Россия-Британия: любовь сквозь ненависть Часть третья

Россия-Британия: любовь сквозь ненависть  Часть третья - фото 1

 

 

В предыдущей части мы рассказали о том, как формировались русско-британские связи при дворе царя Петра Великого. Сейчас мы продолжаем наш рассказ о британских морских офицерах -участниках географических экспедиций Екатерины Великой. Собеседник обозревателя журнала «Экоград» Александра Перепечко кандидат философских наук  Владимир Ружейников.

 

А откуда вообще взялись английские, вернее, британские моряки в русском флоте? Что, у себя на родине они не могли найти работу? Или их квалификация оказалась хуже и не позволила занять достойные места в английском флоте?

- Да, нет, все не совсем так, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что постоянно воюющая на море Великобритания всегда воспроизводила некоторый избыточный запас офицеров флота. Когда боевые потери были незначительные, честолюбивые молодые люди оказывались не берегу. Капитан хоть самого маленького кораблика и капитан на суше, как говорят в одном из черноморских портов, это две большие разницы.   Если войны затихали, офицеры на берегу осложняли социальную обстановку и отягощали казну.

Известно, что владычица морей отправляла своих сыновей под другие флаги еще и с целью сбора географической и военной информации. Российское руководство тактично стремилось избавлять служилых англичан от участия в боевых действий против британской короны. 

Несмотря на постоянную озабоченность войнами со Швецией и Турцией, внутренними восстаниями, Екатерина II и Адмиралтейств-коллегия не оставляли планов изучения и расширения границ империи. В частности, в северо-западной части Тихого океана, где с 1741 г.   частным порядком начала формироваться Русская Америка. После встречи русскими в своей Америке и на Камчатке кораблей Джеймса Кука возникла необходимость защиты дальних рубежей от иностранного посягательства.

После первых географических экспедиций Василия Чичагова, Петра Креницынаи Михаила Левашова Адмиралтейств-коллегия спустя  двадцать лет инициировала отправку еще двух экспедиций, которые опять же могли встретится, а могли разминуться. Но на этот раз, судя по всему, решили подстраховаться - в обе секретные экспедиции пригласили британских морских офицеров, которые знали дорогу вокруг света.  

Отечественные географические представления тех времен оставались, мягко говоря, не сформировавшимися. Ко времени присоединения Крымаи заключения Георгиевского трактата (договора с Грузией, для тех, кто подзабыл) в 1783 г. было не ясно, стоит ли Тифлис на Каспийском или Черном море, или же вовсе посередине земли.  Для русских моряков Гибралтар казался концом света.

И что решили делать в такой ситуации?

- Российский посланник в Лондоне убежденный англофил граф Семен Воронцов положил, так сказать, глаз на двух участников третьей экспедиции Джеймс Кука (1776-79 гг.), дошедшей до тихоокеанских берегов российского владения  Ими оказались Джозеф Биллингс и младший по возрасту, но не по званию Джеймс Тревенен.   Оба эти офицера, оставшиеся по разным причинам на родине не у дел, готовы были сменить флаг и вернуться в перспективный во всех отношениях Тихий океан.   Оставалось пригласить в Россию еще пару офицеров того рокового путешествия, в частности, Джорджа Ванкувера и Уильяма Блая, чтобы   бы английская морская история выглядела по-другому.  В отечественной истории тоже есть немало примеров, когда на одном корабле собирались моряки, определившие лицо русского флота. Чего стоят только «три Федора» - Фердинанд Врангель, Фридрих Литке и Федор Матюшкин на шлюпе Василия Головнина «Камчатка». Хорошая плеяда адмиралов, успешная.  Правильно выбрать себе командира - это и удача и мастерство.

«Северо-восточная секретная географическая и астрономическая экспедиция», руководителем которой ее был назначен капитан-поручик  русского флота  Джозеф (Иосиф)  Биллингс,  должна была привычно пройти через Сибирь до Тихого и Северного океанов, выйдя на побережье, построить корабли и начать исследовать земли и воды, в том числе и северо-американские.   Помощниками к нему были определены  лейтенанты Гавриил  Сарычев, Роберт Галл и Христиан Беринг.

Кто они, британские офицеры, которым суждено будет стать российскими адмиралами?

- Кто?  Да хотя бы, Джозеф Биллингс (Иосиф или Осип). Он родился в 1758 г.  в семье рыбака. В третью экспедицию Джеймса Кука пошел простым матросом, сумел получить чин мичмана. Свой переход на русскую службу в 1783 г. объяснил влиятельному члену Адмиралтейств-коллегии графу Ивану Чернышеву так: «Я прибыл в Россию не столько с целью служить её величеству в качестве офицера флота, сколько с надеждой, что я буду использован в какой-либо экспедиции в соседние с Камчаткой моря. Прослужив на флоте двенадцать лет, из которых пять лет сопровождал знаменитого капитана Кука в его последнем вояже с целью открытия северо-западного прохода между Азией и Америкой, я льщу себя надеждой, что меня сочтут способным открыть торговлю мехами с островами, открытыми во время этого плавания».

Понимая, что он был далеко не первым сподвижником знаменитого Джеймс Кука, двадцатипятилетний Джозеф Биллингс был готов выдержать в России самый строгий экзамен по астрономии и мореходному искусству.  Адмиралтейств-коллегия нашла применение офицеру в описании реки Колымы «положения на карту всего Чукотского носа и мыса Восточного, також многих островов в Восточном океане, к американским берегам простирающихся».

В 1786 г. Биллингс со своими людьми был уже в Охотске.  Затем с    Гавриилом Сарычевым отправился исследовать устье Колымы, но к Чукотке пройти не смог.

Расскажите о Сарычеве

-  В экспедиции Биллингса принимал участие талантливый молодой лейтенант Гаврила Андреевич Сарычев. Вначале Сарычев пробился через горы до Охотска. Он отметил три горных хребта и первым определил их меридиональное расположение. Затем он двинулся на Индигирку и Колыму, где его ждали новые открытия. Принято считать, что именно Сарычев положил начало исследованию горного образования, позже получившего название хребта Черского.

Кроме того,  он занимался и астрономическими измерениями, что позволяло уточнять местоположение берега. Из устья Колымы экспедиция вначале направилась на восток, но, встретив непроходимые льды, повернула на запад. У мыса Большой Баранов Сарычев обнаружил и раскопал древние жилища морских зверобоев. Это были первые предпринятые с научной целью раскопки древних памятников Арктики. Обратил внимание и на колебание уровня моря, а также на поведение льдов, что позволило впервые предсказать существование на севере какой-то земли. Некоторые историко-географы считают, что таким образом он предвосхитил открытие острова Врангеля. Возвращение в Якутск принесло новые уточнения Яно-Индигирского междуречья, а Сарычеву – славу первого исследователя Верхоянского горного образования.Он еще составит лучшие карты  той экспедиции,  станет полным адмиралом и отцом российской гидрографии.

В 1788 г. на построенных в Охотске судах экспедиция занималась съемкой побережья Охотского моря. Проведя зиму на Камчатке, Сарычев знакомился со страной и ее богатствами, еще слабо используемыми, бытом камчадалов. На следующий год экспедиция направилась к Алеутским островам, открыв Шумагинские острова, названные по имени матроса, умершего и погребенного там. Еще через год была проведена съемка американского берега Берингова пролива «сухим путем на оленях». Открывали новые острова, и один из проливов ныне носит имя Сарычева.  Приобретена дружба островитянами-алеутами.

Дальнейший путь Джозефа Биллингса был не столько многотруден, сколь многогрешен. Но камни бросать в него не кому. Он успешно руководил своими офицерами, сам не уклонялся от опасности.  Конечно же, в минуты досуга мог бы менее расслабляться, интересы российской короны мог бы блюсти более ревностно. Факт остается фактом, масштабная экспедиция была завершена успешно и с гораздо меньшими потерями, чем предыдущие,  вернулась в 1794 г. в Петербург.

После возвращения из экспедиции Осип Осипович служил на Черном море, составил его атлас. В чине капитан-командора в 1799 г. попросился в отставку. Женат был на тете будущего декабриста  Павла Пестеля. Его дочь Надежда Осиповна, общалась с   Александром Пушкиным, оказалась позже в свойственных отношениях с Менделеевыми.      Сам же Осип Осипович Биллингс  скончался в 1806 г.   

Так, хорошо, о ком еще расскажете?

- Другой русский англичанин - лейтенант Роберт (Роман) Галл родился в 1761 г. и мог считаться ветераном русской службы, на которую поступил в 1774 г. гардемарином. Его отобрал сам Самуил Грейг.  Будучи назначенным в экспедицию Джозефа Биллингса был произведен в капитан-лейтенанты. В Охотске под его наблюдением строились суда для плавания в Америку. Побывал в Америке вернулся в Петербург капитаном 2 ранга.   Успешно служил на различных акваториях до 1805 г. став контр-адмиралом и Георгиевским кавалером за 18 морских компаний. Как и многих британских офицеров после разрыва с Англией его отстранили от флотских дел. Российское подданство принял только в 1810 г., когда англо-российские противоречия  еще не были разрешены. Поэтому следующее назначение он получил в те воды, где боевые столкновения с соотечественниками были исключены. В 1811 г. он временно исполнял обязанности Главного командира Черноморского флота. Далее опять Балтика (Ревель, командир порта) и Белое море (командир Архангельского порта и военный губернатор).  Умер полный адмирал и член Адмиралтейств-совета в 1844 г. 

Теперь об уже упоминавшемся выше русском англичанине ДжеймсеТревенене, знавшим дорогу вокруг света и готовым показать ее русским мореходам.  Родился он в семье викария в 1760 г.Сестра его вышла замуж за перспективного морского офицера Чарльза Пенроуза, который дослужился до вице-адмирала.  В тринадцать лет поступил в Морскую академию в Портсмуте. И еще через три года отправился на судне «Резолюшн» в кругосветную экспедицию Джеймса Кука.  В 1780 г. он был уже лейтенантом. Служил на кораблях, принимал участие в боевых действиях против французов под командованием своего командира Джеймса Кинга, с которым ходил в кругосветку, и перспективного капитана   Горацио Нельсона, тоже выходца из семьи священника. .Планы тихоокеанской «меховой» экспедиции появились у него в 1785-86 гг.  В это время его товарищ Джозеф Биллингс уже руководил   русским отрядом в Охотске. Не получив в Лондоне поддержки адмиралтейства и бизнеса, обратился со своей идеей к российскому посланнику Семену Воронцову.  Спрос и предложение совпали. С 1787 г. Джеймс становится Яковом Ивановичем и участвует в подготовке первой русской кругосветной экспедиции. 

 Решение об отправке русских кораблей было принято в самом общем виде в конце 1786г,   а уже весной 1787 г.  оформлено «Наставлением   начальствующему над эскадрой», которым был назначен капитан бригадирского ранга Григорий Муловский.  За основу этого документа Адмиралтейств-коллегия взяла наставление предыдущей экспедиции Джозефа Биллингса, сходной с ней по задачам.  Впервые русским морякам предстояло дойти до Тихого океана не сушей через Сибирь, а водой через мыс Доброй Надежды.  Северный ход в Тихий океан, как доказал Василий Чичагов, был закрыт.

 Выбор начальствующего лица для такого политически важного дела не мог быть случайным. Во многом Муловский остается фигурой загадочной. Современники подчеркивали личное участие в судьбе молодого офицера графа Ивана Чернышева,  генерал-фельдмаршала по флоту, президента Адмиралтейств-коллегии. Он был владельцем дворца на Мойке, Чернышёвой дачи, Аннинского медеплавильного завода. Есть основание считать Григория Муловского его незаконнорожденным сыном.

  Пока писались бумаги, были подготовлены парусники и люди на них. В эскадре были суда с говорящими географическими названиями «Холмогор», «Соловки», «Турухан», а так же с именами, вселяющими надежду в благополучный исход «Сокол» и Смелый». Русские корабли были больше английских кругосветных  «Дискавери» и  «Резолюшн».  В начале октября 1787 г. эскадра была выведена на Кронштадтский рейд, и, совершенно готовая к дальнему плаванию, ждала только напутствия императрицы и благоприятного ветра. Однако в этот время совершенно неблагоприятный летний ветер с Черного моря достиг осенней Балтики.

Что за ветер такой неблагоприятный? О чем Вы?

- Человек предполагает, а Господь располагает. Еще в августе началась очередная война с Турцией. Екатерина II к тому времени едва вернулась из своего Крымского путешествия.Готовую эскадру и ее «офицеров, матросов и прочих людей» Высочайшим указом было решено отправить в Средиземное море. Такое уже раз было. И будет еще. Почти два месяца прошло после начала боевых действий на юге, но подготовка эскадры не приостанавливалась.   Екатерина II советовалась с Григорием Потемкиным: «… не лучше ли будет под видом той экспедиции оборотить его (Григория Муловского) деятельно в Красное море, на Мекку и Медину, незаметно делая туркам пакости». Пока решали, куда послать эскадру, навигация вообще закончилась.  С началом навигации 1778 г. обстановка на Балтике осложнилась так, что стало не до отправки судов   куда-то дальше Ревеля. 

 А тут приключилась  и новая напасть. В июне шведский король Густав III, реформатор и реваншист,  открыл боевые действия против русских.   Григорий Муловский  получил под командование 74-пушечный корабль «Мстислав» и мичмана Ивана Крузенштерна к нему.

 В кампанию 1789 г., в июле состоялось не особенно кровопролитное Эландское сражение, в котором капитан бригадирского ранга Григорий Муловский был смертельно ранен вражеским ядром.  Екатерина II попеняла своим флотоводцам, что вялое сражение вряд ли стоило смерти такого достойного офицера.  Последний путь Григорий Муловский совершил на своем кругосветном флагмане «Холмогор». Ставшее госпитальным судно доставило тело героя в Ревель, где оно с почестями было предано земле.

Со смертью «начальника уважаемого, храброго и любимого подчиненными», казалось бы,  умерла и идея океанского вояжа.  Похоже, что война со Швецией (1788-1790 гг.) и одновременно с Турцией, как нарочно была задумана, чтобы сорвать первую русскую кругосветку. Все ее потенциальные участники погибли или были деморализованы.  Больше граф Иван Чернышев, душа русской военно-морской политики, не смог организовать ни одного масштабного географического проекта.

Что стало с русскими англичанами после краха проекта экспедиции?

- Капитан-лейтенант Яков Тревенен после расформирования экспедиции получил линейный корабль «Родислав», не имея командирского опыта. Но это было решение Самуила Грейга, командующего Балтийским флотом.   Нет оснований считать, что английский капитан есть конструкт русских англоманов, но и опровергнуть это трудно. Так екатерининский дипломат-царедворец Александр Безбородько писал своему коллеге Семену Воронцову: «Тревенен, которого Вы нам достали, человек отличный, и который из себя обещает знаменитого адмирала. Мы с Грейгом условились при первом случае стараться повесть его чином далее…».

И ведь повели до капитана 1 ранга, доверили командовать отрядом кораблей.  И потерю корабля не в бою простили, дали другой. Яков Иванович не только удачливо командовал, но к нашему счастью много писал. Вел дневники и посылал письма вице-канцлеру СеменуВоронцову через голову своего начальника Василия Чичагова. В частности, о русских матросах отзывался без всякого снобизма: «нельзя желать лучших людей, ибо неловкие, неуклюжие мужики скоро превращались под неприятельскими выстрелами в смышленых, стойких и бодрых воинов». А вот о командующем пишет плохо, упрекая его в нерешительности.  

А как воевали русские англичане?

- Пока шла война Яков Иванович подружился с Францем (Фрэнсисом) Денисоном, капитаном бригадирского ранга, принятого из британского флота на русский в 1771 г. Они оба женились на сестрах из семьи петербургского негоцианта Джона Форварсона, наследника знаменитого математика Навигацкой школы. Свояки выбрали общую судьбу. Оба скончались от ран, полученных в Выборгском сражении 1790 г., самым неоспоримым образом доказав свою преданность России. Старший командовал фрегатом «Св. Мария», младший - линейным кораблем «Не тронь меня». Сейчас уже подзабыли, что несколько задиристое имя корабля восходило к евангельскому сюжету воскрешения Иисуса Христа, которого первым встретила Мария Магдалина.  К ней Спаситель и обратился со словами «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему».

Не будем торопить смерть героев. Летом 1790 г.  после морского сражения возле Кронштадта, шведский флот укрылся в Выборгском заливе, где и был блокирован превосходящими силами русских по командованием Василия Чичагова.   Шведы готовились прорвать блокаду. Корабль «Не тронь меня» в составе отряда контр-адмирала Иллариона Повалишина из пяти кораблей стоял на самом вероятном направлении прорыва неприятеля.

ДжеймсТревенен во время блокады Выборгского залива через день писал графу Александру Безбородько. Молодой англичанин доказывал, что командующий преступно бездействует, предлагал свои планы кампании. Нехорошо это даже для любимца обращаться через голову флагмана, имея опыт службы в русском флоте всего три года. Конечно, ему хотелось стать вторым Грейгом, потеснить Круза и Кроуна. Он предлагал атаковать, учил самого командующего, рвался возглавить свой последний бой.  Легковесно как-то.   Не один   англичанин считал, что русский флот пассивен. Шептаться об этом начинали в окружении императрицы. Знал ли об этих интригах Василий Чичагов? Разумеется, поскольку он был в неплохих отношениях с Александром Безбородько. Упреки двора были понятны осторожному адмиралу.    Двор реально опасался очень близкого противника. Отряду контр-адмирала Иллариона Повалишина было разрешено начать атаку на противника. Джеймсу Тревенену дали понять, раз просишься вперед, начни, поддержим в случае успеха. Однако решительных действий предпринято не было.   Русские командующие больше времени проводили в спорах и переписках. Как нередко бывало, флот спорил со своей армией и с самим с собой.

Все счеты и взаимные претензии были   отложены до лучших времен утром 22 июня 1790г, когда шведы начали прорыв с попутным ветром, сначала тихим, потом сильным.  Шведские корабли шли под одними марселями, сберегая остальные паруса от огня русской артиллерии. По той же причине большинство матросов  было скрыто в трюмах  ниже ватерлинии. Шведы входили в стосаженные промежутки между русскими кораблями так полотно, что между гиком одного и бушпритом другого едва оставалось место. И проходил каждый шведский корабль весь строй кораблей Иллариона Повалишина немногим более четверти часа.  Стоящие на якорях русские корабли захлебывались в собственном дыму от выстрелов, а шведы накатывались группа за группой. Историки назвали эту часть сражения прогоном через строй. Близкими были и дистанции открытия огня. Противнику удалось сосредоточить всю мощь в первых залпах. Мало кто на русских кораблях был не ранен в первый час боя.  В 10 часов на корабле “Не тронь меня” одним ядром были тяжело ранены командир корабля капитан 1 ранга Тревенен и командир нижней орудийной палубы капитана 2 ранга Эйкин. Живший мечтой о кругосветке Джеймс Тревенен скончался в Кронштадте, куда вернулся его корабль после победы.  Вдова героя с дочерью покинули Россию. Согласно Британскому биографическому словарю вдова еще раз вышла замуж, а дочь умерла   в 1823 г. незамужней.

Конспирологи усмотрели бы в поведении русского главнокомандующего Василия Чичагова аналогию с царем Давидом, пославшим военачальника  Урию в самое пекло сражения, чтобы овладеть красавицей вдовой.   Морально ли из-за понравившейся женщины посылать подчиненного на верную гибель?  А из-за угрозы карьере?   

Василий Чичагов опасался смены поколений английских адмиралов на высоких флотских должностях по двум причинам. Во-первых, русские сами уже почти научились воевать на море и вырастили  плеяду замечательных командиров. Во-вторых, у самого адмирала и кавалера подрастал (в чинах) сын Павел, которому суждено будет стать военно-морским министром при императоре Александре I.  Так естественным путем  влияние британских морских офицеров  в российском флоте постепенно сошло на нет.

В екатерининскую эпоху в армии и на флоте служило, пожалуй, наибольшее в процентом отношении число иностранных офицеров. Часть из них, выполнив обязательства, отбыла в свои отечества, как например, герой войны с турками пехотный бригадир Хосе Уррутия, ставший в Мадриде генерал-капитаном. Борец за свободу испанских колоний в Америке Франциско де Миранда имел только чин русского полковника, но без места.  Кто-то был вытеснен с русской службы по комплексным причинам, как адмирал Джон Поль Джонс, культовая фигура американского военного флота.

Расскажите о нем

- Джон Пол Джонс родился в 1747 г., считается национальным героем США, одним из основателей американских ВМС, предводителем флота Конгресса во время Войны за независимость в Северной Америке. По происхождению шотландец. 

Был удачливым капером, искавшим счастья у британских берегов. После отказа США в 1785 г.  от каперства остался не удел в Париже. Безработный офицер капер был приглашен среди других в Россию.Российская императрица знала  о нем лично,  поэтому охотно перевела «из капитан-командоров Северо-Американских Штатов в капитаны ранга генерал-майорского» и определила на Черноморский флот.  Пол Джонс весной 1788г. возглавил парусную эскадру в Днепровском лимане и поднял свой флаг на корабле «Владимир».  В результате успешных действий эскадры, которая взаимодействовала с гребной флотилией под командованием Н. Нассау-Зигена и армейскими частями на Кинбурнской косе, возглавляемыми А. В. Суворовым, турецкий флот в сражениях под Очаковом потерпел серьезные поражение. Американца вытеснили с русской службы все-таки британцы, не простив ему участия в антиколониальной борьбе.  После войны он уехал в Париж, где через два года и умер. Только в 1905 г. тело русского контр-адмирала было перезахоронено на территории военно-морской академии США  в Аннаполисе.

 

 Кто-то покинул службу, разочаровавшись в себе, как неопределенных земель принц Нассау-Зиген Карл Генрих, знавший по-русски всего два слов «вперед» и «греби».  И их вполне хватало для общения храброму флотоводцу, между прочим, кругосветному мореплавателю.

Морские британские офицеры уступили место не только русским, но и немцам. Но немцам российским - остзейскими или балтийским.  Уже при Екатерине II они осознали величие православной государыни и честно ей служили, постепенно обретая российскую идентичность. За что и ценил их император Николай Павлович. Дескать, русские дворяне служат России, а немецкие - мне.

Из прибрежных немцев выйдут замечательные адмиралы, такие как И.Крузенштерн, Ф.Врангель, Ф.Литке, Ф.Белинсгаузен. Они и думать будут по-русски.  Так   барон Фердинанд Врангель будет восстанавливать знание родного немецкого в длительных путешествиях по Америке. А его старший родственник Георг Густав Врангель станет ведущим специалистом по русскому праву. 

Хоть и есть основания упрекать нас русских в преклонении перед иностранцами, нельзя не согласится с тем, что мы умеем приглашать учителей в наш дом, органично вписывая их нашу культуру.

Воздадим же по заслугам британским морским офицерам, служившим России, расширявшим ее границы, сражавшимся и павшим за нее! – завершил свой рассказ Владимир Ружейников.

 

Обозреватель журнала «Экоград» Александр Перепечко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить