В пресс-центре «Москва Медиа» прошла пресс-конференция, посвященная выходу книги известного урбаниста Яна Гейла и Биргитт Сварре «Как изучать городскую жизнь».
Руководитель Департамента природопользования Антон Кульбачевский представил книгу, переведенную на русский язык строительным Концерном «КРОСТ» по заказу Правительства Москвы и Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Как изучать городскую жизнь» (How to Study Public Life). Книга изначально вышла в 2013 году, а теперь переведена на русский язык концерном «КРОСТ». Специалисты отмечают, что это исследование может служить практическим руководством по благоустройству современных городов и созданию комфортных общественных пространств. На примере Мельбурна, Копенгагена, Нью-Йорка и других мегаполисов Гейл демонстрирует, что изучение городов необходимо, чтобы сделать их удобными для жителей. Ранее концерн «КРОСТ» уже переводил на русский язык другие труды Яна Гейла: «Жизнь среди зданий», «Новые городские пространства», «Города для людей». Журнал взял интервью у Генерального директора Концерна «КРОСТ» Алексея Добашина.
Журнал «ЭкоГрад»: В Москве есть много не только зданий, но и различных сооружений, над которыми крупными буквами надписано «КРОСТ», так почему строительная компания занимается несвойственными строительному бизнесу делами?
Алексей Добашин начал ответ чуть издалека, подводя «ЭкоГрад» к понимаю политики Концерна «КРОСТ»
- Мы проинвестировали и построили 15 заводов в Москве и области.- говорит Алексей Добашин.- Для чего это делается? Для того, чтобы создавать новый товар, новый инновационный продукт, новые рабочие места. Почему мы разбиваем парки? Потому что есть очевидная ответственность каждого из нас. Если есть возможность — отдайте что-то городу. Прибыль не самое главное в жизни. КРОСТ построил 38 храмов и сейчас возводится очередной храм для Национальной Гвардии. Если есть возможность улучшить что-либо вокруг себя, то это следует сделать. Нельзя замыкаться только на получении прибыли. И нельзя все расходы переваливать на московский или федеральный бюджет В Москве есть канал Лихоборка, длиной почти в километр, бывшая крайне запущенный район. Мы обустроили его и он превратился из промзоны в зону отдыха для всего района. Хотелось бы, чтобы эту инициативу поддержали и другие застройщики. Ведь почти у каждого объекта протекает рядом какая-либо большая или малая река, есть пруд или озеро. Да, не все реки размером с Енисей, они могут быть щириной всего в 1-2 метра, но когда их привести в приличный вид, то ни становятся удивительно красивыми, поэтому к большой Москва-реке надо добавлять тысячи километров малых рек. Каждый день надо думать о людях, каждый день совершать достойные поступки. Например, вовремя выданная людям зарплата -это тоже достойный поступок. И не надо заставлять, бизнес должен повышать зарплаты, развивать инфраструктуру своего района, помогать школам. Это должно стать культурой поведения. Если мы возьмем американские или европейские ВУЗы, то там есть уже отработанная и действующая технология открытости…
«ЭкоГрад»: А у нас есть нечто подобное?
Алексей Добашин: Нет у нас такого, можете спросить ректоров ВУЗОв. Я подаю пример того, как надо вкладывать в московскую землю. Разбиваю парки, строю храмы, прокладываю дороги высокого качества. Поймите, здания - это не самое главное. Главное то, что находится вокруг зданий.. «ЭкоГрад»: Судя по вопросу к вам из зала « Зачем строительная компания вкладывается в другие сферы?», Вы действительно являетесь первопроходцем в этом плане в России.
Алексей Добашин: В 2000 году я придумал « Парк- двор без машин», потом мы проектировали с Владимиром Плоткином дома в этом парке. Приходилось преодолевать много трудностей, связанных с устаревшими, порой, нормативами.
«ЭкоГрад»: Поясните, о чем идет речь?
Алексей Добашин: Вы знаете, раньше было запрещено опускать лифт в подземный паркинг. По нормативам лифт останавливается на первом этаже, и дальше вы спускаетесь пешком, как и поднимаетесь обратно к лифту. Но жизнь прекрасна тем, что в ней все постоянно меняется, и нормативы, в том числе. Ну, вот , например, что такое двор? Предполагается что это место, в котором мы живем. Но в жизни часто такого не происходит, поскольку двор заставлен складами автомобилей. Функция «склад автомобилей» выжигает все. Сначала надо убрать машины, а потом дать функции развития людям. Что мы делаем для этого? Берем экологов, биологов, физиологов, врачей для решения самой простой задачи. Например, у нас есть нормативы для строительства спортивных сооружений для олимпиад или чемпионатов мира. Там все прописано. Но нет норматива о том, какой должен быть уклон у детской горки.
«ЭкоГрад»: А как же их делают, эти детские горки?
Алексей Добашин: По старинке, на глазок. Нужна нормативная база, как говорит руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. Одно дело делать МАФы( малые архитектурные формы) для взрослых, и совсем другое для детей. Техника безопасности в двух случаях совершенно разная. Краешки для детей должны быть мягенькими, много еще что должно быть другим. Оказалось что в России крайне мало фирм, организаций, которые производят продукцию именно для городских дворов. Это направление надо развивать и развивать. Вот, собственно, зачем наш «КРОСТ» обратился к книге Яна Гейла «Как изучать городскую жизнь» (How to Study Public Life). Книга изначально вышла в 2013 году, а теперь переведена на русский язык концерном «КРОСТ». Если не заниматься пропагандой идей превращения наших городов в место комфортного проживания человека, то улучшения в нашей жизни сами собой возникнут очень не скоро. Людей надо воспитывать так, чтобы они понимали, что живут не только для себя, и что после них должно остаться что-то и другим, а не по принципу «однова живем, главное мне все и сейчас, а там хоть потоп», - подытожил Генеральный директор концерна «КРОСТ» Алексей Добашин.
Александр Перепечко