28 июня 2015 в России отмечается Международный день социального бизнеса (МДСБ). В этом году в программу многочисленные круглые столы, семинары, форумы и мастер-классы. Ключевым событием МДСБ стал итоговый круглый стол, который состоялся 25 июня в Москве в Торгово-промышленной палате РФ.
Что такое Международный день социального бизнеса? В мире этот праздник появился шесть лет назад благодаря лауреату Нобелевской премии Мухаммаду Юнусу. В России МДСБ проводится с 2012 года по инициативе Торгово-промышленной палаты РФ. Соорганизаторами МДСБ выступают Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», ОПОРА России, Российский союз промышленников и предпринимателей и Российский микрофинансовый центр. Всего в 2015 году в Международном дне социального бизнеса участвовали более 50 организаций. Мероприятия, приуроченные к «профессиональному празднику социальных предпринимателей», объединили представителей социального бизнеса и власти, членов общественных организаций, а также экспертов и рядовых граждан, неравнодушных к проблемам общества. Участники МДСБ получили возможность обменяться новыми разработками и идеями, оценить достижения коллег, обсудить возможные пути развития социального бизнеса в России.
«Международный день социального бизнеса — знаковое событие как для Фонда «Наше будущее», так и для других представителей сектора, – отмечает заместитель Председателя Координационного совета по социальному бизнесу и предпринимательству Торгово-промышленной палаты РФ, директор Фонда «Наше будущее» Наталия Зверева. - Его основным результатом стало понимание новых направлений и векторов развития социального предпринимательства в России. Надеюсь, что широкая общественная поддержка Международного дня социального бизнеса и освещение его мероприятий в средствах массовой информации послужат хорошим импульсом к расширению и укреплению экосистемы социального бизнеса в нашей стране».
В 2015 году мероприятия, приуроченные к Международному дню социального бизнеса, прошли во многих российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Омске, Курске, Красноярске, Калуге и других. Всего в праздновании МДСБ приняло участие 25 регионов. В столице мероприятия МДСБ прошли при поддержке Правительства Москвы. В качестве основной государственной структуры, поддерживающей всероссийский праздник социального предпринимательства, в этом году по установившейся уже традиции выступило Минэкономразвития России. Также в проведении Международного дня социального бизнеса в России приняли участие Центры инноваций социальной сферы (в настоящее время в стране работают 19 ЦИССов), образовательные учреждения, социальные предприниматели, Центры консалтинга и аутсорсинга «Наше будущее».
В прошлом году в рамках Международного дня социального бизнеса прошли 60 мероприятий, в которых было задействовано более 30 российских государственных, общественных, образовательных, финансовых и некоммерческих структур. Круглые столы, семинары и рабочие встречи состоялись в Волгограде, Нижнем Новгороде, Перми, Казани, Калининграде, Москве и других российских городах. Всего в 2014 году в мероприятиях, приуроченных к празднованию Международного дня социального бизнеса в России, приняли участие около восьми тысяч человек. С фондом «Наше будущее» я познакомился осенью прошлого года, и произошло это мягко и ненавязчиво. Пока я перекусывал на заправке ЛУКойла на 8 километре от МКАД по Рижскому шоссе в сторону области, было время рассмотреть то, что было выставлено на полках в зале. Ассортимент был не совсем привычным для магазинчиков при заправках. Я увидел плетеные изделия, расписанные вручную кружки, сумки, еще много чего. И поверх этого висела надпись «Больше, чем покупка!». Люди рассматривали, выставленные на продажу товары, приценивались, кто-то покупал. Далее поехал по своим делам, и житейские заботы как-то захватили, закрутили. В общем, забыл.
Вспомнил совершенно неожиданно, примерно месяц спустя, когдав Москве в октябре прошел IV Социальный форум России «Защита социальных прав граждан: партнерство власти и общества». Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» выступил соорганизатором Форума, в рамках которого состоялись мероприятия, посвященные развитию социального предпринимательства в России. Участниками Форума стали 1700 участников из 67 регионов страны. Они обсудили основные направления развития социального сектора и, в частности, социального предпринимательства в России.
Для собравшихся на Форум очень важно было познакомиться с лучшими практиками социального предпринимательства, которые сегодня реализуются в самых различных регионах страны. 22 проекта из 12 регионов страны поделились своими результатами работы в самых разных сферах жизни: детские досуговые центры и дома для пожилых, воркаут площадки по всей стране, пропагандирующие здоровый образ жизни, и молодежный и инватуризм, производство экологически числых моющих средств и косметики, переработка пластика и многие другие.
Естественно, внимание мое привлекла Катя Пушкарева из сериала «Не родись красивой», в жизни - очаровательная Нелли Уварова. На том социальном форуме в рамках мастер-класса Нелли Уваровой на тему «Как создать свое социальное предприятие?», актриса рассказала, что, начиная с 2010 года, достаточно регулярно проводятся выставки-ярмарки декоративно-прикладных изделий учащихся «Особых мастерских». Тогда актеры РАМТа приняли участие в организации благотворительной ярмарки и сыграли сказочное театральное представление для всех участников. Они были покорены работами этих необычных гончаров и ткачей. И тогда родилась идея: создать интернет-магазин необыкновенных, наивных подарков, чтобы как можно больше людей смогли приобрести эти авторские работы, сделанные с такой любовью и теплотой.
Так идея воплотилась в реальное дело. Нелли Уварова стала инициатором и соучредителем проекта «Наивно? Очень», в рамках которого появился сайт с простым и понятным адресом: www.naivno.com. Проект «Наивно? Очень» - предприятие социального предпринимательства. Социальное предпринимательство - это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. У предприятий такого типа может не быть спонсоров и меценатов, как и финансирования со стороны фондов и поддержки государства, они существуют за счёт самоокупаемости и выхода на уровень прибыли, получаемой от своей деятельности.
Например, задача такого предприятия – трудоустройство людей с тяжелыми психо-неврологическими нарушениями. Часто люди с особенностями развития творчески одарены, нужно просто дать им возможность эти способности реализовать и зарабатывать своим талантом. Мы производим и продаём уникальные работы и тиражную продукцию с рисунками людей с особенностями развития, которая находит спрос на рынке.
В настоящее время проект создаёт оптовые каналы сбыта тиражируемой продукции, которые будут своей рентабельностью перекрывать расходы по содержанию производственных творческих мастерских, где создают свои авторские шедевры особые художники. А именно - работу керамической, текстильной, полиграфической и столярной мастерских.
Проект открыт для диалога по различным формам сотрудничества. На данном этапе уже понятно: искусство людей с особенностями развития может быть востребованным во всём мире и в нашей с вами власти это сделать реальностью, - подытожила Нелли Уварова.
Теперь пора рассказать более подробно о том, что такое этот самый фонд «Наше будущее». В этом мне помогла руководитель Дирекции реализации программ Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Ирина Павлова.
- Сам Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» создан в 2007 году.- рассказывает Ирина Павлова.- Фонд ведет работу по поиску наиболее перспективных инновационных идей и проектов, их эффективной реализации на практике. Кроме финансирования в виде беспроцентных целевых займов, Фонд также проводит Премию «Импульс добра» за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства, предоставляет социальным предпринимателям консалтинговую и информационную поддержку, поддерживает информационно-аналитический портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство», разрабатывает образовательные программы и законодательные инициативы в области социального предпринимательства. В 2013 году стартовал пилотный проект по сбыту товаров социальных предпринимателей «Больше, чем покупка!».
Тему продолжила Скорая Татьяна Валерьевна, руководитель дирекции организации конкурсных программ, которая пояснила смысл бренда «Больше, чем покупка!».
- «Больше, чем покупка!»? Это бренд, который объединяет совершенно разных социальных предпринимателей, вернее, даже объединяет их продукцию, потому что эти товары могут быть изготовлены в разных мастерских, компаниях и т.д. Этот бренд будет опознавательным знаком, чтобы сориентировать покупателя. Бренд « Больше, чем покупка!» подскажет покупателю, что совершая такую покупку, вы не просто покупаете что-то, а делаете гораздо больше. Вы участвуете в судьбе социального предприятия, которое производит эту продукцию. А этот конкретный предприниматель при этом еще и решает социальную проблему.Нет, это сейчас не просто продолжается, это имеет очень большое развитие. Судя по времени – сентябрь 2014, как вы говорите о своем первом знакомстве с нашим фондом, это было две пилотные заправки в Москве, Московской области. Сейчас это порядка 50-ти заправок уже в четырех регионах России. Соответственно, сеть расширяется. В регионах, где есть заправки ЛУКойла, мы размещаем товары социальных предпринимателей. Сейчас продолжается конкурс. То есть он идет, он не заканчивался, любой социальный предприниматель, производивший или производящий продукцию какую-то, он может принять участие в этом конкурсе и, в, последствии, мы его увидим на полках в заправках АЗС.
Понятно, что и социальные предприниматели производят свою продукцию, чтобы добиться финансовой устойчивости, чтобы сохранять рабочие места для социально-уязвимых слоев населения. И в этом контексте возникает новая ситуация, в которой появляются покупатель и не просто предприниматель, а социальный предприниматель. И помогает им найти друг друга вот этот бренд.
Скажите, а причем тут АЗС ЛУКОЙЛа? Все-таки нефтяной гигант, у которого совершенно иные задачи в проведении своего бизнеса. Дети, нефтянка, прибыль и милосердие, все это как-то мало взаимоперескается. И причем тут социальное предпринимательство?
- Что касается вашего вопроса, почему, и, причем тут ЛУКОЙЛ, то я скажу так,- отвечает Татьяна Скорая.- С данным проектом нас связывает учредитель Фонда «Наше будущее» Вагит Юсуфович Алекперов, он же является президентом компании «Лукойл». Юридически – это две совершенно разные организации. У «Лукойл» есть свои социальные и благотворительные программы, свои фонды. Фонд «Наше будущее» - это личная инициатива Вагита Юсупова. Цель Фонда - помогать развитию социального предпринимательства в России
- Знаете, в наше сложное время это довольно редкая вещь, честно говоря..
- Редкая, поэтому и мы, и социальные предприниматели благодарны нашему учредителю за поддержку. Начиная с 2007 года, Фонд помогает социальным предпринимателям, на конкурсной основе выдает беспроцентные займы. Деятельность Фонда не зависит от экономической конъюнктуры. Программа «Больше, чем покупка» так же успешноразвивается. Ее цель – помочь социальным предпринимателям выйти на новые рынки сбыта, донести свою продукцию до конечного потребителя в разных регионах страны. Сеть АЗС «Лукойл» - прекрасная площадка для таких продаж. Мы Бренд «Больше, чем покупка» подразумевает то, что за каждым брендированным таким образом товаром стоит целая «история», Вы не просто совершаете покупку, а помогаете совершенно конкретным людям, например, детям-аутистам или способствуете возрождению культурных традиций, сельских промыслов и так далее. Мы знаем, что у продукции «Больше, чем покупка! Уже появились свои постоянные покупатели, которые ждут обновления линейки товаров, собирают, своего рода, коллекции изделий социальных предпринимателей.
С тех вот как я узнал о Фонде «Наше будущее» в ноябре прошлого года, что-то изменилось в его работе?
-Ну, Фонд всегда, скажем так, идет вперед, поскольку является пионером в сфере социального предпринимательства. Например, недавно мы подвели итоги Всероссийского конкурса «Социальный предприниматель 2015» и поддержали еще 8 проектов. Всего с 2007 года Фонд поддержал 143 проекта в 48 регионах на сумму 335 800 000 рублей..
Обозреватель журнала «Экоград» Александр Перепечко