвать красивым, дико красивым. Стены - мокрые, черные или серые, теряются в тумане. Везде либо морось, либо вода, либо камни, остовы строений еще больше омрачают картину. Хочется и посмотреть все-все, и поскорее уйти, холод и сырость пробирают до костей, мозг просто не справляется с потоком мыслей: как тут можно было жить, что люди здесь чувствовали...

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 90

постарались поулыбаться на камеру, как смогли

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 91

Нашли камень поприветливее, пообедали и быстро пошли назад, навстречу солнцу. Стоило выйти с территории лагеря к началу тропы, дождь исчез, хотя за спиной затянуто серой пеленой было все. Стало как-то веселее. А потом солнце решило вознаградить нас радугой и теплом. 

Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 92

Не знаю, как у других, но мне было не по себе еще и на следующий день. Когда говорят: "Щас бы Сталина! Подняли бы страну!", хочется отправить этих болтунов в Кодарлаг. Сначала на лето вниз - на дорожные работы без репеллентов и накомарников, а потом на зиму - в штольни. 
Странно проводить отпуск в таких местах...

фото: Журнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 93esperanza_sibЖурнал «Экоград» приглашает своих читателей к участию в экспедиции на «Мертвую дорогу» - фото 93rvs_buratina

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить