В России без воды никуда. И президент о том же

 В России без воды никуда. И президент о том же - фото 1Президент РФ Владимир Путин высказался за серьезную модернизацию водохозяйственного комплекса России, открывая на теплоходе "Казань" в Ростове-на-Дону заседание Президиума Госсовета, посвященное состоянию и перспективам развития водного комплекса страны. По его словам, несмотря на развитие других видов транспорта, значение водных путей для России не становится меньше.


Протяжённость водных путей в нашей стране сопоставима с сетью железных дорог, но потенциал используется слабо. Как раз сейчас, напомнил президент, из-за потока отпускников на многих автодорогах возникла сложная ситуация. Решению проблемы отчасти помог бы перенос грузовых отправлений с автомобилей на речные суда. Но в сравнении с 80-ми годами грузоперевозки по рекам России уменьшились вчетверо, а пассажирские - в 8 раз. На заседании обсуждались вопросы углубления фарватеров на реках и озёрах, обновления флота и причалов, развития туризма.
Много объектов водного хозяйства вообще не имеют хозяина. Необходимо оптимизировать систему управления водным хозяйством за счет сокращения полномочий федеральных органов и там, где это обоснованно, передать их на региональный уровень, особенно, в области гидротехнических сооружений, считает глава государства.
Президент отметил, что одними призывами "беречь природу" здесь не обойтись. Предприятия должны иметь соответствующие экономические стимулы. Президент предложил также обратить внимание на регулирование процессов освоения паводкоопасных территорий, на которых "очень много неразберихи в вопросах застройки". Он призвал продумать систему "страхования гражданской ответственности за ущерб, нанесенный водной и экологической среде. Президент особо обратил внимание на необходимость правового регулирования режима трансграничных водных объектов.По словам главы государства, водный транспорт имеет в нашей стране большой потенциал. При перевозках на дальние расстояния их себестоимость снижается. При этом затраты на содержание водных путей сравнительно низкие. Тем не менее в это содержание необходимо вкладывать деньги уже сейчас. Кроме того, добавил Путин, для многих регионов водный транспорт просто не имеет альтернатив. Особенно это касается северных регионов России.

 В России без воды никуда. И президент о том же - фото 2


Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. В европейской части России функционирует не имеющая аналогов Единая глубоководная система, включающая крупнейшие реки, их притоки и межбассейновые соединения. Внутренние водные пути являются важнейшей составной частью транспортной системы России. Их эксплуатируемая сеть составляет 101,7 тысячи километров. На внутренних водных путях расположены 723 судоходных гидротехнических сооружения, находящиеся в федеральной собственности. На реках функционируют более 130 портов, имеющих соответствующие подъездные пути и оснащенных 828 береговыми и 247 плавучими кранами.
Состав флота речных судоходных компаний позволяет выполнять перевозки практически всех видов грузов. На долю внутреннего водного транспорта в России приходится менее 2% общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта, что значительно ниже, чем в ряде стран Европы (в Германии - 19 процентов, в Бельгии - 10 процентов).
Справка На сегодняшний день основными задачами внутреннего водного транспорта являются обеспечение низкозатратных перевозок крупногабаритных грузов на большие расстояния, транспортировка пассажиров в труднодоступные регионы — на север РФ и на Дальний Восток.
В то же время современное состояние внутренних водных путей можно охарактеризовать как проблемное. Самая главная проблема в последние годы — маловодность, и согласно прогнозам, остается риск сохранения такого состояния рек до 2025-2030 годов. В связи с этим на первый план выходит вопрос рационального пользования водными ресурсами для развития различных отраслей сельского хозяйства.
Большинство из действующих на внутренних водных путях России гидротехнических сооружений введены в эксплуатацию 50-70 и более лет назад. Ухудшение технического состояния гидротехнических сооружений, связанное с недостаточным для его поддержания объемом бюджетного финансирования и отсутствием действенных механизмов привлечения внебюджетных средств, привело в последние годы к снижению уровня безопасности при эксплуатации этих сооружений, росту риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Более 30 тыс. судов находится на учете в Российском Речном Регистре. Транспортный флот, являющийся главной составляющей основных фондов внутреннего водного транспорта, состоит примерно из 10 тыс. самоходных судов различного назначения (около 9 тыс. грузовых и 1 тыс. пассажирских и грузопассажирских судов). Средний возраст транспортных судов составляет 23,5 года. Наблюдается дефицит современных судов, прежде всего химовозов, судов для перевозки большегрузных контейнеров, судов смешанного (река - море) плавания нового поколения, в том числе ледового класса, комфортабельных пассажирских судов. Для открытия внутренних водных путей России для плавания судов под флагами иностранных государств необходимостью является развитие портовых мощностей на внутренних водных путях. Наиважнейший вопрос - обеспечение безопасности судоходства. Для этого на внутренних водных путях России идет развитие системы управления движением судов и информационного обеспечения судоходства, автоматических идентификационных систем, электронных навигационных карт.


Подготовил Александр Перепечко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить