Реки России: неиспользованное богатство хуже воровства Часть первая

 Реки России: неиспользованное богатство хуже воровства 				Часть первая - фото 1Президент РФ Владимир Путин высказался за серьезную модернизацию водохозяйственного комплекса России, открывая на теплоходе "Казань" в Ростове-на-Дону заседание Президиума Госсовета, посвященное состоянию и перспективам развития водного комплекса страны. Владимир Путин напомнил, что предназначение водных путей имеет комплексный характер. Они задействованы для решения задач в таких ключевых сферах, как гидроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство. Между тем, на сегодня преимущества, которые дает внутренний водный транспорт, реализуются не в полной мере.


Говоря о мерах, которые необходимо принять для решения проблем в этой сфере, глава российского государства остановился на самых важных, на его взгляд, направлениях. В их числе — преодоление инфраструктурных ограничений. К ним, по словам главы государства, прежде всего относится снижение глубины водных путей, она в последние 25 лет сократилась в среднем на четверть, а протяжённость путей с гарантированными габаритами судового хода снизилась на 30%. Эти проблемы усугубляются и маловодностью ряда рек. В таких условиях более половины судов не могут ходить с полной загрузкой.
«А это ведёт к убыткам, к увеличению количества убыточных рейсов — в итоге грузооборот водного транспорта уменьшился в 3,3 раза. В 1990 году грузооборот водного транспорта был сопоставим с автомобильным, сейчас разрыв увеличился в четыре раза. В 1980 году, для примера, по рекам было перевезено 481 миллион тонн грузов, в 2015-м — 120 с небольшим миллионов. Резко упали и пассажирские перевозки по водным путям. В том же 1980 году они составляли 103 миллиона человек, в 2015-м — 13,5», — озвучил президент.
Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. В европейской части России функционирует не имеющая аналогов Единая глубоководная система, включающая крупнейшие реки, их притоки и межбассейновые соединения.
Проблем с водным транспортом в России накопилось выше крыши. Большинство из действующих на внутренних водных путях России гидротехнических сооружений введены в эксплуатацию 50-70 и более лет назад. Каждый из нас хоть раз в жизни да видел их. Даже на взгляд неспециалиста видно, что они сильно обветшали и находятся в стадии деградации.
И это при том, что в России водные объекты, по которым проходят внутренние водные пути с расположенными на них гидротехническими сооружениями, являются не только транспортными артериями. Они играют также важнейшую роль в решении таких хозяйственных задач, как водоснабжение, выработка электроэнергии, орошение, поддержание экологического равновесия, развитие туристического бизнеса.
В Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года отмечено, что в настоящее время эксплуатируемая сеть внутренних водных путей России составляет 101,7 тыс. км. Большая часть этих путей обладает развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. На внутренних водных путях расположены 723 судоходных гидротехнических сооружения, являющихся федеральной собственностью, из них 335 сооружений включены в Российский регистр гидротехнических сооружений и подлежат декларированию безопасности.
На реках России функционирует более 130 портов, имеющих соответствующие подъездные пути и оснащенных 704 береговыми и 235 плавучими кранами. Состав флота речных судоходных компаний многообразен и позволяет выполнять перевозки практически всех видов грузов.
Что значит для России водный транспорт? - В регионах Российской Федерации, где имеются эксплуатируемые внутренние водные пути, создается около 90 процентов валового внутреннего продукта и проживает 80 процентов населения страны. В то же время на долю внутреннего водного транспорта в Российской Федерации приходится 2 процента перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта, в то время как в Германии - 11 процентов, Нидерландах - 34 процента, Франции - 10 процентов грузооборота при устойчивой тенденции роста речных перевозок, прежде всего грузов в контейнерах.
Более того, за 1985 - 2014 годы существенно ухудшились показатели, отмечается далее в Стратегии, характеризующие качество судоходных условий на внутренних водных путях России. Сократилась протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов. Гарантированные глубины судовых ходов были снижены на 26,4 тыс. км водных путей, в том числе в восточных и северных бассейнах на 54 процента водных путей с гарантированными габаритами.
К настоящему времени лишь около третьей части общей протяженности внутренних водных путей сохранили значения гарантированных габаритов судового хода на уровне 1991 года.
Для исправления ситуации глава государства считает, что нужно развивать портовую инфраструктуру, современные контейнерные терминалы, а также обновлять речной флот. Пока «темпы очень низкие»: «За последние 15 лет построено 800 судов, но они не могут компенсировать тот объём работ, который выполняли уже выбывшие суда, а таких судов в 13 раз больше, чем введено новых. Если в 2000 году на наших реках работало 21 тысяча транспортных судов, то сегодня осталось всего 11 тысяч, при этом их средний возраст превышает 36 лет», — привел цифры президент РФ.


Александр Перепечко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить