Реки России: неиспользованное богатство хуже воровства Часть вторая

 Реки России: неиспользованное богатство хуже воровства 				Часть вторая - фото 1Президент РФ Владимир Путин высказался за серьезную модернизацию водохозяйственного комплекса России, открывая на теплоходе "Казань" в Ростове-на-Дону заседание Президиума Госсовета, посвященное состоянию и перспективам развития водного комплекса страны.


По его словам, водные объекты, по которым проходят внутренние водные пути с расположенными на них гидротехническими сооружениями, являются не только транспортными артериями. Они играют также важнейшую роль в решении таких хозяйственных задач, как водоснабжение, выработка электроэнергии, орошение, поддержание экологического равновесия, развитие туристического бизнеса.
Глава государства считает, что нужно развивать портовую инфраструктуру, современные контейнерные терминалы, а также обновлять речной флот.
Направление, которое обозначил президент РФ, — достижение сбалансированности перевозок разными видами транспорта и, как результат, снижение не только бюджетных затрат, но и издержек грузоотправителей. Речь идет о том, что возможности транспортировки грузов водным путем практически не используются или используются неэффективно. При этом более четверти федеральных автомагистралей работает в режиме перегрузки.
«Хотя, честно говоря, мы уже обсуждали этот вопрос, и поручение соответствующее правительству было ещё в апреле 2014 года посмотреть на эту проблему. Сами перевозчики не спешат менять свою привычную логистику. Работа здесь идёт, как говорится, по накатанному пути. Правительству, конечно, уже необходимо принять оперативные меры для стимулирования перевозок по рекам», — добавил Путин, приведя в пример Китай, где при сопоставимой с Россией протяженностью рек, грузооборот по водным путям в 12 раз больше.
Более 30 тыс. судов находится на учете в Российском Речном Регистре. Транспортный флот, являющийся главной составляющей основных фондов внутреннего водного транспорта, состоит примерно из 10 тыс. самоходных судов различного назначения (около 9 тыс. грузовых и 1 тыс. пассажирских и грузопассажирских судов). Средний возраст транспортных судов составляет 23,5 года.
Наблюдается дефицит современных судов, прежде всего химовозов, судов для перевозки большегрузных контейнеров, судов смешанного (река - море) плавания нового поколения, в том числе ледового класса, комфортабельных пассажирских судов.
В отрасли функционирует избыточное количество хозяйствующих субъектов, занятых перевозочной деятельностью,- говорится в в Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, - Подавляющее число мелких перевозчиков не в состоянии обеспечить эффективность, безопасность и качество перевозочной деятельности, соответствующие современным стандартам, а также не имеют предпосылок для устойчивого развития и не обладают возможностью аккумулировать собственные и привлеченные средства для обновления основных фондов, отличающихся высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости. Функционирование в отрасли большого числа перевозчиков, обладающих низкими показателями инвестиционной активности и кредитоспособности, создает угрозу дальнейшего сохранения устаревшей возрастной структуры основных фондов отрасли и дисбаланса между функциональной структурой флота и структурой платежеспособного спроса на услуги внутреннего водного транспорта.
Задерживается создание новой логистической сети, состоящей из транспортных, перегрузочных, складских и торговых звеньев, которая должна заменить ликвидированную административно-плановую систему управления грузопотоками.
Указанные проблемы не позволяют в полной мере реализовать объективные преимущества внутреннего водного транспорта в рамках единой транспортной системы страны. В связи с перспективой открытия внутренних водных путей России и вовлечением экономики страны в процесс международной экономической интеграции эти проблемы резко ослабят позиции российских судоходных компаний в конкурентной борьбе с иностранными судовладельцами за обслуживание экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, проходящих по водным путям России. Таким образом, анализ проблем внутреннего водного транспорта свидетельствует о том, что они имеют системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.


Александр Перепечко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить